Гражданское дело об установлении факта владения и пльзования жилым домом на праве собственности



        Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея                                               Дата обезличена

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Колесовой О.В.,

при секретаре Борзенковой О.А.,

с участием заявителя ДТН,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ДТН об установлении факта владения и пользования жилым домом на праве собственности,

УСТАНОВИЛ:

ДТН обратилась в суд с требованиями об установлении факта владения и пользования на праве собственности ННП, Дата обезличена рождения, умершим Дата обезличена жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, в обоснование которого указала, что Дата обезличена умер отец заявителя – ННП. после его смерти осталось наследство – жилой дом, находящийся по адресу: с <адрес>, а также денежный вклад и недополученная компенсация на приобретение твердого топлива. Дата обезличена заявитель ДТН обратилась к нотариусу Зейского нотариального округа ТНИ с заявлением о принятии наследства. Дата обезличена заявителю были выданы свидетельства о праве на наследство по закону на денежный вклад и на компенсацию за приобретение твердого топлива. В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом ей устно было отказано, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности ННП на жилой дом. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Иных наследников кроме нее не имеется, однако, принять наследство она не может, так как право собственности на указанный жилой дом не было зарегистрировано в установленном законом порядке. В Дата обезличена году ННП купил жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, однако договор купли-продажи не сохранился. Переход права собственности не был в установленном порядке зарегистрирован в связи со смертью ННП. После смерти отца она фактически приняла в собственность жилой дом, в течение всего времени после смерти отца содержит дом, поддерживая в состоянии, пригодном для проживания, однако юридически оформить право собственности не может.

Установление факта владения и пользования недвижимым имуществом на праве собственности необходимо заявителю для получения свидетельства о праве на наследство по закону и последующей государственной регистрации права собственности.

В судебном заседании заявитель ДТН на удовлетворении требований настаивала, приведя доводы, изложенные в заявлении.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, возражений против удовлетворения требований ДТН не заявили.

    Заслушав заявителя, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему:

в силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении, принадлежащего ему имущества, любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Как установлено в судебном заседании, заявительница ДТН является дочерью ННП, умершего Дата обезличена. Указанное обстоятельство подтверждается копией свидетельства о рождении от Дата обезличена, копией о заключении брака от Дата обезличена.

После смерти ННП заявительница фактически приняла наследственное имущество, оставшееся после его смерти, состоящее жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

ДТН, являясь наследником по закону ННП, обратилась к нотариусу Зейского нотариального округа ТНИ с заявлением о принятии наследственного имущества, оставшегося после смерти ННП и выдаче ей свидетельства о праве на наследство по закону. В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом ДТН устно было отказано, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности ННП на жилой дом.

Согласно ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Частью 3 данной статьи установлено, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.

Из имеющихся в материалах дела справок администрации Николаевского сельсовета <адрес> следует, что в доме, расположенном в <адрес>, с Дата обезличена года по день смерти был зарегистрирован и проживал ННП.

Анализ представленных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что ННП владел и пользовался на праве собственности жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, а также о том, что правоустанавливающие документы, подтверждающие его право собственности имелись, но были утрачены.

Исходя из вышеназванных положений закона, ННП вправе был зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, однако этим правом не воспользовался. Указанное обстоятельство препятствует заявителю в надлежащем оформлении за собой права собственности.

    В соответствии с ч.2 ст.264 ГПК РФ).

    Согласно ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В настоящее время регистрация ННП права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> невозможна, оснований полагать, что данное имущество принадлежит иному лицу, у суда не имеется. На основании изложенного, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ДТН об установлении факта владения и пользования жилым домом на праве собственности, удовлетворить.

Установить факт владения и пользования на праве собственности ННП, Дата обезличена года рождения, умершим Дата обезличена, жилым домом Номер обезличен, находящимся по адресу: <адрес>.

    Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение 10 дней со дня его провозглашения.

Председательствующий                        О.В. Колесова