Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Ш.,
с участием представителя истицы Примачёвой О.П., представителя ответчика К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Примачёвой Яны Анатольевны к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Зея и Зейском районе Амурской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
Истица П., Дата обезличенаг. рождения, является дочерью П., умершего Дата обезличенаг. До смерти П. истица обучалась и до настоящего времени обучается в международном институте культуры и образования Хэйлунцзянского университета ..., специализирующегося по китайскому языку.
Не имея никаких самостоятельных доходов, и обучаясь по очной форме. П.. полностью находилась на иждивении умершего отца, являлась нетрудоспособным членом его семьи.
В апреле 2010г. П. обратилась в ГУ Управление пенсионного фонда РФ в гор. Зея и Зейском районе с просьбой назначить пенсию по случаю потери кормильца, как студентке очного образовательного учреждения, не достигшей 23 лет.
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в гор. Зея и Зейском районе Номер обезличен от Дата обезличенаг. в назначении пенсии отказано, в связи с тем, что в справке учебного заведения отсутствует нотариально заверенный перевод печати, а также отсутствует направление на учебу в связи с международным договором.
Истица П.. обратилась в суд с иском о признании указанного решения незаконным. просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ в гор. Зея и Зейском районе назначить ей пенсию по случаю потери кормильца с Дата обезличенаг. (со дня смерти кормильца).
В судебном заседании представитель истицы по доверенности - П.. на удовлетворении исковых требований настаивала и пояснила, что отказ в назначении пенсии по случаю потери кормильца в отношении истицы является, по ее мнению незаконным, поскольку выбор истицы на получение высшего образования в образовательном учреждении иного государства не может повлиять на реализацию прав истицы, в том числе, права на получение пенсии по случаю потери кормильца, иначе, чем в случаях прямо оговоренных законом. Законодательством Российской Федерации не ограничено право на обучение за границей, равно и право на получение пенсии по случаю потери кормильца при прохождении обучения вне территории Российской Федерации.
Нотариально удостоверенный перевод печати в справке учебного заведения в настоящее время ею представлен, в связи с чем данное обстоятельство не может служить поводом для отказа в назначении оспариваемой пенсии.
Представитель ответчика - ГУ Управление пенсионного Фонда РФ в гор. Зея и Зейском районе К. с иском не согласна, считает оспариваемое решение комиссии по пенсионным вопросам законным и обоснованным. Так, по ее мнению, П. не имеет права на назначение пенсии по случаю потери кормильца, так как ее обучение в иностранном учебном заведении проходит без направления на учебу в связи с международным договором.
Представитель ответчика согласна с доводами представителя истца о том, что нотариально удостоверенный перевод печати в справке учебного заведения в настоящее время истицей в пенсионный фонд представлен, в связи с чем данное обстоятельство само по себе не может служить поводом для отказа в назначении оспариваемой пенсии.
Заслушав сторон, изучив и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования П.. являются законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
На основании статьи 9 (подпункта 1 пункта 2) Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего.
Нетрудоспособными членами семьи признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно - правовой формы до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет.
Как следует из содержания названной статьи Закона основанием для назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца детям, достигшим 18-ти лет, является их обучение в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно - правовой формы.
Законодательство Российской Федерации в области образования не ограничивает возможность реализации права выбора образовательного учреждения только российскими образовательными учреждениями, что в полной мере соответствует требованиям международно- правовых актов. Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации (ст. 27 ч. 2), не содержит каких - либо ограничений в отношении выбора страны выезда и времени пребывания за границей, а также целей выезда, в числе которых может быть и получение образования.
Таким образом, реализация гражданином Российской Федерации права выбора образовательного учреждения предполагает возможность обучения как в российском, так и в иностранном учебном заведении.
В силу п. 3 ст. 57 Закона РФ «Об образовании» обучение граждан РФ в иностранных образовательных учреждениях осуществляется по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами, осуществляющими управление в сфере образования, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Названное законоположение, как следует из постановления Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2009г. № 18-П, не препятствует самостоятельному (без направления на учебу) поступлению российских граждан в иностранные образовательные учреждения и обучению в них, в том числе при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области образования, и как таковое не вступает в какое - либо противоречие с конституционными предписаниями. Кроме того, данное законоположение, как регулирующее отношения в сфере образования, не может применяться к отношениям, урегулированным пенсионным законодательством, что исключает возможность его истолкования как устанавливающего в качестве условия приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца в иностранных образовательных учреждениях совершеннолетними детьми умерших, наличие договора, на основании которого они были направлены на учебу в иностранные образовательные учреждения, и тем самым ограничивающего право тех из них, кто самостоятельно (без направления на учебу) поступил в иностранное образовательное учреждение и обучается в нем, на получение пенсии.
Российское пенсионное законодательство также не содержит в качестве обязательного условия назначение пенсии по случаю потери кормильца детям умершего, обучающимся только на территории Российской Федерации. Напротив, из буквального толкования норм пенсионного законодательства следует, что право на получение такой пенсии имеют лица, обучающиеся в любом образовательном учреждении, независимо от его организационно-правовой формы. Обязательным условием для назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца закон называет лишь возраст обучающегося - до 23 лет и форму обучения - очную.
Доказательства соблюдения указанных критериев истицей предоставлены: она постоянно проживает и зарегистрирована на территории Российской Федерации, что подтверждается справкой о прописке и паспортом гражданина РФ; на момент смерти отца и до настоящего времени Примачёвой Я. А. не исполнилось 23 лет, что подтверждается свидетельством о рождении и паспортом; обучение истица проходит в международном институте культуры и образования по очной форме обучения, что подтверждается соответствующей справкой института на русском языке и с нотариально заверенным переводом печати образовательного учреждения.
Как гражданин Российской Федерации, Примачёва Я.А. имеет право на реализацию прав и свобод, предусмотренных законодательством Российской Федерации, независимо от временного места ее пребывания за границей, связанного с обучением. Иное противоречило бы конституционным принципам Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Конституции РФ, последняя имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Предоставляя право на выбор образования, независимо от каких - либо критериев. Конституция РФ одновременно признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов. Гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений и других обстоятельств (ст. 17, 18, 19 Конституции РФ). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, (ст. 39 Конституции РФ).
По смыслу изложенных законодательных положений право истицы на получение высшего образования в образовательном учреждении иного государства не может повлиять на реализацию прав, предоставленных ей государством, в том числе, права на получение пенсии по случаю потери кормильца, иначе, чем в случаях прямо оговоренных законом. Законодательством Российской Федерации не ограничено право на обучение за границей, равно и право на получение пенсии по случаю потери кормильца при прохождении обучения вне территории Российской Федерации. Данная позиция подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в названном выше постановлении № 18-П от 27 ноября 2009г., из которого следует, что конституционный принцип равенства означает, в числе прочего, обеспечение равных условий для реализации лицами, относящимися к одной категории своих пенсионных прав, вне зависимости от места расположения образовательного учреждения (на территории Российской Федерации или за ее пределами), в котором они обучаются. Наличие пробелов в законодательстве об образовании, не позволяющих распространить требования федеральных государственных стандартов на иностранные учебные заведения предполагает необходимость их устранения федеральным законодателем, но в настоящее время не может каким - либо образом влиять на правовой статус лиц, обучающихся в иностранных образовательных учреждениях, как субъектов пенсионных отношений. Такого рода различия не имеют объективного и разумного оправдания и несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) ст. 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о законности требований истицы о праве ее на назначение пенсии по случаю потери кормильца.
В соответствии со ст. 19 ч. 4 п. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсия должна быть назначена истице со дня смерти кормильца - с Дата обезличенаг.
Ранее по решению Амурского областного суда от Дата обезличенаг. за истицей признано право на назначение оспариваемой пенсии. УВД по Амурской области обязано данным решением назначить П. пенсию по случаю потери кормильца. От получения данной пенсии истица отказалась, выплаты ей не производились. Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», истица имеет право на выбор на получение пенсии, назначаемой управлением внутренних дел, либо территориальным органом пенсионного обеспечения.
Ответчик данные утверждения не оспаривает и не считает их основанием для отказа в назначении пенсии территориальным органом пенсионного обеспечения. Препятствие к назначению пенсии в пользу истицы в виде отсутствия нотариально удостоверенного перевода печати иностранного образовательного учреждения в справке об обучении, первоначально представленной истицей ответчику, в настоящее время устранено.
Претензий к оформлению справки ответчик не имеет; соответственно данное обстоятельство, указанное в обжалуемом решении, не является основание для отказа в удовлетворении требований истицы.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования П. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по пенсионным вопросам ГУ Управление пенсионного фонда РФ в гор. Зея и Зейском районе Амурской области Номер обезличен от Дата обезличенаг. об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца П..
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в гор. Зея и Зейском районе Амурской области назначить П. пенсию по случаю потери кормильца с Дата обезличенаг.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение десяти дней со дня его провозглашения.
Председательствующий