Решение об удовлетворении заявленных требований



2-721\12

                     РЕШЕНИЕ

                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2012 года Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Бойцовой Л.А.,

при секретаре Понкратьевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Зеленогорска в интересах неопределенного круга лиц к МУП Городское жилищно-коммунальное управление о признании незаконным действий управляющей организации по предъявлению к оплате потребителям сумм за услугу горячего водоснабжения,

установил:

Прокурор ЗАТО г. Зеленогорска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МУП Городское жилищно-коммунальное управление о признании незаконным действий управляющей организации по предъявлению к оплате потребителям сумм за услугу горячего водоснабжения. Свои требования истец мотивирует тем, что Прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск при осуществлении надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, проведена проверка в части законности предъявления МУП ГЖКУ к оплате потребителям сумм за оказание услуги горячего водоснабжения. На основании заключенных с собственниками договоров управления, МУП ГЖКУ осуществляет деятельность по управлению 342 многоквартирными жилыми домами, в том числе по приобретению для собственников коммунальных ресурсов по тарифам и нормам, установленным действующим законодательством. В целях обеспечения граждан коммунальными услугами, МУП ГЖКУ заключены договоры с МУП ТС на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и на теплоснабжение.

Проверкой установлено, что в квитанциях на оплату коммунальных услуг, предъявляемых потребителям к оплате за оказанные услуги горячего водоснабжения, МУП ГЖКУ отдельной строкой указывается: плата за горячую воду (нагрев) из расчета - руб. за Г кал; плата за горячую воду (хим. чистка) из расчета - руб. за куб.м.

Указанные действия управляющей организации противоречат требованиям жилищного законодательства РФ, нарушают права и законные интересы граждан - потребителей жилищно-коммунальных услуг, являются недопустимыми, т.к. исчерпывающий перечень коммунальных услуг, оплачиваемых гражданами в счет платы за коммунальные услуги, установлен ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ.

С учетом требований действующего законодательства в платежных документах должна быть указана одной строкой сумма платы за горячее водоснабжение, включающая в себя плату за теплоноситель, плату за тепловую энергию, необходимую для нагрева одного кубического метра холодной воды до необходимой температуры и объем потребленного ресурса.

Открытая система теплоснабжения, функционирующая в г. Зеленогорске, не является препятствием для включения платы за тепловую энергию, используемую для целей горячего водоснабжения; в сумму оплаты за расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1мЗ воды в открытых системах теплоснабжения, и предъявления ее в ежемесячных квитанциях одной строкой потребителям, в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.

Прокурор просит признать действия МУП ГЖКУ по предъявлению в ежемесячных платежных документах гражданам - потребителям суммы оплаты за услугу горячего водоснабжения двумя строками незаконными и обязать ответчика привести форму платежного документа за оплату жилищно-коммунальных услуг, предъявляемого потребителям в соответствие с действующим жилищным законодательством.

В судебном заседании прокурор Ермаков А.В. указал, что он поддерживая исковые требования по изложенным в иске основаниям, отказывается от заявленных требований в части признания незаконными действий МУП ГЖКУ по предъявлению в ежемесячных платежных документах суммы оплаты за услугу горячего водоснабжения двумя строками и просит суд обязать МУП ГЖКУ привести форму платежного документа за оплату ЖКУ, предъявляемого потребителям, с момента установления единого тарифа на горячее водоснабжение уполномоченным органом Красноярского края.

Представитель МУП ГЖКУ Васильев Н.В. по доверенности пояснил, что стоимость горячей воды складывается из двух составляющих теплоносителя и тепловой энергии, необходимой для нагрева теплоносителя. В г. Зеленогорске действует открытая система теплоснабжения, поэтому при расчетах с потребителями услуг горячего водоснабжения необходимо дополнительно к стоимости теплоносителя выставлять счета за тепловую энергию, используемую для целей горячего водоснабжения в соответствии с нормативами, установленными уполномоченными органами. МУП ГЖКУ согласно привести форму платежного документа за оплату ЖКУ, но только с момента установления единого тарифа на горячее водоснабжение уполномоченным органом Красноярского края.

     Представители заинтересованного лица Муниципального унитарного предприятия Тепловых Сетей (МУП ТС) Астапцов С.П. и Хаятов С.М. по доверенности пояснили, что МУП ГЖКУ при расчете с потребителями за горячее водоснабжение руководствуется п. 7 «Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47, согласно которого при открытой системе теплоснабжения потребителям предъявляется плата за тепловую энергию (руб/Гкал), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ в сфере теплоснабжения и расход теплоносителя (руб/куб.м) на цели горячего водоснабжения, исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. м воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии). Кроме того, Приказ Минрегиона РФ от 19.09.2011г. № 454, утвердивший примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг вступает в силу только 1 сентября 2012 года.

    Представитель Администрации ЗАТО г. Зеленогорск Чернышова О.Н. (по доверенности) поддержала доводы представителей МУП ГЖКУ и МУП ТС.

Заинтересованное лицо Министерство ЖКХ Красноярского края в суд не явился, представил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что поддерживает требования прокурора, поскольку орган регулирования в процессе формирования горячей воды проводит оценку экономической обоснованности расходов на дополнительную химическую очистку и деаэрацию холодной воды, включаемых в тариф на горячую воду, следовательно, расходы на ее химическую очистку должны учитываться при формировании стоимости покупки такой воды.

         Представитель Региональной энергетической комиссии Красноярского края (РЭК), привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что решение по данному делу не может повлиять на права и обязанности РЭК по отношению к сторонам настоящего дела.

     Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Судом установлено, что в г. Зеленогорске функционирует открытая система теплоснабжения - водяная система теплоснабжения, в которой сетевая вода непосредственно используется для горячего водоснабжения потребителей путем ее отбора из тепловой сети, в связи с чем, при расчетах с потребителями услуг горячего водоснабжения дополнительно к стоимости теплоносителя потребителям выставляется счет за тепловую энергию, используемую для целей горячего водоснабжения в соответствии с нормативами, установленными уполномоченными органами.

Тариф на теплоноситель для МУП ТС установлен Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края (РЭК) № 559-п от 13. 12. 2011г. (с изменениями, внесенными приказом РЭК № 3-п от 17.01.2012г.).

Количество тепловой энергии в 1м3 теплоносителя, используемой для целей горячего водоснабжения, установлено Постановлением администрации ЗАТО г. Зеленогорска № 479-п от 15.12.2009г. в размере 0,065 Гкал.

В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Исчерпывающий перечень коммунальных услуг, оплачиваемых гражданами в счет платы за коммунальные услуги, установлен ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах); отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Оплата перечисленных услуг осуществляется гражданами, проживающими в жилье помещениях, относящихся к жилищному фонду любой формы собственности, по единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории соответствующего муниципального образования, в зависимости от степени благоустройства жилищного фонда.

В соответствии с п. 7 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ № 306 от 23. 05 2006г., наименования и единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов определены в отношении горячего водоснабжения - куб. метр на 1 человека.

Приказом Министерства регионального развития РФ «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению» № 454 от 19. 09. 2011г. (вместе с «Методическими рекомендациями по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг») утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, и предоставление коммунальных услуг, в котором также одной строкой указывается размер платы за услугу горячего водоснабжения.

Регулирующим органом в сфере теплоснабжения является РЭК Красноярского края, которая в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» №190-ФЗ от 27.07.2010г. установила на 2012 г. тарифы на тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель (воду).

Письмом РЭК Красноярского края от 20.01.2012г. №2-77/4 «О тарифе на теплоноситель», разъяснен порядок применения тарифа, утвержденного на 2012г., а также пункт 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (приказ Минрегиона РФ от 15.02.2011 г. № 47).

Статьей 8 Федерального закона «О Теплоснабжении» установлен исчерпывающий перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары и услуги в сфере теплоснабжения: в том числе на региональном уровне. По общему правилу специально уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в пределах индексов, утвержденных Федеральной службой по тарифам России, устанавливает по муниципальным образованиям субъекта РФ:

1) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

2) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

3) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

4) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

5) плату за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;

6) плату за подключение к системе теплоснабжения;

Так, регулирующий орган субъекта (РЭК Красноярского края) утвердил тариф на 2012 год на теплоноситель, а с 01.01.2013г. при открытой системе теплоснабжения будет утверждать тариф на горячую воду.

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 417-ФЗ часть 1 статьи 8 Федерального закона «О Теплоснабжении» с 1 января 2013 года будет дополнена пунктом 5.1 следующего содержания: "5.1) тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения)".

Таким образом, требования прокурора о приведении формы платежного документа на оплату жилищно-коммунальных услуг, предъявляемого МУП ГЖКУ потребителям, именно с момента установления единого тарифа на горячее водоснабжение уполномоченным органом Красноярского края (в данном случае РЭК Красноярского края) в соответствии с вышеперечисленными нормативными актами следует считать обоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                    р е ш и л:

Исковые требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорска в интересах неопределенного круга лиц к МУП ГЖКУ удовлетворить.

Обязать МУП «Городское жилищно-коммунальное управление» г. Зеленогорска привести форму платежного документа за оплату жилищно-коммунальных услуг, предъявляемого потребителям в соответствии с действующим законодательством с момента установления единого тарифа на горячее водоснабжение уполномоченным органом Красноярского края.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в месячный срок.

Федеральный судья                        Л.А.Бойцова