Решение по иску прокурора о признании незаконным бездействия по исполнению федерального и краевого законодательства о социальной защите инвалидов трудового законодательства в сфере организации занятости граждан имеющих группу инвалидности



№ 2-939/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зеленогорск                            03 октября 2012 г.

    Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Тюрина Н.И.,

с участием помощника прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Лебедевой А.Г.,

представителя ответчика ОАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» Журавлевой В.И., представителей заинтересованных лиц КГКУ «Центр занятости населения ЗАТО г. Зеленогорска» Усковой О.Л., МО «Всероссийское общество инвалидов» г. Зеленогорска Куделькиной В.В., действующих по доверенности,

при секретаре Казанцевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Зеленогорска в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» о признании незаконным бездействия по исполнению федерального и краевого законодательства о социальной защите инвалидов, трудового законодательства, в сфере организации занятости граждан, имеющих группу инвалидности,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор ЗАТО г. Зеленогорска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» о признании незаконным бездействия по исполнению федерального и краевого законодательства о социальной защите инвалидов, трудового законодательства, в сфере организации занятости граждан, имеющих группу инвалидности. Свои требования мотивирует тем, что при осуществлении надзора Прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск проведена проверка соблюдения требований федерального трудового законодательства, законодательства о социальной защите инвалидов, Закона Красноярского края «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края», в филиале ОАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии», в ходе которой установлено бездействие ответчика по исполнению вышеуказанных требований Закона, что нарушает права трудоспособных граждан, имеющих группу инвалидности, проживающих на территории ЗАТО г. Зеленогорска на трудоустройство, полноценную реабилитацию, интеграцию в общество, гарантированные ст. 39 Конституции РФ, федеральным законодательством о социальной защите инвалидов.     

    Прокурор просит признать незаконным бездействие филиала ОАО «ОГК-2» КГРЭС-2 по выполнению квоты и представлению вакансий в КГКУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска, в целях организации занятости инвалидов; обязать ответчика выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан, имеющих группу инвалидности, в соответствии с квотой, установленной федеральным и краевым законодательством. Заявить соответствующие вакансии на 30 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в КГКУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

    В судебном заседании прокурор Лебедева А.Г. уточнила заявленные требования в части срока выделения (создания) рабочих мест для трудоустройства граждан, имеющих группу инвалидности, в соответствии с квотой, установленной федеральным и краевым законодательством. Заявить соответствующие вакансии на 30 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в КГКУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

    В судебном заседании представитель ответчика Журавлева В.И. возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что филиал ОАО «ОГК-2» не является юридическим лицом, действующим законодательством не предусмотрено создание рабочих мест в подразделениях предприятия. Квоты для инвалидов должны быть созданы не в филиале, а ОАО «ОГК-2», где проверка соблюдения требований федерального законодательства о занятости инвалидов не проводилась. Кроме того, филиал относится к особо опасным производственным объектам, что накладывает дополнительные требования к подбору персонала. Вид деятельности ОАО «ОГК-2» существенно ограничивает возможность допуска инвалидов на опасный производственный объект, поскольку он представляет угрозу здоровью инвалидов. В филиале зафиксированы вредные производственные факторы, превышающие гигиенические нормативы и оказывающие неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство, и условия труда, воздействие которых в течении рабочей смены (или его части) создают угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражение. С учетом того, что в филиале действуют вредные и опасные факторы, круг должностей позволяющих исполнение труда инвалидов, законно ограничен. 79% персонала работают во вредных и опасных условиях труда, 21% рабочих мест имеет относительно благоприятные условия труда, на которых использование труда инвалидов ограничено.

    Представитель заинтересованного лица КГКУ «Центр занятости населения ЗАТО г. Зеленогорск» Ускова О.Л. уточненные исковые требования прокурора поддержала в полном объеме.

    Представитель местного отделения Всероссийского Общества инвалидов г. Зеленогорска Куделькина В.В. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования прокурора.

    Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

    В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24. 11. 1995г. инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. В частности, путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

    В силу ч. 1, 3 ст. 2 Закона Красноярского края «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края» № 9-1712 от 29. 01. 2004г., организациям, независимо от организационно-правовых форм, расположенным на территории Красноярского края, численность работников в которых составляет более 100 человек, устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов (в ред. Закона Красноярского края от 18.02.2005 N 13-3060). Данные организаций обязаны в течение двух месяцев со дня установления квоты создать (выделить) рабочие места для трудоустройства инвалидов.

    Согласно ст. 224 Трудового кодекса РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия.

    Ст. 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

    В соответствии со ст. ст. 23, 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Работодатель обязан создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

    Согласно ст. 4 Закона Красноярского края № 9-1712 от 29. 01. 2004г., квота для инвалидов устанавливается в процентах от среднесписочной численности работников без учета численности лиц, работающих по совместительству. Размер квот составляет для организаций численностью: от 101 до 2000 человек - 3 процента от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест для инвалидов. При определении размера квот учитываются рабочие места инвалидов, ранее принятых на работу.

    Согласно заключенных с работниками трудовых договоров, на директора предприятия возложены обязанности работодателя, предусмотренные ст. 22 ТК РФ.

    В судебном заседании установлено, что ОАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» является коммерческой организацией по производству электрической и тепловой энергии, что следует из Устава (л.д.13-29). Красноярская ГРЭС-2 является филиалом ОАО «ОГК-2», осуществляет уставную деятельность на территории г. Зеленогорска в сфере производства и поставки тепловой и электрической энергии, эксплуатации энергетических объектов, что подтверждается Положением (л.д.54-65). Штатная численность работающих на Красноярской ГРЭС-2 составляет 1024,5 ед., что отражено в сведениях о предприятии (л.д.12). Квота для трудоустройства инвалидов должна составлять 3%, т.е. 31 рабочее место. На предприятии работает один инвалид, что следует из сведений о квотируемых рабочих местах за апрель-июнь 2012г. (л.д.8- 10).

    Доводы представителя ответчика о том, что квота должна быть установлена в целом по ОАО «ОГК-2», а не по ее структурным подразделениям, не обоснована. Филиал является обособленным подразделением, осуществляет свою деятельность на территории г. Зеленогорска, поэтому рабочие места для трудоустройства инвалидов г.Зеленогорска могут быть предоставлены по месту деятельности филиала.

    Согласно информации Бюро МСЭ смешанного профиля № 42 ФКУ Главное бюро МСЭ ФМБА России, на территории городского округа зарегистрировано 5 124 инвалида, из которых 1 543 трудоспособных (л.д.31).

При этом, с учетом квоты – 31 рабочее место, работодателем нарушаются требования ч. 3 ст. 25 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», поскольку вакансии на 30 рабочих мест, выделенные (созданные) в счет квоты не заявлены в КГКУ ЦЗН по настоящее время, в связи с чем трудоустройство граждан, имеющих группу инвалидности на предприятие невозможно (л.д.5).

    Запрос органа занятости о выполнении квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов от 11.04.2012 года оставлен работодателем без ответа (л.д.11).

    При данных обстоятельствах установлено, что бездействие ответчика по исполнению вышеуказанных требований Закона нарушает права трудоспособных граждан, имеющих группу инвалидности, проживающих на территории ЗАТО г. Зеленогорск, на трудоустройство, полноценную реабилитацию, интеграцию в общество, гарантированные ст. 39 Конституции РФ, федеральным законодательством о социальной защите инвалидов.

    Круг лиц, имеющих группу инвалидности, постоянно меняется. На основании ежегодного обследования Бюро медико-социальной экспертизы граждане получают, либо с граждан снимается группа инвалидности по медицинским показаниям, так же не выполнение работодателем требований Закона затрагивает интересы не только трудоспособных инвалидов, но и членов их семей.

    В силу изложенного прокурор законно и обоснованно обратился в суд в защиту прав, свободы и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку, вышеперечисленные факты и основания свидетельствуют о бездействии филиала ОАО «ОГК-2» КГРЭС-2 по выполнению квоты в целях организации занятости инвалидов.

    При данных обстоятельствах прокурор правомерно и обоснованно требует обязать ответчика выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан, имеющих группу инвалидности, в соответствии с квотой, установленной федеральным и краевым законодательством в срок до 31.07.2013 года.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковое заявление прокурора ЗАТО г. Зеленогорска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие филиала ОАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» - Красноярская КГРЭС-2 по выполнению квоты и представлению вакансий в КГКУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска, в целях организации занятости инвалидов.

    Обязать филиал ОАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» - Красноярская ГРЭС-2 выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан, имеющих группу инвалидности, в соответствии с квотой, установленной федеральным и краевым законодательством. Заявить соответствующие вакансии на 30 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в КГКУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска в срок до 31 июля 2013 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья                                        Тюрина Н.И.

Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2012г.