Гражданское дело о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в интересах сироты Е.М.Р.



Дело Номер обезличен г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена                        гор. Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Быстрянцевой И.И.,

с участием заместителя прокурора Зейского района Ткачева Д.Л.,

истицы ЕМР,

представителя ответчика – Администрации города Зеи Амурской области КМГ,

при секретаре Перепелицыной Я.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в защиту прав и законных интересов сироты ЕМР к Администрации города Зеи Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Зейского района в интересах ЕМР обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что ЕМР в 2008 году была поставлена на первичный учет на внеочередное предоставление жилого помещения, как лицо, оставшееся без попечения родителей, в 2010 году зарегистрирована в администрации города Зеи в качестве нуждающейся в получении жилой площади. Обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди возложена на органы местного самоуправления, в связи с чем, просил суд обязать орган местного самоуправления в лице Администрации города Зеи предоставить ЕМР жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной в г. Зея социальной нормы, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте г. Зея.

Впоследствии прокурор уточнил исковые требования, просит суд обязать орган местного самоуправления в лице Администрации города Зеи Амурской области в течение 6 месяцев предоставить ЕМР жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, по месту жительства в черте г. Зея.

Истица ЕМР в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика – Администрации города Зеи Амурской области КМГ. в судебном заседании исковые требования не признала, считает, что хотя требования прокурора основаны на законе, но в администрации г. Зея, нет свободного жилья, денежных средств, которые выделяются для приобретения жилых помещений для сирот, явно недостаточно. Считает также надлежащим ответчиком поданному делу Министерство образования и науки Амурской области.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки Амурской области в судебное заседание не явился. Из представленного отзыва на иск следует, что органы местного самоуправления муниципальных образований, в том числе и администрация г.Зея, наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета, в порядке определенном губернатором области. Министерство образования как главный распорядитель средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей обязанности по перечислению субвенций исполнил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года № 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и других), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его Преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

К последним, названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз.4 ст. 1).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

Судом установлено, что ЕМР, Дата обезличена года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Указанные обстоятельства подтверждаются решением Зейского районного суда Амурской области от Дата обезличена, которым мать ЕМРЗОА лишена родительских прав, свидетельством о смерти 1-ОТ Номер обезличен от Дата обезличена подтверждается, что отец ЕМРЕРЮ умер Дата обезличена.

Постановлением Главы администрации города Зеи Амурской области Номер обезличен от Дата обезличена «О постановке на регистрационный учет несовершеннолетней ЕМР» отделу по учету и распределению жилья Администрации г. Зея предписано поставить ЕМР на регистрационный учет для внеочередного предоставления жилого помещения по достижению ею совершеннолетия в связи с тем, что ее мать решением Зейского районного суда Амурской области от Дата обезличена лишена родительских прав, отец умер Дата обезличена. Родители ЕМР собственного жилья не имели. Контроль за исполнением настоящего постановления был возложен на отдел по учету и распределению жилья Администрации г. Зея и на отдел образования администрации г. Зея, как на орган опеки и попечительства.

Согласно паспорту и справке КУМИ администрации г. Зеи Номер обезличен от Дата обезличена, ЕМР значится зарегистрированной по адресу: г. Зея Амурской области, мкр. Светлый, <адрес>.

Заявлением ЕМР от Дата обезличена подтверждается, что она обращалась в администрацию г. Зея с просьбой предоставить ей жилое помещение вне очереди, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку она не имеет жилья.

Сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области от Дата обезличена Номер обезличен подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права ЕМР на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы. Таким образом, ЕМР не имеет в собственности каких-либо жилых помещений.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, не оспаривается участниками процесса, жилое помещение по договору социального найма истцу как лицу, оставшемуся без попечения родителей, предоставлено не было, в связи с чем, и.о. прокурора Зейского района, действуя в интересах ЕМР, обратился с указанными требованиями в суд.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом по смыслу указанной статьи такая обязанность возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В силу пункта «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999 года №184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 472-ОЗ от 11.04.2005 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образованиями прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного, самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью, в соответствии с нормой предоставления, возложена на органы местного самоуправления.

Постановлением Губернатора Амурской области от 04.05.2009 года № 222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Данным Порядком закреплено, что лица, указанные в пункте 1, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. Министерство образования и науки Амурской области является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. На основании документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, направленных органом местного самоуправления, министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка (п.п. 2,3,7,8 Порядка),

Учитывая изложенные обстоятельства, в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ЕМР имеет право на внеочередное предоставление ей органом местного самоуправления жилого помещения.

Предусмотренные указанным выше Федеральным законом «О дополнительныхгарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).

Постановлением Правительства Амурской области от 15.05.2008 года № 113 был утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Заявкой отдела образования администрации города Зеи на выплату субсидий, субвенций и межбюджетных трансфертов из областного, федерального бюджетов на 2010 год, на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения подтверждается, что для обеспечения жильем данной категории лиц необходимо выделение субвенций в сумме 2023600,00 рублей.

Согласно приложению № 14 к Закону Амурской области № 281-ОЗ от 18 декабря 2009 года (с изменениями от 24 июня 2010 года), в бюджете Амурской области на 2010 год предусмотрены субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в том числе, для муниципального образования г. Зея - в размере 2023600,00 рублей.

На основании распорядительной заявки № 257 от 03 февраля 2010 года министерства образования и науки Амурской области, Централизованной бухгалтерией министерства было произведено перечисление на счета финансового управления администрации города Зеи запланированных на 2010 год средств в сумме 2023500,00, что также подтверждается платежным поручением № 323 от 04 февраля 2010 года на указанную сумму.

В соответствии с требованиями абз. 1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 472-ОЗ от 11.04.2005 года, жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства.

Местом жительства, согласно ч. 1 ст.20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Постоянным местом жительства ЕМР является г. Зея Амурской области.

Судом установлено и подтверждается представленными документами, что министерство образования и науки Амурской области как главный распорядитель средств, выделяемых для обеспечения жилой площадью детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, исполнило свою обязанность по перечислению средств субвенции на счета финансового управления администрации города Зеи. Однако до настоящего времени жилое помещение ЕМР Администрацией города Зеи Амурской области, осуществившей постановку ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлено.

Таким образом, обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органе местного самоуправления, то есть на Администрации города Зеи.

Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот на обеспечение их жильем органами местного самоуправления.

В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 7 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г. № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области»:

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения.

4. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

5. Для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размере 33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан.

6. Допускается отклонение размера предоставляемого жилого помещения по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда области от нормы предоставления в сторону уменьшения, но не ниже учетной нормы на основании письменного заявления (согласия) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 1 раздела 7 Положения «О жилищной политике в городе Зея», утвержденного решением Зейского городского Совета народных депутатов 16.07.2007 г. № 297 (с дополнениями, внесенными решением Зейского городского Совета народных депутатов Амурской области № 52/95 от 01 июня 2011 года), норма предоставления и учетная норма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым предоставляются жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма устанавливаются в размере 18 кв.метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающаяся в получении жилого помещения, ЕМР отец которой умер, а мать лишена родительских прав, состоит на учете с 2008 года согласно постановления Главы администрации города Зеи Амурской области № Номер обезличен от Дата обезличена «О постановке на регистрационный учет несовершеннолетней Елизаровой М.Р.».

Решением уполномоченного органа она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения по г. Зея, однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено, чем нарушено право последней на внеочередное предоставление жилого помещения.

Таким образом, истец вправе претендовать на жилое помещение вне очереди по договору социального найма в г. Зея Амурской области, в соответствии с нормой предоставления.

С учетом изложенного, суд считает требования прокурора Зейского района о возложении обязанности на Администрацию города Зеи как органа местного самоуправления предоставить ЕМР. жилое помещение в г. Зея по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд учитывает, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Иных требований к жилому помещению, предоставляемому по договору социального найма, Жилищный кодекс РФ не предусматривает.

На основании изложенного, учитывая приведенные правила, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Зейского района к администрации г. Зеи о предоставлении по договору социального найма ЕМР жилого помещения в г. Зея, подлежат удовлетворению.

Согласно разъяснению, содержащемуся в ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложении и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Зейского района, действующего в интересах ЕМР, удовлетворить.

Обязать Администрацию города Зеи Амурской области в течение шести месяцев предоставить ЕМР жилое помещение по договору социального найма по месту жительства в черте города Зея Амурской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии с нормой предоставления – общей площадью не менее 18 кв. м.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено Дата обезличена.

Председательствующий