Право на выдачу государственного сертификата на материнский капитал



Дело Номер обезличенг.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея Амурской области Дата обезличена года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Быстрянцевой И.И.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Мишиной Е.А,

представителя ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района Амурской области в интересах Щ., несовершеннолетней Щ. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Зейского района обратился в суд с иском в интересах Щ. и несовершеннолетней Щ. о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в. Зея и Зейском районе Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, указав, что Щ. имеет несовершеннолетнюю дочь Щ., Дата обезличена года рождения, рожденную ею вторым ребенком, кроме того, Дата обезличена года у Щ., носившей в указанный период времени фамилию К. родился первой ребенок - дочь К., которая умерла Дата обезличена года. После рождения второго ребенка Щ. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, как дополнительной меры государственной поддержки семей, имеющих детей.

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Номер обезличен от Дата обезличена года Щ. отказано в выдаче государственного сертификата на материнский капитал ввиду отсутствия у нее права на указанную меру государственной поддержки.

Прокурор Зейского района просит признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе Щ. в выдаче государственного сертификата на материнский капитал, отменить указанное решение и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области вынести решение о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдать Щ. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении иска в интересах Щ., несовершеннолетней Щ. настаивал.

Лицо, в чьих интересах подан иск прокурором - Щ. в судебное заседание не явилась, ходатайствовав о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Будучи допрошенной в предварительном судебном заседании Щ. исковые требования прокурора Зейского района, заявленные в ее интересах и в интересах ее несовершеннолетней дочери, поддержала, пояснив о вышеизложенном.

Представитель ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе исковые требования не признала, пояснила, что согласно преамбуле и ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки гарантировано семьям, имеющим детей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» утверждены правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее Правила), в соответствии с которыми заявление подается с предъявлением соответствующих правоустанавливающих документов, в том числе: подтверждающих рождение детей. Согласно указанным нормам, в качестве такого документа для целей предоставления дополнительных мер государственной поддержки выступает свидетельство о рождении, какие-либо другие документы о рождении в указанных нормативных документах не упоминаются. Также в соответствии со статьей 47 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статьями 3, 6 и главой второй Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» документом, подтверждающим факт рождения, является свидетельство о рождении. Таким образом, справка о рождении формы 26, выдаваемая компетентным органом, в случаях, если ребенок умер на первой неделе жизни, не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка при установлении права на материнский (семейный) капитал. Кроме того, Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки должен содержать информацию о таких лицах, в том числе, сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство). Поскольку объем сведений о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, определен Федеральным законом, органы Пенсионного фонда не могут самостоятельно изменить перечень документов, которые предоставляются вместе с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский семейный капитал. К. представила справку о рождении ребенка формы 26, которая не подтверждает ее право на дополнительные меры государственной поддержки, Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ в городе Зея и Зейском районе было вынесено решение об отказе в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал. Основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата явилось отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии Законом от 19.12.2006г. № 256-ФЗ (статья 5 пункт 6 подпункт 1 Закона). Считает отказ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) правомерным, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

В силу ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статьей 3 указанного закона предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации независимо от места их жительства, в том числе и у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с Дата обезличена года.

В силу ст. 5 названного закона, лица, указанные в частях 1, 3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Настоящие Правила определяют порядок подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, а также выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации. Право на получение сертификата имеют граждане Российской Федерации независимо от места жительства, в том числе женщина, родившая (усыновившая) второго ребенка, начиная с Дата обезличена г. (п.п. «а» п. 3 Правил).

Согласно п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №873), заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке):

удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки;

подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у граждан, указанных в пункте 3 настоящих Правил, возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также лиц, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил;

удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица;

подтверждающих рождение (усыновление) детей.

Из материалов дела следует, что Щ. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. К заявлению, помимо документов, подтверждающих свою личность и место жительства, Щ. приложила документы, подтверждающие рождение детей, а именно: документы о рождении первого ребенка - К., Дата обезличена года рождения - справку о рождении Номер обезличен от Дата обезличена года, выданную по форме Номер обезличен Отделом ЗАГС по г. Зея и Зейскому району Амурской области, и документы о рождении второго ребенка - Щ. - свидетельство о рождении серии I-ОТ Номер обезличен, выданное Дата обезличена года Отделом ЗАГС по г. Зея и Зейскому району управления ЗАГС Администрации Амурской области. Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области Номер обезличен от Дата обезличена года Щ. отказано в выдаче государственного сертификата на материнский капитал ввиду отсутствия у нее права на указанную меру государственной поддержки.

В судебном заседании также установлено, что Дата обезличена года у Щ. (К.) О.В. родилась дочь - К., что подтверждается справкой о рождении Номер обезличен от Дата обезличена года, которая в этот день, а именно Дата обезличена года умерла (свидетельство о смерти серия I-ОТ Номер обезличен, выданное отделом ЗАГС по городу Зея и Зейскому району управления ЗАГС Администрации Амурской области). Дата обезличена года у Щ. родился второй ребенок - дочь Щ., что подтверждается свидетельством о рождении серии I-ОТ Номер обезличен, выданным отделом ЗАГС по г.Зея и Зейскому району управления ЗАГС Администрации Амурской области Дата обезличена года.

В силу ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

Свидетельство о рождении первого ребенка Щ. (К.) О.В. - К. не выдано.

В соответствии со ст. 48 СК РФ, происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.

В силу ст. 14, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ
«Об актах гражданского состояния», основанием для государственной регистрации рождения является документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, в которой происходили роды. В орган записи актов гражданского состояния одновременно с подачей заявления о рождении ребенка должен быть представлен документ, подтверждающий факт рождения ребенка.

Поскольку регистрация рождения К. была произведена, к заявлению о регистрации рождения был приложен медицинский документ установленной формы о рождении, что подтверждает факт рождения ребенка.

Данные документы, подтверждающие рождение первого ребенка, наряду с другими документами, в том числе, подтверждающими рождение второго ребенка, были представлены Щ. ответчику одновременно с заявлением.

Суд исходит из того, что истица, родив Дата обезличена года второго ребенка в соответствии со ст. 3 ФЗ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. При этом, отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка, и факт его смерти на первой неделе жизни, суд считает обстоятельством, не препятствующим в получении сертификата в соответствии с приведенной выше нормой закона.

Доводы представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области о том, что справка о рождении ребенка формы Номер обезличен, выдаваемая компетентным органом, в случаях, если ребенок умер на первой неделе жизни, не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка и факт гражданства Российской Федерации при установлении права на материнский (семейный) капитал, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №873), заявление о получении сертификата подается с предъявлением документов, подтверждающих рождение детей, а не конкретно свидетельства о рождении ребенка, из чего следует, что помимо свидетельства о рождении ребенка заявителем могут быть представлены и другие документы, удостоверяющие факт его рождения.

Не состоятельны ссылки ответчика и на ст. ст.3, 6 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» и ст. 47 ГК РФ). Ни одна из названных норм не содержит прямое указание на то, что документом, подтверждающим факт рождения, является свидетельство о рождении.

В соответствии с п.7 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, перечень оснований отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал установлен императивно и к ним относятся:

а)отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

б) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

в)предоставление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

г)прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

Доказательств наличия таких оснований суду не представлено, не добыты они и в ходе судебного разбирательства.

Кроме того, отсутствие свидетельства о рождении ребенка, как обстоятельство, на основании которого возможен отказ в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в п.6 ст.5 Федерального закона № 256-ФЗ не указано.

Таким образом, отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области в выдаче государственного сертификата на материнский капитал является не законным, в связи с чем исковые требования прокурора Зейского района в интересах Щ., несовершеннолетней Щ. о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе Щ. в выдаче государственного сертификата на материнский капитал, об обязании вынесения решения о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдаче Щ. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Зейского района в интересах Щ., несовершеннолетней Щ. удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе Щ. в выдаче государственного сертификата на материнский капитал, незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области вынести решение о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдать Щ. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения.

Председательствующий