Гражданское дело о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена                                                                        город Зея, Амурской области

    Зейский районный суд Амурской области в составе:

    председательствующего судьи Кадырова Ю.Х.,

    при секретаре Ирлице В.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОЛН к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Зея и Зейском районе Амурской области о взыскании стоимости льготного проезда,

    УСТАНОВИЛ:

    Истец ОЛН, являясь неработающим пенсионером по старости и проживающий в районе, приравненном к Крайнему Северу, в период с Дата обезличена по Дата обезличена использовал льготный проезд к месту отдыха и обратно. Ответчик отказал в возмещении стоимости проезда, в связи, с чем истец вынужден был обратиться в суд с иском о взыскании компенсации расходов по проезду к месту отдыха и обратно в сумме 34790 рублей.

    Истец в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Зее и Зейском районе в судебное заседание не явился, просит рассмотреть в своё отсутствие, не возражает против взыскания проезда до границы РФ.

В силу ст.167 ГПК суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему:

    На основании ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 г № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями от 2 июня 1993 г., 8 января 1998 г., 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 24 июля 2009 г.), компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

    В силу ст. 4 вышеназванного Закона гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Согласно п. 3 Правил компенсация может производиться в виде представления документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов. В соответствии с п. п. 7 и 8 Правил к заявлению о компенсации расходов должна быть приложена путевка, курсовка или иной документ (или отрывные талоны), являющийся основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.

    Согласно п. 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающим стоимость проезда:

а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений;

в) морским транспортом - в каюте IV-V групп морского судна регулярных транспортных линий;

г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса;

д) автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.

Таким образом, в числе тех, кому выплачиваются компенсации, не указаны пенсионеры, отдыхающие не в местах, где предоставляются услуги по организации отдыха, а в других местах. Вместе с тем, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьей 34 вышеуказанного Закона.

Гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам представляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях. (Преамбула к Закону).

Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на основании отсутствия путевки или иного документа, полученного в организации, предоставляющей услуги по организации отдыха при том, что эти граждане являются также пенсионерами, получающими трудовую пенсию и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях), ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно, что противоречит статье 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Кроме того, из Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 августа 2008 г. № 408н об утверждении разъяснения о применении вышеуказанных правил следует, что в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), а также сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности поезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), и расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в п.10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд более высокой категории.

Сумма проезда, затраченная истцом, подтверждена проездными документами, а также справкой компании Транзит» ИП БАП.

Изучив проездные билеты, представленные истцом и учитывая требования Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176, а именно: компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда, воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса и автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, а именно: взыскивает сумму льготного проезда истца за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года до границы Российской Федерации и обратно по маршруту г<данные изъяты> – географическая граница Российской Федерации – <данные изъяты> согласно представленным проездным документам и справкам о стоимости проезда, без учета сервисного сбора в общей сумме 23737 рублей 50 коп (10285 руб. + 9452 руб. 50 коп + 4000 руб. = 23737 руб. 50 коп).

На основании ст. 333. 19 ч. 1 (в редакции Федерального Закона от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ) и ст. 333. 20 ч. 1 п. 8 Налогового Кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 912 руб. 12 коп., от уплаты которой истец освобожден.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                    РЕШИЛ:

            Исковые требования ОЛН удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области в пользу ОЛН компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха до границы Российской Федерации и обратно за период с Дата обезличена по Дата обезличена в сумме 23737 (двадцать три тысячи семьсот тридцать семь) рублей 50 копеек.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области государственную пошлину в доход государства в сумме 912 (девятьсот двенадцать) рублей 12 коп.

    Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение 10 дней со дня провозглашения.

Председательствующий                                                               Ю.Х. Кадыров