Дело Номер обезличенг.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена г. Зея, Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Быстрянцевой И.И.,
при секретаре Карнауховой И.Е.,
с участием заявителя ФИО1,
судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району,
УСТАНОВИЛ:
В производстве Отдела судебных приставов по Зейскому району находится исполнительное производство о взыскании с ФИО1 в пользу ФИО2 алиментов на содержание дочери ФИО7, Дата обезличена рождения, дочери ФИО8, Дата обезличена рождения, дочери ФИО9, Дата обезличена рождения в размере 1/2 части всех видов дохода ежемесячно.
Дата обезличена в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ФИО4 было вынесено требование должнику ФИО1, согласно которому ФИО1 было предложено в течение десяти дней с момента получения требования предоставить сведения о понесенных им расходах за период с 2009 по 2010 год.
Не согласившись с названным требованием судебного пристава-исполнителя, должник ФИО1 обратился в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя, в которой просит признать требование судебного пристава-исполнителя незаконным, в обоснование заявленных требований указав, что с Дата обезличена он производит выплату алиментов на несовершеннолетних детей самостоятельно. В Дата обезличена он самостоятельно обратился в ОСП по Зейскому району в целях добровольного исполнения обязательств по оплате алиментов, так как знал о имеющемся решении суда. Никаких требований от судебных приставов ему при этом не предъявлялось. Ему пояснили, что он будет уплачивать алименты исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, поскольку является индивидуальным предпринимателем, после чего он начал производить необходимые выплаты. В дальнейшем, в связи с несогласием взыскателя с выплачиваемой суммой, судебным приставом-исполнителем у него были истребованы документы, подтверждающие доходы и расходы, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности. Расчет его чистого дохода от предпринимательской деятельности за период с января по июнь Дата обезличена включительно им был предоставлен. Однако указанные документы для расчета задолженности приняты не были. Затем, у него были затребованы справки из налоговой инспекции о его доходе, после чего с него удерживали алименты исходя из доходов, указанных в налоговой декларации. При этом никаких официальных запросов или требований ему не вручалось. Постановление о возбуждении исполнительного производства вообще было вручено ему только в Дата обезличена. В Дата обезличена ему было предъявлено требование о предоставлении документов, подтверждающих его расходы в Дата обезличена. Указанное требование было отменено судебным приставом-исполнителем после того, как оно было обжаловано им в суд. Он является индивидуальным предпринимателем. Доходы, полученные им в рамках предпринимательской деятельности, облагаются ЕНДВ. При этом индивидуальные предприниматели не обязаны вести книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций по доходам, полученным в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД. Об этом прямо сказано в п. 3 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 г. № 86н/БГ-3-04/430. Этот факт подтверждается письмом Минфина России от 03.11.2006 г. № 03-11-05/245. Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», индивидуальные предприниматели освобождены от ведения бухгалтерского учета. То есть, он физически не имел возможности предоставить такие документы за 2009 год. Кроме того, для определения своего дохода от предпринимательской деятельности, в целях уплаты алиментов на несовершеннолетних детей, во исполнение требований исполнительного листа он направил заявление судебному приставу-исполнителю с просьбой определить порядок подтверждения его расходов, по которым он не имеет возможности представить официальные документы. Названное заявление поступило в ОСП по Зейскому району Дата обезличена. Ответ на него он получил вместе с обжалуемым требованием, то есть только Дата обезличена. При этом ответ судебного пристава содержит лишь выписку из закона. Кроме того, вопрос о невозможности предъявления им документов, подтверждающих расходы за Дата обезличена не раз поднимался. Судебному приставу по данному поводу было написано объяснение со ссылкой на законодательство РФ. На основании изложенного, просит признать требование судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району от Дата обезличена незаконным.
В судебном заседании заявитель поддержал свою жалобу.
Судебный пристав ОСП по Зейскому району ФИО4 в судебном заседании пояснила, что Дата обезличена на основании поступившего в ОСП по Зейскому району исполнительного листа Номер обезличен от Дата обезличена о взыскании с ФИО1 в пользу ФИО2 алиментов на содержание детей: дочери - ФИО10, Дата обезличена, дочери ФИО11, дочери ФИО12 Дата обезличена, в размере 1/2 части со всех видов заработка с Дата обезличена и до совершеннолетия детей. Судебным приставом-исполнителем ОСП по Зейскому району ФИО5 возбуждено исполнительное производство Номер обезличен. В соответствии с ч. 4 ст. 113 СК РФ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 Семейного кодекса РФ (т.е. по алиментам в долях к заработку должника, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке), определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в России на момент взыскания задолженности. Аналогичные нормы изложены в ч. 3 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Частью 2 статьи 102 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Согласно подпункту «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которой производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996г. № 841, удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Согласно письмам Министерства финансов Российской Федерации от 23.07.2008 г. № 03-11-02/82 и от 14.10.2008г. № 03-11-04/3/461 налоговая декларация по единому налогу на вменённый доход (ЕНВД), предоставляемая в налоговые органы, не может считаться подтверждением дохода плательщика алиментов от предпринимательской деятельности, так как согласно ст.346,27 Налогового кодекса Российской Федерации вменённый доход - это потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. При этом ст. 346.29 Кодекса установлено, что налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Способ определения вмененного дохода, закрепленный в налоговом кодексе Российской Федерации, установлен исключительно для налоговых целей и не может применяться при расчете суммы алиментов на содержание несовершеннолетних детей. Согласно письма Минфина от РФ от 26.01.2009 № 03-11-09/16 при определении дохода индивидуального предпринимателя в целях исчисления алиментов на несовершеннолетних детей следует учитывать чистый доход от реализации продукции (услуг) за вычетом сумм произведенных расходов. Однако согласно п.3 порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина РФ № 86н, МНС РФ № БГ-03-04-/430 от 13.08.2002 индивидуальные предприниматели, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а так же на доходы, по которым уплачивается единый налог, освобождены от обязанности вести учет своих доходов и расходов, так как для исчисления ЕНВД применяется показатель вмененного дохода. Из пункта 15 указанного Порядка следует, что под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности. Таким образом, расчет задолженности по алиментам, не может быть произведен без учета расходов понесенных должником. В рамках исполнительного производства установлено, что должник является индивидуальным предпринимателем, который в соответствии со справкой налогового органа исчисление ЕНВД вмененный налог. Должником Дата обезличена был заключен договор Номер обезличен на оказание транспортных услуг с ООО «<данные изъяты>», предоставлены подтверждающие документы, платежные поручения об оплате ФИО1 оказываемых им транспортных услуг, то есть должник получал доход, с которого должны быть удержаны алименты. ООО «<данные изъяты>» информацией о произведенных ИП <данные изъяты> расходах, связанных с оказанием услуг по перевозки персонала (расходы на ГСМ, приобретение запасных частей, затраты на ремонт, амортизация и т.д.) предоставить не может. В связи с этим, судебным приставом-исполнителем Дата обезличена вынесено требование должнику ФИО1 о предоставлении сведений о расходах понесенных им за период 2009 -2010 гг., для получения чистого дохода, чтобы правильно произвести расчет задолженности по алиментам. На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказать.
Изучив и оценив материалы дела, а также исполнительное производство Номер обезличен, суд приходит к следующему:
Согласно ч.3 ст.441 ГПК РФ, заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.441 ГПК РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.
Оспариваемое требование судебного пристава-исполнителя вынесено Дата обезличена, заявитель обратился в суд Дата обезличена, то есть в предусмотренный законом срок.
Согласно оспариваемому требованию, судебным приставом-исполнителем в рамках возбужденного исполнительного производства о взыскании с ФИО1 алиментов на несовершеннолетних детей, в целях определения задолженности по уплате таковых, было предложено должнику предоставить сведения о понесенных им расходах за период с Дата обезличена по Дата обезличена год.
В силу ч.1 ст.64 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Согласно пп. «з» п.2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года № 841, удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В соответствии с ч.4 ст.113 СК РФ, ч.3 ст.102 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229 «Об исполнительном производстве», размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Таким образом, по смыслу закона, до исчисления суммы задолженности по уплате алиментов исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации судебный пристав должен предложить должнику представить любые имеющиеся у него документы, подтверждающие его заработок или иной доход, в том числе и документы, подтверждающие его расходы, понесенные в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Из материалов исполнительного производства Номер обезличен следует, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Зейскому району ФИО4 неоднократно выносились постановления об определении размера задолженности по алиментам, подлежащим уплате ФИО1 на содержание троих несовершеннолетних детей, при этом указанные постановления отменялись либо непосредственно судебным приставом-исполнителем, либо в судебном порядке.
Таким образом, как по состоянию на момент вынесения в адрес должника требования, так и в настоящее время задолженность по уплате алиментов в отношении ФИО1 не определена.
Следовательно, оспариваемое требование в силу изложенных выше норм закона и с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств вынесено судебным приставом-исполнителем обоснованно, в пределах его полномочий и в соответствии с требованиями закона, подлежащего применению при совершении исполнительных действий в рамках возбужденного исполнительного производства.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь ст. 441, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным требования судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району ФИО4 от Дата обезличена о предоставлении сведений о понесенных расходах в 2009 и 2010 году, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в десятидневный срок со дня его провозглашения.
Председательствующий: