Дело Номер обезличен года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена г.Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гринько Н.В.,
с участием представителя заинтересованного лица - администрации города Зеи
ИНВ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЛЛА об обжаловании решения жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель ЛЛА является вдовой участника Великой Отечественной войны ЛПА, умершего Дата обезличена. Решением Зейского районного суда от Дата обезличена ЛПА был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учёт. Дата обезличена на имя ЛПА был выделен сертификат, который ЛПА не успел получить в связи со смертью. В настоящее время заявитель ЛЛА зарегистрирована по адресу: г. Зея, мкр-н Светлый, <адрес>, по указанному адресу также зарегистрирован её внук ШПА Собственником вышеуказанной квартиры является дочь заявителя - ГМП ЛЛА является инвалидом второй группы, что подтверждено справкой МСЭ-2007 Номер обезличен от Дата обезличена.
После смерти мужа ЛЛА обратилась в администрацию города Зеи о принятии её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для последующего получения жилья в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Решением жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена ЛЛА было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст.54 ЖК РФ в связи с отчуждением принадлежащего ей жилого дома, расположенного по адресу: г.Зея, <адрес>, общей площадью 36 кв.м.
Не согласившись с указанным решением, заявитель ЛЛА обратилась в суд в порядке главы 25 ГПК РФ, просит признать незаконным решение жилищной комиссии администрации города Зеи от Дата обезличена, обязать жилищную комиссию администрации города Зеи принять её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» по ранее поданному заявлению от Дата обезличена. В обоснование заявленных требований заявитель указала, что причинами, послужившими основанием для принятия решения о продаже принадлежащего ей жилого дома, расположенного по адресу: г.Зея, пер.Советский, 8 и переезда к дочери является её преклонный возраст и состояние здоровья, которое полностью исключает возможность каких-либо физических нагрузок, дом был без коммунальных удобств, и избежать тяжёлых физических нагрузок ей не удавалось. Сделка по продаже вышеуказанного дома была совершена в 2009 году, то есть до принятия долгосрочной целевой программы «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на 2009-2011 годы», которая была принята в мае 2009 года, что исключает наличие преднамеренности при продаже дома. Считает, что решением жилищной комиссии от Дата обезличена существенно нарушены её права.
Заявитель ЛЛА в судебное заседание не явилась по состоянию здоровья, просит рассмотреть дело в её отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель заинтересованного лица – администрации города Зеи ИНВ с заявленными требованиями не согласна, считает решение жилищной комиссии при администрации г. Зеи законным и обоснованным. Согласно ст.53 Ж.К РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Критерии намеренности законом не установлены, поэтому подобные вопросы решаются на заседании жилищной комиссии. Поскольку комиссией было установлено, что заявитель после совершения сделки по отчуждению принадлежащей ей квартиры имела все основания быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий, было принято решение признать сделку преднамеренной, в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении ЛЛА было отказано.
Заслушав представителя администрации города Зеи, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.
Требования, заявленные ЛЛА, подлежат рассмотрению в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст.256 ГПК РФ по делам об оспаривании неправомерных решений, действий (бездействия) гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Решение жилищной комиссии было направлено ЛЛА Дата обезличена, с заявлением в суд заявитель обратилась в установленный ст. 256 ГПК срок.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Для предоставления жилого помещения по договору социального найма, по смыслу части 1 статьи 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии со ст.52 данного Кодекса принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых, уполномоченный орган принимает решение о постановке на учёт, в связи с чем, гражданин приобретает право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ). Принятие граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учётом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы
Статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями) установлено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе:
- обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения.
Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Судом установлено, что ЛПА является ветераном, участником Великой Отечественной войны, согласно удостоверению серии А Номер обезличен он имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР для участников Великой Отечественной войны.
ЛПА и заявитель ЛЛА состояли в браке, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака от Дата обезличена.
Согласно удостоверению, выданному ГБУ Управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району серии В-I Номер обезличен от Дата обезличена на имя ЛЛА, она имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жён погибших военнослужащих.
Из копии свидетельства о смерти ЛПА следует, что он умер Дата обезличена.
Таким образом, из представленных документов следует, что ЛЛА является вдовой ЛПА Дата обезличена года рождения, участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, то есть является членом семьи участника Великой Отечественной войны, имеет льготы и преимущества, установленные Федеральным законом «О ветеранах».
В судебном заседании также установлено, что ранее заявитель ЛЛА совместно со своим мужем ЛПА проживали по адресу: <адрес>, <адрес>, ЛПА имел в собственности квартиру, расположенную по адресу: г.Зея, мкр-н Светлый, <адрес>, являясь участником Великой Отечественной войны, он обратился с заявлением о включении его в Список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии администрации города Зеи ЛПА было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с отчуждением принадлежащей ему квартиры.
Решением Зейского районного суда Амурской области от Дата обезличена решение жилищной комиссии было признано незаконным, суд обязал администрацию города Зеи принять ЛПА на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Жилое помещение ЛПА предоставлено не было в связи с его смертью.
В силу ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Уставом города Зея определены полномочия администрации города Зеи, к которым относится в числе других - ведение учёта и распределение в установленном порядке муниципального жилищного фонда, ведение учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст.40 п.24).
Постановлением главы города Зеи от Дата обезличена Номер обезличен утверждено Положение о жилищной комиссии и её составе. Согласно указанному Положению жилищная комиссия при администрации города Зеи образована как постоянно действующий коллегиальный орган при администрации города Зеи. Жилищная комиссия решает вопросы о постановке и снятии с учёта граждан, имеющих право на получение жилых помещений на территории города и жилищных субсидий (п.3.5.).
Таким образом, жилищная комиссия при администрации города Зеи является в соответствии со ст. 52 ЖК РФ уполномоченным органом, принимающим решение о постановке на учёт.
В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истёк срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ (ст.54 ЖК РФ).
Решением жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена ЛЛА было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как не истёк срок совершения гражданско-правовой сделки с жилым помещением - договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: г.Зея, пер.<адрес> от Дата обезличена.
По смыслу статьи 53 ЖК РФ, ограничения в постановке граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильём.
При этом применение статьи 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Согласно договору купли-продажи от Дата обезличена ЛПА продал принадлежащую ему квартиру, расположенную по адресу: г. Зея, мкр-н <адрес> ГМП Из пункта 9 договора купли-продажи следует, что на момент совершения сделки в квартире зарегистрированы и проживают ЛЛА, ЛПА и ШПО
Свидетельством о государственной регистрации права от Дата обезличена подтверждается, что собственником <адрес>, расположенной по адресу: г.Зея, мкр-н Светлый, <адрес> является ГМП.
Согласно справке Комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи от Дата обезличена по адресу: <адрес>, мкр-н Светлый, <адрес> зарегистрирована ЛЛА и её внук ШПО
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент обращения с заявлением в администрацию города Зеи ЛЛА не имела в собственности жилого помещения и проживала в квартире, принадлежащей на праве собственности её дочери ГМП Кроме того, из представленных суду документов следует, что заявитель ЛЛА в силу ст. 31 ЖК РФ не является членом семьи ГМП, поскольку последняя в квартире по адресу: по адресу: г.Зея, мкр-н Светлый, <адрес> не проживает.
Согласно договору купли-продажи от Дата обезличена ЛЛА продала принадлежащий ей жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: г. Зея, пер. <адрес> ГМП Указанное обстоятельство явилось основанием для отказа заявителю в постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Оценивая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что гражданские права по распоряжению собственностью ЛЛА осуществлялись разумно и добросовестно. Учитывая свой возраст и состояние здоровья, ЛЛА приняла решение продать принадлежащий ей жилой дом своей дочери. Причинами, послужившими для принятия решения о продаже жилого дома, является преклонный возраст, состояние здоровья заявителя, а также невозможность проживания в доме, не имеющем коммунальных услуг. Судом установлено, что ЛЛА является инвалидом 2 группы по общему заболеванию. После совершения сделки по продаже жилого дома, ЛЛА тем самым не ухудшила свои жилищные условия, поскольку она зарегистрирована и проживала в жилом помещении по адресу: г.Зея, мкр-н Светлый, <адрес>. Суд также учитывает то обстоятельство, что после продажи жилого дома в 2009 году ЛЛА не обратилась в администрацию города Зеи с заявлением о принятии её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением Зейского районного суда Амурской области от Дата обезличена установлено, что действия ЛПА по продаже принадлежащей ему квартиры по адресу: <адрес>, мкр-н Светлый, <адрес>, в которой зарегистрирована и проживает заявитель, не являлись умышленными действиями с целью создания искусственного ухудшения её жилищных условий.
При принятии решения суд руководствуется положениями ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, в силу которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются за счёт средств федерального бюджета жильём. Законом предусмотрено право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз, при этом обеспечение жильём осуществляется независимо от их имущественного положения.
Следовательно, для такой категории граждан, как члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, не требуется установление факта признания гражданина малоимущим, для предоставления жилого помещения достаточно установления его нуждаемости в жилом помещении.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия заявителя по продаже жилого дома, в данном случае, не являются умышленными действиями с целью создания искусственного ухудшения её жилищных условий, а, следовательно, не являются препятствием для признания ЛЛА нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, суд признаёт решение жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку судом признаётся незаконным решение жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении ЛЛА, суд обязывает жилищную комиссию при администрации города Зеи принять ЛЛА на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Руководствуясь ст.ст. 258, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ЛЛА удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении ЛЛА.
Обязать жилищную комиссию при администрации города Зеи принять на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении ЛЛА по заявлению от Дата обезличена.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена.
Председательствующий С.Н. Куприянова