Гражданское дело о защите прав потребителей



Дело Номер обезличенг.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена                            г. Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Быстрянцевой И.И.,

с участием истца Ф.А.Д., представителя ответчика ООО «<данные изъяты>» Л.Е.В.,

при секретаре Карнауховой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.А.Д. к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Ф.А.Д. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пользуется коммунальными услугами, предоставляемыми ООО «<данные изъяты>», обратился в суд с исковым заявлением о защите прав потребителей, в обоснование исковых требований указав, что в течение всего отопительного сезона 2009-2010 года температурный режим в его квартире имеет существенные отклонения от нормы, при этом его неоднократные устные просьбы и письменные обращения к ответчику по данному вопросу к устранению указанных недостатков не привели. Между тем он надлежащим образом исполняет свои обязанности и регулярно производит оплату потребленных коммунальных услуг, в том числе за отопление. Перерасчет платежей за отопление в связи с нарушением температурного режима ответчиком также произведен не был. В связи с изложенным просит обязать ответчика произвести перерасчет за отопительный период 2009 и 2010 года, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей и судебные расходы по оплате услуг юриста в сумме 1000 рублей, а также штраф в доход государства в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной в его пользу в связи с неудовлетворением требований потребителя в добровольном порядке.

В судебном заседании истец на удовлетворении вышеизложенных исковых требований настаивал, предоставив суду примерную сумму перерасчета в связи с предоставлением услуг ненадлежащего качества, при этом исковые требования не изменил. Истец пояснил, что, являясь исполнителем коммунальных услуг, ответчик, независимо от ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно - правовой формы, обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству условиям договора, обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и норм, установленным нормативам, а также информации о коммунальных услугах согласно ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» и «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307. Согласно п. 9 указанных Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. Согласно п. 49 Правил Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу,    в    соответствии с требованиями. С самого начала отопительного сезона 2009 и 2010 гг. температурный режим в его квартире нарушался, имелись существенные отклонения от нормы, неоднократные устные и письменные обращения к ответчику с требованием устранить недостатки в оказании коммунальных услуг были безрезультатны. Замеры температуры в жилом помещении неоднократно производились им в присутствии свидетелей, а также комиссией с участием ответчика. Свой отказ в перерасчете платежей за отопление в указанные периоды ответчик мотивирует не приведением им в соответствие с требованиями инженерных коммуникаций в его квартире. Однако согласно п. 5.1.2 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170) организации по обслуживанию жилищного фонда (в том числе и частного) обязаны своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования. Реконструкция, капитальный ремонт и наладка систем должна производиться, как правило, специализированными монтажными и наладочными организациями. Считает, что подготовка внутридомовой системы отопления не входит в техническое обслуживание, а заложена в тариф на отопление и управляющая организация обязана провести подготовку к отопительному сезону и провести промывку системы отопления. Им с ООО «<данные изъяты>» в 2007 году был заключен договор управления, где в п. 2.2 указано, что управляющая компания выполняет работы по подготовке к систем теплоснабжения к сезонной эксплуатации. Для решения проблемы с отоплением, он также обращался в ООО «<данные изъяты>». 5 или Дата обезличена специалистами ООО «<данные изъяты>» проводилась гидравлическая промывка системы отопления дома, но ничего не изменилось. Ему пояснили, что проблемы с отоплением связаны с тем, что в системе нет циркуляции воды, то есть давление воды на входе и на выходе одинаковое. Дата обезличена было проведено обследование комиссией администрации <адрес>, составлен акт, в котором указано, что давление воды в трубах на подаче и отводе одинаковая, однако в ответе указали, что это свидетельствует о засоре внутренней системы отопления и рекомендовали промыть. В 2011 году проблем с отоплением в его квартире не было. Моральный вред, причиненный ему, заключается в нравственных и физических страданиях, связанных с незаконным отказом ответчика в удовлетворении его законных требований о надлежащем исполнении услуг, ощущением дискомфорта, связанного с лишением его семьи возможности пользования отоплением, вынужденном обращении в суд.

    Из отзыва на исковое заявления, представленного ООО «<данные изъяты>», следует, что ответчик не согласен с исковыми требованиями истца в полном объеме. ООО «<данные изъяты>» действительно является исполнительных услуг и обязано предоставлять услуги надлежащего качества. В жилое помещение истца, расположенное по адресу <адрес> поставлялись такие услуги, как отопление и холодное водоснабжение с Дата обезличена Отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления. Ф.А.Д. не начисляется плата за содержание и ремонт жилого фонда, соответственно и работ по содержанию жилого помещения не предоставляется. Подготовка дома к сезонной эксплуатации является работой по содержанию и ремонту жилого помещения. В силу п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором. Расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для производства теплоэнергии, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Такие расходы в плату за отопление не включаются. При комиссионном обследовании внутридомовой системы отопления Дата обезличена выявлено, что причиной недостаточной температуры воздуха в квартире истца является нарушение циркуляции теплоносителя по причине шламовых отложений внутридомовой магистрали отопления (Акт от Дата обезличена; Акт от Дата обезличена). Первым заместителем главы администрации, на основании представленных актов, собственнику было рекомендовано провести промывку системы отопления. Дата обезличена истцу было направлено предписание о ряде мероприятий, проведение которых необходимо для нормального функционирования внутридомовой системы отопления в отопительный период. Но данные работы собственником проведены не были. ООО «<данные изъяты>», согласно заключенному договору с Ф.А.Д. обязано обеспечивать предоставление    собственнику услуги теплоснабжения надлежащего качества до границы разграничения балансовой принадлежности (стена здания), при этом указанная услуга поставлялась именно надлежащего качества. На основании изложенного просят в удовлетворении исковых требований исковых требованиях Ф.А.Д. отказать в полном объеме.

    Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна, в обоснование своих возражений привела доводы, аналогичные изложенным в отзыве на иск.

Заслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст.154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Как установлено в судебном заседании, истец Ф.А.Д. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пользуется коммунальными услугами, предоставляемыми ООО «<данные изъяты>», при этом согласно условиям заключенного между сторонами договора от Дата обезличена Номер обезличен, ответчиком истцу предоставляются услуги по теплоснабжению и холодному водоснабжению (п.2.1. Договора). При этом содержание и ремонт жилого помещения, в том числе обслуживание внутридомовых инженерных системы в предмет договора не включены, в соответствии выпиской из лицевого счета, имеющейся в материалах дела, плата за указанные услуги с истца также не взимается.

В соответствии с п.3.1. Договора управления от Дата обезличена Номер обезличен, собственник жилого помещения обязан, в том числе, поддерживать в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое состояние и иное оборудование, находящееся в нем, обеспечивать их сохранность. При обнаружении неисправностей жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, немедленно принимать меры к их устранению.

В соответствии с п.9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, регулирующих отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающих их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено, в том числе, бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

Обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором (п.13 Правил).

В соответствии с п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

В соответствии с п.2.2. Договора Номер обезличен от Дата обезличена, заключенного между сторонами его предметом также является выполнение Управляющей компанией с помощью Исполнителей работ по подготовке инженерных систем теплоснабжения к сезонной эксплуатации (п.2.2. Договора). Однако из пункта 2.3 указанного договора не следует, с каким именно исполнителем был заключен договор на выполнение указанных работ, что во взаимосвязи с п.3.1. Договора управления свидетельствует об обязанности заключения такового именно собственником жилого помещения. При этом из пояснений истца следует, что непосредственно им такой договор с той или иной организацией не заключался, по его мнению, указанные работы должны проводиться именно Управляющей компанией.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Законом (ст.57 ГПК РФ) обязанность по представлению доказательств возложена на стороны и другие лица, участвующие в деле.

Согласно ч.3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Истцом в обоснование заявленных требований представлены документы, свидетельствующие о его обращении в Управляющую компанию по факту несоответствия температурного режима в принадлежащем ему жилом помещении установленным нормам, из которых следует, что в период отопительного сезона 2009-1010 года истец обратился в ООО «<данные изъяты>» по указанному вопросу, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела заявление Ф.А.Д. с входящим номером ООО «<данные изъяты>» Номер обезличен от Дата обезличена. Также в материалах дела имеется акт от Дата обезличена, составленный представителем теплоснабжающей организации ООО «<данные изъяты>» и представителем Управляющей компании ООО «<данные изъяты>» с участием собственника жилого помещения – Ф.А.Д., из которого следует, что радиатор в зале квартиры истца нагрет равномерно, в остальных помещениях неравномерно, при этом подающий трубопровод нагрет в нормальном режиме, по результатам проведенного обследования комиссия пришла к заключению о том, что причиной слабого теплоснабжения является нарушение циркуляции теплоносителя, в связи с чем необходимо промыть системы отопления жилого дома.

Доказательств иных причин нарушения температурного режима в жилом помещении, принадлежащем истцу в указанные дни, а равно доказательств нарушения температурного режима в течение всего отопительного сезона 2009-2010 года, сторонами не представлено.

Из имеющегося в материалах дела акта от Дата обезличена, составленного с участием представителей теплоснабжающей организации и Управляющей компании следует, что температурный режим в <адрес> ниже установленной нормы, при этом давление в подающем трубопроводе составило 3,8 кг/кв.см., что соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307 (п.16 Приложения №1), поскольку не превышает установленный норматив 0,6 МПа (6 кгс/кв. см). При этом минимальный нормативный показатель указанной величины Правилами предоставления коммунальных услуг не установлен.

Из показаний свидетелей Б.О.П. и Т.В.Б., данных в судебном заседании, следует, что они являются соседями истца, проживают в <адрес> в <адрес>, где в течение отопительного сезона 2009-2010 года температура в занимаемых ими жилых помещениях была значительно ниже необходимой, при этом в феврале 2010 года была проведена промывка системы отопления в их доме с помощью компрессора, после чего батареи стали горячими, а вскоре вновь остыли. Кроме того, давление в системе отопления на входе и на выходе было одинаковым, в связи с чем циркуляции в системе не было и температура была ниже нормы.

Обстоятельства проведения промывочных работ внутридомовой системы отопления в жилом доме по адресу: <адрес>, косвенно подтверждены сведениями, представленными ООО «<данные изъяты>» от Дата обезличена, имеющимися в материалах дела, из которых следует, что Дата обезличена в 13 часов 02 минуты в ООО «<данные изъяты>» поступила заявка по поводу остывших радиаторов по адресу: <адрес>. Однако сведения о проведенных работах по данной заявке отсутствуют.

Таким образом, причины несоответствия температурного режима в квартире истца, послужившего основанием для его обращения в ООО «<данные изъяты>» с заявкой о проведении промывки системы отопления, а также характер проведенных по его заявлению работ и результат таковых в судебном заседании с точностью не установлены.

В соответствии с актом обследования системы отопления в <адрес> от Дата обезличена, представленным истцом, температура воздуха в указанном жилом помещении составила 14 градусов по Цельсию, внутридомовая система отопления не промывалась, жилой дом к отопительному сезону не готов, также при обследовании выявлено, что подающая магистраль нагрета, а обратная магистраль и радиаторы не нагреты. По итогам обследования комиссия пришла к следующему заключению: причина отсутствия нагрева радиаторов в отсутствии циркуляции, предположительно обратная магистраль забита шлаковыми отложениями, необходимо промыть системы отопления, оборудовать узел ввода манометрами, термометрами, на подающей магистрали смонтировать грязевик, подготовить инженерные коммуникации к подаче услуги отопления.

При этом из пояснений истца следует, что указанный акт ошибочно датирован 2009 годом, поскольку осмотр фактически производился, о чем и был составлен настоящий акт, в 2010 году.

Однако обстоятельства, изложенные в указанном акте, касающиеся несоответствия температурного режима установленным нормам, относятся непосредственное в <адрес> жилого <адрес> и заранее установленной силы для суда не имеют, поскольку сведения об обследовании жилого помещения, принадлежащего истцу названный акт не содержит, кроме того, выводы, изложенные комиссией по результатам проведенного обследования, носят явно предположительный характер, поэтому не могут быть положены в основу настоящего решения.

Кроме того, причины несоответствия температурного режима в помещении установленным нормам могут быть различны. Так из рекомендаций по подготовке жилищного фонда к зиме МДС 13-18.2000, предназначенных, в том числе, для персонала организаций, эксплуатирующих жилищный фонд, не прогрев или недостаточный прогрев отдельных отапливаемых приборов и стояков, возможет по ряду причин: загрязнение (засор) трубопроводов (подводящих и отводящих), регулировочной арматуры, приборов; завоздушивание системы; дефекты резьбовых и сварных соединений, нарушение тепловой изоляции трубопроводов, неотрегулированность систем отопления. Для устранения первой из названных причин рекомендуется промыть трубопроводы, а если засор в трубопроводе или арматуре при общей промывке системы устранить не удалось, то соответствующую часть трубопровода и арматуры следует разобрать и прочистить, чего как следует, из пояснений истца в его жилом помещении не проводилось.

Изложенное подтверждается также пояснениями К.Т.М,, допрошенного в качестве специалиста, из которых следует, что причин несоответствия температурного режима в жилом помещении, принадлежащем истцу, может быть несколько, как отсутствие циркуляции во внутридомовой системе теплоснабжения по причине ее загрязнения, отсутствие перепада давления на подающем и обратном трубопроводе, нарушение теплового режима в магистрали центральной системы отопления.

При этом при наличии неисправностей инженерного оборудования, находящегося непосредственно в жилом помещении, исходя из вышеизложенных норм в их взаимосвязи с положениями заключенного между сторонами договора управления частным домом Номер обезличен от Дата обезличена, именно истец, как собственник жилого помещения обязан устранять таковые, а равно поддерживать в исправном состоянии оборудование, находящееся в нем, обеспечивать его сохранность и способность его функционирования.

Одновременно суд находит необходимым отметить, что отсутствие циркуляции во внутридомовой системе отопления, как таковое, не свидетельствует о предоставлении истцу услуг теплоснабжения ненадлежащего качества, поскольку является следствием той или иной имеющейся неисправности, вины ответчика в наличии которой истцом не доказано. Напротив, ответчиком представлены доказательства того, что до узла ввода они подавали тепло надлежащего качества, что следует из актов от Дата обезличена

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что требования истца не основаны на законе, а потому подлежат отказу в удовлетворении в полном объеме.

При этом доводы истца в части несоответствия показателя давления на обратном трубопроводе, а именно отсутствия необходимого перепада между значениями уровня давления на подающем и обратном трубопроводе в рассматриваемом случае решающего значения не имеют, поскольку непосредственно о наличии вины Управляющей компании в несоответствии температурного режима в жилом помещении истца установленным нормам также не свидетельствуют.

    Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении исковых требований Ф.А.Д. к Обществу с ограниченной ответственностью «Энергия-3» о возложении обязанности произвести перерасчет за отопительный период 2009-2010 года, взыскании компенсации морального вреда, штрафа в доход государства отказать.

    Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

    Мотивированное решение составлено Дата обезличена.

Председательствующий