Дело Номер обезличен г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года гор. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
с участием представителей истца П. и Б., представителя ответчика И.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Я. к Администрации города Зеи о предоставлении вне очереди жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Я. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации города Зеи, в обоснование заявленных требований указав, что он утратил обоих родителей и с Дата обезличена года находился под опекой П. Постановлением главы администрации города Зеи Номер обезличен от Дата обезличена года «О закреплении за несовершеннолетним Я. жилой площади» за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ..., .... К моменту окончания обучения в институте, указанное жилое помещение стало непригодным для проживания, и оно было включено в программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда в ... области в 2009-2015 годах». Обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди возложена на органы местного самоуправления, в связи с чем, просит суд обязать орган местного самоуправления в лице Администрации города Зеи предоставить ему вне очереди жилое помещение площадью, не ниже установленной в ... социальной нормы, в черте ....
Истец Я. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.
В судебном заседании представители истца П. и Б. на удовлетворении исковых требований настаивают, суду пояснили, что истец Я. с Дата обезличена года находился под опекой П., поскольку утратил обоих родителей, его мать Я. умерла Дата обезличена года, отец Я. решением Зейского районного суда от Дата обезличена года признан безвестно отсутствующим. Постановлением администрации города Зея Номер обезличен от Дата обезличена года за несовершеннолетним Я. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., .... После окончания школы с Дата обезличена года Я. обучался в городе Благовещенске в Амурском государственном университете. В июне Дата обезличена года, сдав государственные экзамены, Я. закончил образовательное учреждение. К моменту окончания обучения закрепленное за ним жилое помещение стало непригодным для проживания. Истец неоднократно обращался с заявлениями в администрацию города Зея с просьбой предоставить ему другое жилое помещение вне очереди, поскольку он имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. В выделении жилого помещения в соответствии с положениями ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Я. было отказано, так как за ним ранее было закреплено жилье. Как стало известно, на основании решения Зейского городского Совета народных депутатов жилой дом, в котором расположено закрепленное за Я. жилое помещение, включен в программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда г. Зее Амурской области в 2009-2015 годах». Статья 57 ЖК РФ предусматривает предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семенного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Включение жилого помещения, закрепленного за Я. в программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда в г. Зее Амурской области в 2009-2015 годах» свидетельствует о признании указанной квартиры, не соответствующей требованиям ст. 15 ЖК РФ, Положению «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». В настоящий момент истец не имеет жилого помещения, в котором он смог бы проживать после окончания учебного заведения. В соответствии со ст.ст. 8, 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просят обязать администрацию города Зеи выделить Я. вне очереди жилое помещение, площадью не ниже установленных норм в городе ....
Представитель ответчика И. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно ч. 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: - гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Жилой дом, расположенный по адресу: ..., ..., ..., включен в программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в ... области в 2009-2015 годах», утвержденную решением Зейского городского Совета народных депутатов от 03.06.2009 № 6/60. Согласно п. 3 раздела IV Программы, очередность сноса того или иного строения определяется по результатам технической экспертизы и инвентаризации ветхого и аварийного жилищного фонда, позволяющей классифицировать ветхий и аварийный жилищный фонд по категориям возможностей его восстановления. Очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде, определяется Программой, в зависимости от установленной очередности сноса того или иного строения, отнесенного к непригодным для проживания и подлежащего сносу. Очередность сноса жилищного фонда, непригодного для проживания, и очередность переселения граждан устанавливаются Приложением 4 настоящей программы. Как следует из Приложения 4 к Программе, жилой дом по ..., ..., включенный в очередность под номером 14, подлежит расселению в 2011 году. Реализация данной программы осуществляется путем софинансирования за счет средств федерального, областного и местного бюджетов. При поступлении денежных средств в бюджет города администрацией города приобретаются в муниципальную собственность жилые помещения, которые впоследствии представляются по договорам социального найма гражданам, чьи жилые помещения состоят в указанной Программе, в порядке установленной очередности. Просит в иске отказать, поскольку жилое помещение истцу будет предоставлено в порядке указанной очередности в рамках реализации данной Программы, в соответствии с нормой предоставления, установленной органами местного самоуправления. Кроме того, считает, что истец не имеет право на получение жилья вне очереди по Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку за ним ранее было закреплено жилое помещение.
Заслушав представителей сторон, изучив и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года № 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и других), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его Преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним, названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз.4 ст. 1).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» граждане Российской Федерации имеют право на жилище.
Судом установлено, что истец Я., Дата обезличена года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о смерти матери истца - Я. серии Номер обезличен от Дата обезличена года, выданным Отделом ЗАГСа Администрации г. Зея Амурской области и решением Зейского районного суда Амурской области от Дата обезличена года, которым отец Я. - Я., признан безвестно отсутствующим с Дата обезличена г.
Как следует из представленного удостоверения, выданного П., на основании Постановления главы администрации ..., ..., ... от Дата обезличена года Номер обезличен, П. назначена опекуном над несовершеннолетним Я.
Постановлением главы администрации города Зеи Номер обезличен от Дата обезличена года «О закреплении за несовершеннолетним Я. жилой площади» за Я., находящимся под опекой, закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ... ..., контроль за исполнением настоящего постановления возложен на отдел по учету и распределению жилья городской администрации и органы опеки и попечительства городского отдела образования.
Справкой Амурского государственного университета Номер обезличен от Дата обезличена года и дипломом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Амурский государственный университет» ... от Дата обезличена года о высшем образовании серии Номер обезличен подтверждается, что Я. обучался в ГОУ ВПО «Амурский государственный университет» ... в период с Дата обезличена года по Дата обезличена год.
Как установлено в судебном заседании закрепленное за несовершеннолетним Я. постановлением главы администрации города Зеи Номер обезличен от Дата обезличена года жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ... ... признано непригодным для проживания.
Указанное обстоятельство подтверждается актом обследования помещения Номер обезличен от Дата обезличена года, расположенного по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен и заключением Межведомственной комиссии, созданной в соответствии с постановлением главы города Зеи от Дата обезличена года Номер обезличен, об отнесении жилого дома (жилого помещения) к категории непригодного для проживания Номер обезличен от Дата обезличена года. Из указанных документов следует, что жилой дом Номер обезличен по ... в ... области по техническому состоянию относится к категории аварийных, не пригодных для постоянного проживания, восстановление жилого дома требует значительных затрат, сопоставимых с новым строительством. Предложено рассмотреть вопрос о предоставлении жильцам другого, пригодного для проживания жилья.
Согласно приложения Номер обезличен к Программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Зее Амурской области в 2009 - 2015 годах» дом Номер обезличен, расположенный по адресу: ..., ... включен в настоящую программу под номером Номер обезличен.
Из копии паспорта Я. следует, что он зарегистрирован по адресу: ..., ..., ... ....
Из справки Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Зеи от Дата обезличена года Номер обезличен следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ... ..., является муниципальной собственностью и состоит в реестре недвижимого имущества муниципальной собственности под номером Номер обезличен.
Таким образом, судом установлено, что на момент окончания пребывания в образовательном учреждении Я. не имел жилого помещения, закрепленное за ним жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом по смыслу указанной статьи такая обязанность возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 472-ОЗ от 11.04.2005 года (в редакции от 24.06.2008 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образованиями прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного, самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
Постановлением Губернатора Амурской области от 04.05.2009 года № 222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Указанным Порядком закреплено, что лица, указанные в пункте 1, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. Министерство образования и науки Амурской области является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. На основании документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, направленных органом местного самоуправления, министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка (п.п. 2,3,7,8 Порядка),
Учитывая изложенные обстоятельства, в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Я. имеет право на внеочередное предоставление ему органом местного самоуправления жилого помещения.
Предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).
Постановлением Правительства Амурской области от 15.05.2008 года № 113 (с изменениями от 6 февраля 2009 года) был утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с требованиями ст. 5.1. Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления при исполнении полномочий вправе предоставлять жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещение расходов за счет субвенций на реализацию указанных полномочий. Органы местного самоуправления обязаны исполнять полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области.
Согласно ст. 4 вышеуказанного Закона жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства.
Местом жительства, в соответствии с ч. 1 ст.20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Постоянным местом жительства Я. является ... области, поскольку судом установлено, что в ... осталось закрепленное за ним жилое помещение, в котором он имеет регистрацию по месту жительства. После окончания образовательного учреждения он обратился в администрацию ... с заявлением о предоставлении ему вне очереди жилого помещения, поскольку ранее закрепленное за ним жилое помещение признано непригодным для проживания. В удовлетворении заявления истцу было отказано, жилое помещение ему предоставлено не было, в связи с чем, он является нуждающимся в жилом помещении.
Таким образом, по мнению суда, обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органе местного самоуправления, то есть на Администрации города Зеи.
Норма предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма определена п. 7 Положения «О жилищной политике в городе Зея», утвержденного решением Зейского городского Совета народных депутатов 16.07.2007 г. № 297. Обязанность по предоставлению истцу жилого помещения ответчик не исполнил до настоящего времени.
Кроме того, истец Я. имеет право на внеочередное предоставление ему жилого помещения по договору социального найма также и по основанию признания закрепленного за ним жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции (по п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) и включению указанного жилого помещения в Программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Зее Амурской области в 2009 - 2015 годах».
С учетом изложенного, суд считает требования истца о предоставлении ему жилого помещения в ... по договору социального найма обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложении и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Я. удовлетворить.
Обязать Администрацию города Зеи предоставить Я. жилое помещение в черте ... области, отвечающее санитарным и техническим условиям, в соответствии с установленной нормой предоставления площади жилого помещения, по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена года.
Председательствующий Куприянова С.Н.