Признание незаконным налогового уведомления и возложении дополнительной обязанности



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года г. Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,

при секретаре Г.,

с участием заявителя Н., представителя заинтересованного лица Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. о признании незаконным налогового уведомления Номер обезличен от Дата обезличена года и возложении на межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 4 по Амурской области обязанности по возврату уплаченного налога,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Н. является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: ..., в связи с чем, является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.

Техническая инвентаризация и учет объектов капитального строительства и их частей, зарегистрированных за Н. Зейским отделением Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» проводилось по адресу: ... на основании договора возведения от Дата обезличена года, что подтверждается справкой Номер обезличен от Дата обезличена года.

Налог на имущество за 2008 год в сумме 39 руб. 96 коп. уплачен заявителем Н. Дата обезличена года на основании налогового уведомления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Амурской области Номер обезличен от Дата обезличена года.

В декабре 2009 года заявитель получил налоговое уведомление Номер обезличен от Дата обезличена года об уплате налога на имущество физических лиц за 2008 год в сумме 2940 рублей 07 коп., на основании которого им было оплачено Дата обезличена года 1470 рублей 04 коп.

Н. обратился в суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Амурской области о признании незаконным налогового уведомления Номер обезличен от Дата обезличена года об уплате налога на имущество физических лиц за 2008 год в сумме 2940 рублей 07 коп. и возложении обязанности по возврату уплаченного налога на имущество физических лиц в сумме 1470 руб. 04 коп. Кроме того, просит взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Амурской области понесенные им судебные расходы в сумме 600 рублей.

В судебном заседании заявитель Н. на удовлетворении заявленных требований настаивал, считает, что его обязанность по оплате налога на имущество физических лиц за 2008 год в соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ была прекращена уплатой данного налога в сумме 39 руб. 96 коп., то есть Дата обезличена года. Считает, что законных оснований для перерасчета налога в 2009 году и направлении ему повторного уведомления об оплате налога у налоговой инспекции не имелось. Основанием для перерасчета налога является допущение при расчете налога ошибки в результате недостатка имеющихся данных для исчисления налога. В данном случае каких-либо доказательства, свидетельствующих о недостатке у налогового органа документально подтвержденных и полных сведений об объекте налогообложения, приведших к неправильному налогообложению за 2008 год, не имеется. Положения ст. 54 НК РФ не могут быть истолкованы расширительно. Кроме того, не согласен с доводами представителя ответчика о пропуске срока на обращение с заявлением в суд.

Считает, что в судебном заседании не установлена дата вручения ему налогового уведомления Номер обезличен от Дата обезличена года об уплате налога на имущество в сумме 2940, 07 руб. Кроме того, в течение трех месяцев до обращения в суд он неоднократно направлялся в командировки, в связи с чем, срок на обращение в суд им не пропущен.

Представитель заинтересованного лица - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Амурской области Т. с заявленными требованиями не согласна, считает, что заявителем пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с заявлением, установленный ст. 256 ГПК РФ. Кроме того, считает, что в соответствии с Законом РФ 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество лиц» у налогового органа имелись основания для перерасчета заявителю размера налога на имущество физических лиц за 2008 год, так как сведения о переоценке инвентаризационной стоимости имущества, принадлежащего Н., поступили в налоговую инспекцию только Дата обезличена года, то есть после направления налогоплательщику налогового уведомления Номер обезличен от Дата обезличена года.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Рассматривая доводы заинтересованного лица о пропуске заявителем процессуального срока для обращения в суд с заявлением, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Из материалов дела следует, что налоговое уведомление от Дата обезличена года об уплате налога на имущество в сумме 2940, 07 рублей было вручено заявителю Н. нарочным. Указанное обстоятельство подтверждается Списком «Уведомления на уплату налога на имущество за 2008 года», представленным межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 4 по Амурской области. При этом дата вручения налогового уведомления Н., проживающему по адресу: ... (№п/п Номер обезличен) в указанном Списке не отражена.

Из пояснений заявителя в судебном заседании следует, что он достоверно не может указать, какого числа ему было вручено оспариваемое налоговое уведомление, он допускает, что оплата по налоговому уведомлению Номер обезличен от Дата обезличена год была произведена им в день его получения, то есть Дата обезличена года.

Поскольку заинтересованным лицом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих дату вручения заявителю налогового уведомления, суд считает необходимым в данном случае исчислять процессуальный срок для обращения в суд с Дата обезличена года.

Как следует из материалов дела, заявитель Н. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ Дата обезличена года л.д.13). Определением Зейского районного суда от Дата обезличена года указанное заявление было оставлено без движения с предоставлением заявителю трехдневного срока для исправления недостатков, указанных в определении суда Указанное определение об оставлении заявления без движения было направлено Н. Дата обезличена года и получено им Дата обезличена года, что подтверждается уведомлением, имеющимся в материалах дела. Заявителем в установленный срок были устранены допущенные в заявлении недостатки, и Дата обезличена года в суд поступило заявление Н., которое было принято судом к производству. Таким образом, суд считает, что заявителем не был пропущен установленный законом срок для обращения в суд, поскольку заявление подано в установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок и подлежит рассмотрению по существу.

Рассматривая требования истца о признании незаконным налогового уведомления Номер обезличен от Дата обезличена г. об уплате налога на имущество физических лиц за 2008 год в сумме 2940 руб. 07 коп. суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 3, ст. 23 НК РФ и ст. 57 Конституции Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать, соответственно налоги и (или) сборы (ст.19 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и срок уплаты налога.

В соответствии со ст. 1, 2, 3 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, к которому, в частности, относится квартира. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Статьей 5 названного Закона установлен следующий порядок исчисления и уплаты налогов:

1. Исчисление налогов производится налоговыми органами.

2. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

4. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

8. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

9. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

10. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

11. Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

12. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» ставка налога на строения, помещения, сооружения устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

Судом установлено, что Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ... инвентаризационной стоимостью 993344 рубля.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 4 по Амурской области Н. был исчислен налог на имущество физических лиц за 2008 году согласно налоговому уведомлению Номер обезличен от Дата обезличена года в размере 39 руб. 96 коп. от налоговой базы 39957 рублей по срокам уплаты до Дата обезличена г. - 19 руб. 98 коп., до Дата обезличена г. - 19 руб. 98 коп. Налог на имущество физических лиц за 2008 год в сумме 39 руб. 96 коп. был уплачен заявителем Дата обезличена года, что подтверждается квитанциями банка.

Дата обезличена года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 4 по Амурской области Н. был доначислен налог на имущество физических лиц за 2008 год в сумме 2940 руб. 07 коп., что было отражено в налоговом уведомлении Номер обезличен от Дата обезличена года.

Из пояснений представителя заинтересованного лица - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 4 по Амурской области следует, что основанием для перерасчета заявителю налога на имущество физических лиц за 2008 год послужило поступление Дата обезличена года в налоговую инспекцию из Комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи сведений об изменении инвентаризационной стоимости объекта налогообложения по состоянию на 2007 год, в соответствии с которыми стоимость квартиры Н. составила 993344 рублей.

Согласно налоговому уведомлению от Дата обезличена года Номер обезличен сумма налога на имущество физических лиц за 2008 г., подлежащего уплате Н., составляет 2940 руб. 07 коп., данное налоговое уведомление заявителем оплачено Дата обезличена года частично в сумме 1470 рублей 04 коп., что подтверждается квитанцией банка.

Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является инвентаризационная стоимость объектов налогообложения.

Приказом Минстроя РФ от 4 апреля 1992 г. N 87 утвержден Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности. Пунктом 3.2.1. указанного Порядка установлено, что определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 года N 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990 года N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29 сентября 1990 года N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В целях наиболее полной мобилизации в бюджеты муниципальных образований налога на имущество физических лиц Постановлением Губернатора Амурской области от 29 марта 2007 г. N 192 были утверждены для целей налогообложения с 01 января 2008 года коэффициент пересчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц, в размере 32,14 единиц к базисному уровню цен на 1 января 1991 года. Муниципальным образованиям было рекомендовано обеспечить проведение сплошной инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, в целях налогообложения и создание реестра расположенной на территории муниципального образования недвижимости, являющейся объектами налогообложения.

На основании указанного постановления органами местного самоуправления города Зеи была проведена переоценка стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам на праве собственности. Списки недвижимого имущества физических лиц, признаваемого объектами налогообложения после проведенной переоценки инвентаризационной стоимости строений, были направлены в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 4 по Амурской области Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Зеи Дата обезличена года, что подтверждено сопроводительным письмом Номер обезличен от Дата обезличена года.

Инвентаризационная стоимость квартиры, принадлежащей заявителю Н., в ценах 2007 года по состоянию на Дата обезличена года составила 993344 рубля.

Как указано выше, согласно п. 11 ст. 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I

«О налогах на имущество физических лиц» перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

Согласно п. 24 Инструкции МНС РФ от 2 ноября 1999 г. № 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» в случае, когда граждане своевременно не были привлечены к уплате налогов, исчисление им налогов может быть произведено не более чем за три предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения. В этих случаях дополнительные суммы налогов на имущество уплачиваются в следующие сроки:

суммы, дополнительно причитающиеся за текущий год, - равными долями в остающиеся до конца года сроки, но с тем, чтобы на уплату соответствующей суммы было не менее 30 дней;

суммы, начисленные на текущий год по истечении всех сроков уплаты и за предшествующие годы, - равными долями в два срока: через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления) и через месяц после первого срока уплаты. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т.е. через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления).

Такие же сроки устанавливаются и при перерасчете платежей и доначислении сумм за текущий год в связи с неправильным определением стоимости строений, помещений и сооружений, с неправильным применением ставок и т.д.

Указанный Инструкцией МНС РФ от 2 ноября 1999 г. № 54 перечень оснований перерасчета платежей и доначислении сумм налога на имущество физических лиц не является исчерпывающим.

На основании изложенных выше норм права суд приходит к выводу о том, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Амурской области обоснованно, на законных основаниях произвела перерасчет налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате Н. и доначислила сумму налога за 2008 год в связи с изменением налоговой базы, при этом установленный законом трехлетний срок перерасчет суммы налога был соблюден.

Поскольку судом признано законным и обоснованным налоговое уведомление Номер обезличен от Дата обезличена года, оснований для возложения на межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 4 по Амурской области обязанности по возврату заявителю уплаченного налога и взыскании уплаченной государственной пошлины, не имеется.

Руководствуясь ст. 194 - 198, реализация" target="blank" data-id="13118">ст. 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Н. о признании незаконным налогового уведомления Номер обезличен от Дата обезличена года и возложении на межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 4 по Амурской области обязанности по возврату уплаченного налога отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение 10 дней со дня со дня его провозглашения.

Председательствующий