Гражданское дело о признание незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложении обязанностей принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор.Зея Амурская области                            Дата обезличена

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,

при секретаре Гринько Н.В.,

с участием истца АВВ, представителя ответчика ИНВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АВВ к Администрации города Зеи о признании незаконным отказа в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности принять на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Истец АВВ является ветераном боевых действий, имеет права и льготы, установленные п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах». 18 августа 2011 года истец обратился с заявлением в администрацию города Зеи о принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветерана боевых действий. Решением жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена истцу было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Не согласившись с решением жилищной комиссии от Дата обезличена, истец обратился в суд с иском и просит признать решение жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и обязать администрацию города Зеи принять его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по заявлению от Дата обезличена.

В судебном заседании истец АВВ на удовлетворении исковых требований настаивал, суду пояснил, что Дата обезличена он обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветерана боевых действий. Данное заявление было рассмотрено на заседании жилищной комиссии при администрации города Зеи и ему было отказано в постановке на учет в связи с тем, что он намеренно ухудшил свои жилищные условия. С данным решением он не согласен и считает, что нарушены его жилищные права, установленные Конституцией РФ и ЖК РФ. Он никогда не имел и не имеет в собственности своего жилья. Для трудоустройства он был зарегистрирован по месту проживания родителей по адресу: <адрес>, однако фактически по указанному адресу не проживал с момента призыва на военную службу. Был участником боевых действий в Чеченской республике. По окончанию службы поступил в учебное заведение, затем зарегистрировал брак и стал проживать со своей семьёй отдельно от родителей в съёмном жилье. В 1997 году он обратился в Администрацию города Зеи, где ему разъяснили, что он, как участник боевых действий, никаких льгот на приобретение жилья не имеет. В связи с тем, что у него не имелось своего жилья, начались проблемы в семье, брак был расторгнут. С апреля 2011 года он проживает у своего друга ЛАБ по адресу: <адрес>, который зарегистрировал его в данной квартире. Проживать в квартире родителей он не имеет возможности, поскольку между ним и его отцом сложились неприязненные отношения, отец выгоняет его из квартиры, более того, он потребовал от него сняться с регистрационного учёта по указанному адресу для того, чтобы в последующем он не имел права участвовать в приватизации этой квартиры. От коллег по работе он узнал, что имеет льготы на получение жилого помещения как участник боевых действий, в связи с чем, обратился в Администрацию города Зеи с заявлением и представил необходимые документы, но решением жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена ему было отказано в принятии на учёт. Намерения ухудшать свои жилищные условия он не имел, поскольку с 1993 года он фактически не проживает со своими родителями по адресу: <адрес>, на момент обращения в администрацию города также не проживал по данному адресу, никаких прав на данное жилое помещение он не имеет.

Представитель ответчика ИНВ исковые требования не признала, суду пояснила, что Дата обезличена истец обратился в администрацию города Зеи с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий. По решению жилищной комиссии администрации города Зеи от Дата обезличена АВВ было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающегося на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, в связи с тем, что не истёк предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок с момента совершения заявителем действий, в результате которых он мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях. Из представленных АВВ в администрацию города Зеи документов следует, что он проживал по адресу: <адрес> жилом помещении общей площадью 64,6 кв. м., нанимателями которого являются его родители - АВП и ААН на основании договора социального найма Номер обезличен от Дата обезличена. В силу положений Закона РФ от Дата обезличена Номер обезличен «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвёржденных постановлением Правительства РФ № 713, под документальным подтверждением места проживания гражданина понимается обязательное наличие у него регистрации по месту жительства или пребывания. Определяя место жительства заявителя, жилищная комиссия обоснованно учитывала регистрацию АВВ по месту жительства по адресу: <адрес>. Таким образом, АВВ являлся членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и был обеспечен общей площадью жилого помещения более учётной нормы -21,5 кв.м. Последующие действия истца - снятие с регистрационного учёта и регистрация по адресу: <адрес> жилом помещении, принадлежащем гражданам, не являющимся членами его семьи, свидетельствуют о совершении умышленных действий, повлекших ухудшение его жилищных условий. До совершения указанных действий заявитель не имел оснований для постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, что свидетельствует о совершении им данных действий с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении. С учетом изложенного, решение жилищной комиссии администрации города Зеи от Дата обезличена является обоснованным, основания для принятия АВВ на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении отсутствуют. Просит в иске отказать.

Заслушав стороны, свидетелей, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования.

В соответствии со ст.52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых, уполномоченный орган принимает решение о постановке на учёт, в связи с чем, гражданин приобретает право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Амурской области от 30 июля 2009 г. Номер обезличен утверждён Порядок предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья ветеранам (инвалидам) боевых действий, военной службы и семьям погибших (умерших) участников боевых действий.

Указанный Порядок в соответствии с долгосрочной целевой программой «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на 2009-2011 годы» устанавливает правила предоставления и использования социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья (далее - социальная выплата) ветеранам (инвалидам) боевых действий, военной службы и семьям погибших (умерших) участников боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт после 01 января 2005 года в органах местного самоуправления.

Право на получение социальной выплаты имеют следующие категории граждан, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в том числе: ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Как установлено в судебном заседании, АВВ является ветераном боевых действий, что подтверждается копией удостоверения ветерана боевых действий серии КБ Номер обезличен от Дата обезличена. Таким образом, он имеет право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 4 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья ветеранам (инвалидам) боевых действий нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются граждане, поставленные на учёт в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 июля 2009 года по основаниям, установленным статьей 6 Закона Амурской области от 01 сентября 2005 г. №38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области», для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст.6 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г. №38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» (с изменениями) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Из материалов дела следует, что Дата обезличена АВВ обратился в администрацию города Зеи с заявлением о принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветерана боевых действии. К заявлению АВВ были приложены документы, подтверждающие его проживание по адресу: <адрес>, а также отсутствие у него в собственности жилых помещений.

Согласно справке Комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи от Дата обезличена по адресу: <адрес> зарегистрированы и проживают ЛАБ, ЛТБ, ЛДА и АВВ

    Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от Дата обезличена собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является ЛАБ

Согласно уведомлению Управления Россреестра по Амурской области от Дата обезличена Номер обезличен в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах АВВ на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

    Из справки Зейского отделения Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от Дата обезличена следует, что техническая инвентаризация и учёт объектов капитального строительства и их частей, зарегистрированных за АВВ Зейским отделением Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» не проводились.

В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истёк срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ (ст.54 ЖК РФ).

Решением жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена АВВ было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, поскольку не истёк срок совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий истца.

Из пояснений представителя ответчика следует, что при рассмотрении вопроса о нуждаемости АВВ в жилом помещении, жилищная комиссия учитывала место жительства АВВ по адресу: <адрес>, по данному жилому помещению он был обеспечен общей площадью жилого помещения более учётной нормы - 21,5 кв.м. Последующие действия истца - снятие с регистрационного учёта и регистрация по адресу: <адрес> жилом помещении, принадлежащем гражданам, не являющимся членами его семьи, свидетельствуют о совершении умышленных действий, повлекших ухудшение его жилищных условий.

По смыслу статьи 53 ЖК РФ, ограничения в постановке граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильём.

При этом применение статьи 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Как установлено в судебном заседании, истец АВВ с Дата обезличена зарегистрирован и фактически проживает по адресу: <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются справкой с места жительства, а также показаниями свидетелей, допрошенных в судебном заседании.

Так, свидетель ААН суду пояснила, что АВВ приходится ей сыном. С рождения до призыва в армию он проживал со ней и со своим отцом по адресу: <адрес>. Сын был участником боевых действий в Чечне, имеет боевые награды. Когда сын вернулся из армии, стал проживать отдельно, поступил в учебное заведение, женился. Сына и невестку они прописали в их квартире, поскольку им была необходима регистрация для устройства на работу, однако они жили отдельно, жильё снимали, своего жилья не имели. В связи с отсутствием собственного жилья семья у них распалась. После расторжения брака сын к ним не вернулся, поскольку у него с отцом сложились неприязненные отношения, отец его выгоняет из дома, говорит, что это не его жильё, у них происходят частые ссоры и конфликты, совместное их проживание невозможно. В настоящее время решается вопрос о приватизации их квартиры, но её муж не желает, чтобы сын участвовал в приватизации, поэтому заставил его выписаться из квартиры. Знакомый сына - ЛАБ зарегистрировал его в своей квартире, разрешил ему там проживать.

Из показаний свидетеля ЛАБ следует, что АВВ он знает на протяжении 6 лет. В апреле 2011 года он обратился ко нему с просьбой зарегистрировать его в принадлежащей ему квартире по адресу: <адрес> разрешить проживать в ней. На его вопросы он пояснил, что у него конфликты с отцом, проживать в доме родителей он не может, ему негде жить, а без регистрации он может потерять работу. АВВ зарегистрирован в его квартире с апреля 2011 года и проживает в ней.

Оценивая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что жилищная комиссия при администрации <адрес> при рассмотрении заявления АВВ необоснованно определила его место жительства по адресу: <адрес>, где он ранее был зарегистрирован, и определила обеспеченность в жилом помещении по данному жилому помещению.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242 – I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

    На основании п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от Дата обезличена Номер обезличен (с последующими изменениями и дополнениями) местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом - интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

В силу указанных нормативных актов АВВ имел право на выбор места жительства, соблюдая требования законодательства, он зарегистрировался по месту жительства - по адресу: <адрес>. Указанные действия истца не могут быть расценены как свидетельствующие о совершении умышленных действий, повлекших ухудшение его жилищных условий, поскольку являются правом истца на выбор места жительства и его обязанность зарегистрироваться по месту жительства, установленными законом.

Судом установлено, что истец АВВ не имеет в собственности жилых помещений и не является членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, - ЛАБ, в связи с чем, он в силу ст.6 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г. №38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Таким образом, суд считает, что решением жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена, которым АВВ отказано в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, были нарушены жилищные права истца, в связи с чем, указанное решение жилищной комиссии является незаконным.

В силу ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Поскольку судом признаётся незаконным решение жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении АВВ, суд обязывает администрацию города Зеи принять АВВ на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ , суд

РЕШИЛ:

Исковые требования АВВ удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации города Зеи от Дата обезличена об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении АВВ.

     Обязать жилищную комиссию при администрации города Зеи принять на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении АВВ по заявлению от Дата обезличена.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена.

Председательствующий                             С.Н. Куприянова