Гражданское дело о признании устава Горненского сельсовета не соответствующим действующему законодательству



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена                                                                             г.Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,

при секретаре Шевчук Н.Н.,

с участием прокурора Евдокимова И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Зейского района Амурской области в интересах муниципального образования Горненский сельсовет Зейского района Амурской области к Горненскому сельскому Совету народных депутатов о признании отдельных положений Устава Горненского сельсовета не соответствующими действующему законодательству,

УСТАНОВИЛ:

Дата обезличена прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением, в котором просил признать не соответствующим федеральному законодательству со дня принятия решения судом Устава Горненского сельсовета и обязать Горненский сельский Совет народных депутатов привести Устав Горненского сельсовета в соответствие с Федеральными законами № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года, № 40-ФЗ от 5 апреля 2010 года, № 117-ФЗ от 4 июня 2010 года, № 83-ФЗ от 8 мая 2010 года, № 191-ФЗ от 27 июля 2010 года, № 237-ФЗ от 27 июля 2010 года; № 442-ФЗ от 29 декабря 2010 года в течение 1 месяца после вступления судебного решения в законную силу. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Зейского района была проведена проверка соответствия Устава муниципального образования Горненского сельсовета Зейского района положениям действующего законодательства, которой установлено, что ряд его положений не соответствует действующему законодательству и полежит приведению в соответствие с действующим законодательством, поскольку с момента регистрации последних изменений в Устав, федеральное законодательств, регулирующее вопросы местного самоуправления в Российской Федерации, неоднократно изменялось и дополнялось, некоторые положения указанного законодательства утратили юридическую силу. Вместе с тем, в Устав Горненского сельсовета соответствующие изменения и дополнения не внесены. Применение несоответствующего федеральному законодательству Устава Горненского сельсовета противоречит интересам муниципального образования, интересам граждан, проживающих в муниципальном образовании.

Решением Зейского районного суда от Дата обезличена требования прокурора были удовлетворены.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от Дата обезличена решение Зейского районного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Зейский районный суд.

Дата обезличена от прокурора Зейского района поступили дополнения к заявленным требованиям, в судебном заседании Дата обезличена прокурор письменно уточнил заявленные требования с учетом внесенных и зарегистрированных изменений в Устав Горненского сельсовета и окончательно просит:

1. Признать нормативный акт - Устав Горненского сельсовета не соответствующим Федеральному закону от Дата обезличена N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части:

1) ст. 9 Устава в связи с неурегулированностью правоотношений установленных ст.6 ч.2 Федерального закона от Дата обезличена N381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

2) п.6 ч.2 ст. 8 Устава в связи с неурегулированностью правоотношений установленных ст. 9 Федерального закона от Дата обезличена N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Обязать Горненский сельский Совет народных депутатов привести Устав Горненского сельсовета в соответствие с Федеральными законами № 381-ФЗ от 28.12.2009, № 442-ФЗ от 29.12.2010 в течение 1 месяца после вступления решения в законную силу.

В судебном заседании прокурор поддержал уточненные заявленные требования по изложенным выше обстоятельствам.

Представитель Горненского сельского Совета народных депутатов и глава Горненского сельсовета ФИО3 в судебное заседание не явились по неизвестной причине, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Горненского сельского Совета народных депутатов и главы Горненского сельсовета.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:

В ст. 6 Европейской хартии местного самоуправления провозглашено, что местные органы власти при осуществлении своих полномочий не должны нарушать более общих законодательных положений.

Согласно ч.3 ст.15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В силу ст. 13 ГК РФ нормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону и иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц, может быть признан судом недействительным.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (с последующими изменениями).

Поскольку оспариваемый прокурором нормативный акт издан в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, данное заявление подлежит рассмотрению в порядке главы 24 ГПК РФ.

Согласно ст.251 ГПК РФ,

1. Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Кроме того, в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части")

При рассмотрении вопроса о соответствии оспариваемого Устава федеральному законодательству, суд учитывает следующее:

В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями), в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.

Согласно п.1 ч.10 ст.35 вышеуказанного ФЗ № 131-ФЗ, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 36 ФЗ № 131-ФЗ, глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи: подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.

Из Устава муниципального образования Горненского сельсовета Зейского района следует:

Статья 21 Устава:

1. К исключительной компетенции сельского Совета относится: принятие Устава Горненского сельсовета, внесение в него изменений и дополнений.

Статья 29 Устава:

1. Глава Горненского сельсовета осуществляет следующие полномочия: подписывает и обнародует в порядке, установленным настоящим Уставом, нормативные правовые акты принятые сельским Советом.

Из материалов дела следует, что Устав Горненского сельсовета принят решением Горненского сельского Совета народных депутатов от 17 марта 2006 года за Номер обезличен, подписан Главой сельсовета, и зарегистрирован в главном управлении Министерства юстиции РФ по Дальневосточному федеральному округу 19 мая 2006 года.

Таким образом, принятие Устава Горненского сельсовета осуществлено в пределах компетенции сельского Совета и без нарушения порядка его принятия, что прокурором не оспаривается.

При этом в судебном заседании установлено, что Устав обнародован в установленном порядке (ст. 34 п. 10 Устава) путём вывешивания на стенде объявлений администрации Горненского сельсовета.

В соответствии с ч.1 ст. 44 Федерального закона № 131 –ФЗ от 6 октября 2003 г.,

1. Уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного

значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования,

депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц

местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных

должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также

порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской

Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 23 декабря 2010 г.), органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, статья 9 Устава Горненского сельсовета, «Полномочия органов местного самоуправления Горненского сельсовета по решению вопросы местного значения», изложена в редакции без учета положений Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ.

Кроме того, в соответствии со ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями от 4 мая 2011 г.), пункт 6 части 2 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3296; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 49, ст. 5744; 2010, N 15, ст. 1736; N 45, ст. 5751; N 49, ст. 6409) изложен в следующей редакции: "6) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;".

Вместе с тем, п.6 ч.2 ст.38 Устава Горненского сельсовета изложен следующим образом: «объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;»

Таким образом, указанный пункт Устава не приведен в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ.

Как установлено в судебном заседании, Дата обезличена Горненским сельским советом народных депутатов принято решение Номер обезличен «О внесении изменений и дополнений в Устав Горненского сельсовета», в Устав Горненского сельсовета внесены изменения следующего содержания:

В п.1 статьи 8 Устава Горненского сельсовета добавить подпункт 34)     оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

п.3 статьи 9 Устава Горненского сельсовета подпункт 3 изложить в редакции: 3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;

В подпункт 4 пункта 1 статьи 9 добавить абзац

4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";

исключить в абзаце 4.1) слова «тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)».

В статью 21. Компетенция сельского Совета п.1 в абзаце 6 слова «и учреждений, а также» заменить словами «а также»;

в статью 22 п.4 слова «четыре года» заменить на «пять лет»;

в статью 28 п.3 слова «четыре года» заменить на «пять лет»;

в статью 31. п.1 слова «муниципальным учреждением» заменить словами «муниципальным казенным учреждением»,

в статью 33 п.3 слова «четыре года» заменить на «пять лет»;

В п.1 статьи 38 Устава Горненского сельсовета добавить подпункт

21) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения.

в Статью 39. п.4 слова «органы местного самоуправления» заменить словами «муниципальное образование», дополнить предложением «Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления». В абзац 2 после слов «Органы местного самоуправления» добавить слова «осуществляющие функции и полномочия учредителя», в абзаце 3 перед словом «учреждений» добавить слово «казенных».

п. 10 статьи 45 Устава Горненского сельсовета изложить в редакции: 10. Информационное обеспечение размещения заказов

1) Официальным сайтом Горненского сельсовета в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является официальный сайт Российской Федерации www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).

В статью 43 п.1 абзац 7 перед словами «муниципальными учреждениями» добавить слово «казенными».

8 июня 2011 года данные изменения в Устав были зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области (приказ № 02-16/274 от 8.06.2011 г.)

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, вышеуказанное решение Горненского сельсовета № 136 от 6 мая 2011 г., не содержит положений о внесении изменений в Устав, а именно: ст.9 Устава не содержит положений установленных ст.6 ч.2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 23 декабря 2010 г.), а также пункт 6 ч.2 ст.38 Устава не приведен в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ, а именно статьи 9 указанного закона.

Таким образом, суд находит вышеуказанные положения Устава Горненского сельского Совета не соответствующими Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 253 ч. 3 ГПК РФ сообщение о решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

В силу п.10 ст.34 Устава Горненского сельсовета правовые акты обнародуются путем размещения их на стендах объявлений в здании администрации сельсовета и других общедоступных местах. В целях обнародования нормативных правовых актов сельской администрацией также может осуществляться в компьютерном исполнении выпуск «Информационных бюллетеней», «Информационных листков» с указанием даты выпуска и количества экземпляров.

Согласно подпунктам 9, 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождены от уплаты государственной пошлины прокурор при обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан; органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем судебные расходы взысканию не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.253, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            Заявление прокурора Зейского района Амурской области удовлетворить.

Признать нормативный акт - Устав Горненского сельсовета Зейского района Амурской области не соответствующим Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части, а именно:

1. ст. 9 Устава Горненского сельсовета Зейского района Амурской области признать несоответствующей ст.6 ч.2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

2. п.6 ч.2 ст.38 Устава Горненского сельсовета Зейского района Амурской области признать несоответствующим ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обязать Горненский сельский Совет народных депутатов привести Устав Горненского сельсовета в соответствии с Федеральными законами № 381-ФЗ от 28.12.2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и № 442-ФЗ от 29.12.2010 г. ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение 1 месяца после вступления решения в законную силу.

Сообщение о решении после вступления его в законную силу подлежит размещению на стенде объявлений в здании администрации Горненского сельсовета Зейского района Амурской области.

         Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение 10 дней со дня его провозглашения.

Судья