Дело Номер обезличен года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года гор. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
с участием представителя прокуратуры Зейского района - помощника прокурора Евдокимова И.Н., истца К.,
представителя ответчика - Администрации города Зеи Т.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зейского района в защиту прав и законных интересов сироты К. к Администрации города Зеи о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зейского района, действуя в интересах К., обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что К. Дата обезличена года был поставлен на учет на внеочередное предоставление жилого помещения, как лицо, оставшееся без попечения родителей, а в 2008 году зарегистрирован в администрации города Зеи в качестве нуждающегося в получении жилой площади. Обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди возложена на органы местного самоуправления, в связи с чем, просит суд обязать орган местного самоуправления в лице Администрации города Зеи предоставить К. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной в г. Зея социальной нормы, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте ....
В судебном заседании представитель прокуратуры Зейского района Е. на удовлетворении исковых требований настаивал, суду пояснил, что в прокуратуру ... обратился К. с просьбой о защите его прав и интересов как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, что К. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, однако Администрацией ... обязанность по предоставлению К. жилого помещения до настоящего времени не исполнена. Ссылаясь в обоснование заявленных требований на ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и сирот, оставшихся без попечения родителей», п. 3 ст. 4, ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 г. № 427-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и сирот, оставшихся без попечения родителей», просит суд обязать Администрацию города Зеи предоставить К. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной в ... социальной нормы, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте ....
Истец К. заявленные требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что после лишения матери родительских прав он был направлен в интернат в ..., затем в .... В период с 2005 года по июнь 2007 года обучался в ПУ Номер обезличен ..., по окончании училища обратился в администрацию ... о предоставлении ему жилого помещения, представил все необходимые документы. В настоящее время проживает в общежитии по ...9, работы не имеет. Поскольку жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено, он обратился с заявлением к прокурору для оказания помощи в предоставлении жилья.
Представитель ответчика - Администрации ... области Т. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что в 2009 году администрация города Зеи направила в Министерство образования и науки Амурской области заявку о выделении субсидии в размере 8600,13 тысяч рублей для приобретения 17 квартир гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с заявкой были направлены учетные дела граждан указанной категории. В 2009 году из областного бюджета поступили средства в размере 1 998,6 тысяч рублей. Указанные средства были освоены в полном объеме, а именно: приобретено 3 квартиры для граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для приобретения квартир в 2010 году из областного бюджета поступили средства в размере 2023,5 тысяч рублей. В настоящее время проводятся процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для приобретения жилья гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, решение о выделении денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам принимается министерством образования и науки Амурской области. Согласно пункту 3 вышеуказанного Порядка, Министерство образования и науки Амурской области является главным распорядителем средств, выделяемых для обеспечения жилой площадью детей-сирот. Просит отказать в иске к администрации города Зеи, поскольку администрация города Зеи не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из представленного отзыва на иск следует, что в соответствии с абзацами 3 и 4 ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в том числе администрация города Зеи, наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1, 7, 10 статьи 2 и частью 3 статьи 4 указанного Закона, а средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции. На основании ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от Дата обезличена года Номер обезличенОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями), лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. Порядок обеспечения жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденный постановлением губернатора области от 04.05.2009 г. № 222 определяет главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью указанных лиц министерство образования и науки Амурской области. В приложении № 14 к Закону Амурской области от 18.12.2009 № 281-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» распределение субвенции бюджетам муниципальных образований на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения на 2010 год, муниципальному образованию город Зея запланирована субвенция на указанные цели в сумме 2023600,00 рублей, что отразилось в заявке отдела образования администрации города Зеи на финансирование из областного бюджета на февраль 2010 года. В соответствии с распорядительной заявкой от 03.02.2010 № 257 министерством поручено государственному бюджетному учреждению Централизованная бухгалтерия министерства образования и науки, как учреждению, осуществляющему финансовые операции министерства, осуществить перечисление на счета финансового управления администрации города Зеи запланированных средств на 2010 год в размере 2023500,00 рублей. Вышеуказанная сумма отмечена к финансированию платежным поручением от Дата обезличена г. Номер обезличен. Таким образом, обязанности министерства как главного распорядителя средств субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по перечислению средств субвенции, исполнены.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - Министерство финансов Амурской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года № 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и других), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его Преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним, названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз.4 ст. 1).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» граждане Российской Федерации имеют право на жилище.
Судом установлено, что К., Дата обезличена года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении К. серии Номер обезличен от Дата обезличена года, выданного отделом управления ЗАГС по ... ..., в котором матерью К. значится З., отцом - К..
Как следует из копии свидетельства о смерти, имеющейся в материалах дела, серии Номер обезличен от Дата обезличена года, К. умер Дата обезличена года, о чем в книге регистрации актов о смерти Дата обезличена года произведена запись за Номер обезличен.
Решением Зейского районного суда от Дата обезличена года З. лишена родительских прав в отношении своего несовершеннолетнего сына К., ребенок передан в орган опеки и попечительства для дальнейшего устройства.
Постановлением Главы администрации города Зеи Амурской области Номер обезличен от Дата обезличена года «О постановке на регистрационный учет несовершеннолетнего К.» отделу учета и распределения жилья Администрации ... предписано поставить К. на регистрационный учет для внеочередного предоставления жилого помещения по достижению им совершеннолетия в связи с тем, что его отец К., умер Дата обезличена года, мать З. решением Зейского районного суда от Дата обезличена года лишена родительских прав, собственного жилья они не имели. Контроль за исполнением настоящего постановления был возложен и на отдел образования администрации ..., как на орган опеки и попечительства.
Согласно справке КУМИ администрации г. Зея от Дата обезличена года Номер обезличен К., числится зарегистрированным по адресу: ..., ..., ... ....
Свидетельством Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Амурской области Профессионального училища Номер обезличен ... от Дата обезличена года о начальном профессиональном образовании серии АВ Номер обезличен подтверждается, что К. обучался в ГОУ НПО ПУ Номер обезличен в период с 2005 года по 2007 год.
Заявлением К. от Дата обезличена года подтверждается, что он обращался в администрацию г. Зея с просьбой предоставить ему жилое помещение вне очереди, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку он не имеет жилья.
Сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области от Дата обезличена года Номер обезличен, подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права К. на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы. Таким образом, на момент окончания пребывания в образовательном учреждении К. не имел в собственности каких-либо жилых помещений.
В Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых Администрацией г. Зеи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для внеочередного предоставления жилых помещений, К. значится под Номер обезличен.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, не оспаривается участниками процесса, жилое помещение по договору социального найма истцу как лицу, оставшемуся без попечения родителей, предоставлено не было, в связи с чем, прокурор Зейского района, действуя в интересах К., обратился с указанными требованиями в суд.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом по смыслу указанной статьи такая обязанность возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 472-ОЗ от 11.04.2005 года (в редакции от 24.06.2008 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образованиями прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного, самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
Постановлением Губернатора Амурской области от 04.05.2009 года № 222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Указанным Порядком закреплено, что лица, указанные в пункте 1, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. Министерство образования и науки Амурской области является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. На основании документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, направленных органом местного самоуправления, министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка (п.п. 2,3,7,8 Порядка).
Учитывая изложенные обстоятельства, в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, К. имеет право на внеочередное предоставление ему органом местного самоуправления жилого помещения.
Предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).
Постановлением Правительства Амурской области от 15.05.2008 года № 113 (с изменениями от 6 февраля 2009 года) был утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Заявкой отдела образования администрации города Зеи на выплату субсидий, субвенций и межбюджетных трансфертов из областного, федерального бюджетов на 2010 год, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения подтверждается, что для обеспечения жильем данной категории лиц необходимо выделение субвенций в сумме 2023600,00 рублей.
Согласно приложению № 14 к Закону Амурской области № 281-ОЗ от 18.12.2010 года, в бюджете Амурской области на 2010 год предусмотрены субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в том числе, для муниципального образования г. Зея - в размере 2023600,00 рублей.
На основании распорядительной заявки № 257 от 03 февраля 2010 года централизованной бухгалтерией Министерства образования и науки Амурской области перечислены на счета финансового управления администрации города Зеи запланированные на 2010 год денежные средства в сумме 2023500,00 рублей, что подтверждается платежным поручением Номер обезличен от Дата обезличена года.
Судом установлено и подтверждается представленными документами, что Министерство образования и науки Амурской области, как главный распорядитель средств, выделяемых для обеспечения жилой площадью детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на основании поступившей заявки исполнило свою обязанность по перечислению средств субвенции на счета финансового управления администрации города Зеи. Однако до настоящего времени жилое помещение К. Администрацией города Зеи, осуществившей постановку его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлено.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с требованиями ст. 5.1. Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления при исполнении полномочий вправе предоставлять жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещение расходов за счет субвенций на реализацию указанных полномочий. Органы местного самоуправления обязаны исполнять полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области.
Согласно ст. 4 вышеуказанного Закона Амурской области жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства.
Местом жительства, в соответствии с ч. 1 ст.20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Постоянным местом жительства К. является ... области, поскольку судом установлено, что он из ... был направлен в приют ..., затем обучался в ГОУ ПУ Номер обезличен ..., на регистрационный учет для внеочередного предоставления жилого помещения был поставлен в ....
Таким образом, по мнению суда, обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органе местного самоуправления, то есть на Администрации города Зеи.
При этом, общая площадь указанного жилого помещения, в силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ и п. 7 п.п. 1 Положения «О жилищной политике в городе Зея», утвержденного решением Зейского городского Совета народных депутатов 16.07.2007 г. № 297 не может быть менее 15 кв. метров общей площади. Указанную обязанность ответчик с момента постановки К. на учет как лица, оставшегося без попечения родителей, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и до настоящего времени надлежащим образом не исполнил.
С учетом изложенного, суд считает требования прокурора Зейского района о предоставлении К. жилого помещения в ... по договору социального найма обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд учитывает, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Иных требований к жилому помещению, предоставляемому по договору социального найма, Жилищный кодекс РФ не предусматривает.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Зейского района к администрации г. Зеи о предоставлении по договору социального найма К. благоустроенного жилого помещения в ..., не ниже установленной социальной нормы, не менее 15 кв.м., подлежат удовлетворению в части, а именно: на Администрацию города Зеи суд возлагает обязанность предоставить по договору социального найма К. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 15 кв.метров в черте ..., без указания на его благоустроенность.
На основании изложении и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Зейского района, действующего в интересах К., удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Зеи предоставить К. жилое помещение в черте ... области, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 15 кв. метров, по договору социального найма.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена года.
Председательствующий Куприянова С.Н.