Дело Номер обезличен г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. ... Дата обезличена года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре ФИО1,
с участием представителя заявителя ФИО5 - ФИО4, представителей заинтересованных лиц ФИО3 и ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО5 об обжаловании решения жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена года,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель ФИО5 является ветераном, участником Великой Отечественной войны, проживает по адресу: .... Указанную квартиру ФИО5 Дата обезличена года продал по договору купли-продажи своим детям ФИО7 и ФИО6, при этом сохранил за собой право дальнейшего проживания в данной квартире.
Дата обезличена года ФИО5 была установлена инвалидность 1 группы по общему заболеванию. Поскольку заявитель нуждается в постоянном постороннем уходе, с указанного времени с ним стал проживать зять ФИО8, который был вселен в жилое помещение в качестве члена его семьи.
Дата обезличена года ФИО5 обратился с заявлением в администрацию города Зеи о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для последующего получения жилья в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и президентской программой по обеспечению жильем инвалидов Великой Отечественной войны.
Решение жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена года ФИО5 было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Не согласившись с указанным решением, заявитель ФИО5 обратился в суд в порядке главы 25 ГПК РФ, просит признать незаконным решение жилищной комиссии администрации города Зеи, изложенное в протоколе Номер обезличен от Дата обезличена года, обязать жилищную комиссию администрации города Зеи принять его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» и президентской программой по обеспечению жильем инвалидов Великой Отечественной войны, а также взыскать уплаченную государственную пошлину в размере 400 рублей.
Заявитель ФИО5 по состоянию здоровья в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заявителя ФИО4 на удовлетворении заявленных требований настаивает, суду пояснил, что, учитывая свой преклонный возраст, ФИО5 в 2008 году переоформил принадлежащую ему квартиры в равных долях на своих детей, при этом он не ухудшил своих жилищных условий, остался проживать в том же жилом помещении. Отказ жилищной комиссии в принятии ФИО5 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий был обоснован тем, что он самостоятельно ухудшил жилищные условия, продав принадлежащую ему квартиру. Однако ФИО5 обратился с заявлением о принятии его на учет только в 2010 году, после того, как ему была установлена первая группа инвалидности, и он стал нуждаться в постоянном постороннем уходе. Осуществлять уход за ФИО5 стал его зять ФИО8, который является членом его семьи и постоянно проживает с ним в указанном жилом помещении. Поскольку площадь квартиры, в которой они проживают, составляет 29,6 кв.м., что недостаточно для нормального существования, ФИО5 обратился с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Считает, что решением жилищной комиссии от Дата обезличена года существенно нарушены права ФИО5, в связи с чем, просит признать данное решение незаконным и обязать жилищную комиссию администрации города Зея принять ФИО5 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Представители заинтересованных лиц - жилищной комиссии при администрации города Зеи ФИО3 и администрации города Зеи ФИО2 с заявленными требованиями не согласны, считают решение жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ФИО5 законным и обоснованным. Отказывая заявителю в принятии на учет, комиссий было установлено, что ФИО5 продал принадлежащую ему квартиру с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, тем самым самостоятельно ухудшил жилищные условия. На основании ст. 53 ЖК РФ, которой установлено, что такие граждане не принимаются на учет в течение 5 лет со дня совершения намеренных действий, жилищная комиссия отказала ФИО5 в принятии на учет.
Заслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, изучив и оценив материалы дела, суд находит заявленные ФИО5 требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Для предоставления жилого помещения по договору социального найма, по смыслу части 1статьи 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. В соответствии со статьей 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как следует из материалов дела, согласно удостоверению серии ВВ Номер обезличен от Дата обезличена года, заявитель ФИО5 является ветераном, участником Великой Отечественной войны и пользуется льготами, установленными ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно договору купли-продажи от Дата обезличена года ФИО5 продал принадлежащую ему квартиру, расположенную по адресу: ..., ФИО7 и ФИО6 Из пункта 6 договора купли-продажи следует, что на момент сделки в квартире зарегистрирован ФИО5, Дата обезличена года рождения с правом дальнейшего проживания. В судебном заседании установлено, что ФИО5 до настоящего времени продолжает проживать в указанной квартире.
Дата обезличена года ФИО5 была установлена инвалидность 1 группы по общему заболеванию, указанное обстоятельство подтверждается справкой Номер обезличен серии МСЭ-2007.
Согласно Выписке из постановления врачебной комиссии при Зейской районной больнице от Дата обезличена года ФИО5 нуждается в постоянном постороннем уходе.
Из пояснений представителя заявителя следует, что для осуществления необходимого ФИО5 постороннего ухода с ним стал проживать его родственник - зять ФИО8, который был вселен в жилое помещение в качестве члена его семьи.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В судебном заседании установлено, что Дата обезличена года ФИО5 обратился с заявлением в администрацию города Зеи о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для последующего получения жилья в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и президентской программой по обеспечению жильем инвалидов Великой Отечественной войны.
Уставом города Зея определены полномочия администрации города Зеи, к которым относится в числе других - ведение учета и распределение в установленном порядке муниципального жилищного фонда, ведение учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст. 40 п. 24).
Постановлением главы города Зеи от 28 ноября 2005 года №1350 утверждено Положение о жилищной комиссии и её составе. Согласно указанному Положению жилищная комиссия при администрации города Зеи образована как постоянно действующий коллегиальный орган при администрации города Зеи. Жилищная комиссия решает вопросы о постановке и снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилых помещений на территории города и жилищных субсидий (п. 3.5.).
Таким образом, жилищная комиссия при администрации города Зеи является в соответствии со ст. 52 ЖК РФ уполномоченным органом, принимающим решение о постановке на учет.
Решением жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена года ФИО5 было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Отказ жилищной комиссии мотивирован тем, что ФИО5 продал принадлежащую ему квартиру с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, тем самым самостоятельно ухудшил жилищные условия.
По смыслу статьи 53 ЖК РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Оценивая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что гражданские права по распоряжению собственностью ФИО5 осуществлялись разумно и добросовестно. После совершения сделки купли-продажи квартиры, ФИО5 тем самым не ухудшил свои жилищные условия, поскольку договором ему было предоставлено право дальнейшего проживания в квартире. Суд также учитывает то обстоятельство, что после продажи квартиры в 2008 году ФИО5 не обратился в администрацию города Зеи с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ухудшение жилищных условий заявителя было вызвано не продажей квартиры, а ухудшением его состояния здоровья, в результате чего он стал нуждаться в постоянном постороннем уходе, который осуществляет его зять ФИО8, вселенный в жилое помещение в качестве члена его семьи.
Учетная норма для граждан, которым предоставляются жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, определена разделом 7 Положения «О жилищной политике в городе Зея», утвержденного решением Зейского городского Совета народных депутатов 23.03.2006 года № 140, и установлена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Как следует из технического паспорта на квартиру Номер обезличен дома Номер обезличен по ... по состоянию на Дата обезличена года, общая площадь указанной квартиры составляет 29,6 кв.м., что на двоих человек составляет менее учетной нормы.
Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от Дата обезличена года Номер обезличен, представленного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, подтверждается отсутствие у ФИО5 в собственности недвижимости.
В соответствии со ст. 14, 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалиды и участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем. Законом предусмотрено право инвалидов и участников Великой Отечественной войны на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Следовательно, для такой категории граждан, как инвалиды и участники Великой Отечественной войны не требуется установление факта признания гражданина малоимущим, для предоставления жилого помещения достаточно установления его нуждаемости в жилом помещении.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия заявителя по продаже принадлежащей ему квартиры, в данном случае, не являются умышленными действиями с целью создания искусственного ухудшения его жилищных условий, а, следовательно, не являются препятствием для признания ФИО5 нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, суд признает решение жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ФИО5 незаконным.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку судом признается незаконным решение жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ФИО5, суд обязывает жилищную комиссию при администрации города Зеи принять ФИО5 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
При рассмотрении требований о взыскании заявленных судебных расходов суд учитывает, что главой 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ.
Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче заявления ФИО5 была уплачена государственная пошлина в сумме 400 рублей, тогда как, в соответствии со п. 7ст. 333.19 НК РФ подлежала оплате госпошлина в сумме 200 рублей.
Суд взыскивает в пользу ФИО5 государственную пошлину в размере 200 рублей с администрации города Зеи, поскольку жилищная комиссия при администрации города Зеи не является юридическим лицом, создана на основании решения органа местного самоуправления - администрации города Зеи.
Руководствуясь ст.ст. 258, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО5 удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ФИО5.
Обязать жилищную комиссию при администрации города Зеи принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ФИО5.
Взыскать с Администрации города Зеи в пользу ФИО5, уплаченную государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена.
Председательствующий