Дело Номер обезличен г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена гор. Зея, Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гринько Н.В.,
с участием истца ФНС, представителя ответчика ВВВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФНС к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области о взыскании расходов на оплату стоимости льготного проезда,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФНС, являясь неработающим пенсионером по старости и проживающим в районе, приравненном к Крайнему Северу, в июле 2011 года использовала льготный проезд к месту отдыха и обратно до <адрес>, понесённые расходы составили 7839 рублей. Решением об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда Номер обезличен от Дата обезличена ответчик отказал в возмещении стоимости проезда, в связи с чем, истец был вынужден обратиться в суд с иском о взыскании компенсации расходов по проезду к месту отдыха и обратно.
В судебном заседании истец ФНС на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснив суду об обстоятельствах, изложенных в иске.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области ВВВ исковые требования не признал, поскольку истцом не представлен документ, подтверждающий факт и период нахождения на отдыхе. Кроме того, считает, что истцу не должны возмещаться расходы по купированному вагону, так как законодательством установлено, что оплате подлежат расходы в размере, не превышающим стоимость проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда.
Заслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст.34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями) компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В силу ст.4 вышеназванного Закона гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года №176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Согласно п. 3 Правил компенсация может производиться в виде представления документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов. В соответствии с п.п. 7 и 8 Правил к заявлению о компенсации расходов должна быть приложена путевка, курсовка или иной документ (или отрывные талоны), являющийся основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.
Таким образом, в числе тех, кому выплачиваются компенсации, не указаны пенсионеры, отдыхающие не в местах, где предоставляются услуги по организации отдыха, а в других местах. Вместе с тем, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьей 34 вышеуказанного Закона.
Согласно п. 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающим стоимость проезда:
а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;
б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений;
в) морским транспортом - в каюте IV-V групп морского судна регулярных транспортных линий;
г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса;
д) автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.
Гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам представляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях. (Преамбула к Закону).
Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на основании отсутствия путевки или иного документа, полученного в организации, предоставляющей услуги по организации отдыха при том, что эти граждане являются также пенсионерами, получающими трудовую пенсию и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях), ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно, что противоречит статье 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Согласно представленной копии трудовой книжки истец является неработающим пенсионером, льготным проездом по Закону РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» он не пользовался, что подтверждено справкой ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области от 11 августа 2011 года №28-11593.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Из Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 августа 2008 г. № 408н об утверждении разъяснения о применении вышеуказанных правил следует, что в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), а также сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности поезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), и расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в п.10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд более высокой категории.
Сумма проезда, затраченная истцом, подтверждена проездными документами и справками о стоимости проезда.
Изучив проездные билеты, справки о стоимости проезда, представленные истцом и учитывая требования Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года №176, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части, а именно: взыскивает в пользу истца сумму льготного проезда, использованного в июле 2011 года по маршруту Тыгда-Владивосток-Тыгда в размере 3353 руб. 90 коп. (1689 руб. 40 коп. +1664 руб. 50 коп.). При этом стоимость проезда суд взыскивает по представленным истцом справкам.
По требованиям о взыскании денежной компенсации за льготный проезд истец при подаче искового заявления государственную пошлину не платил, на основании Налогового Кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождён.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФНС удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области в пользу ФНС компенсацию расходов на оплату стоимости проезда в июле 2011 года к месту отдыха и обратно в сумме 3353 рубля 90 копеек (три тысячи триста пятьдесят три рубля 90 копеек).
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области государственную пошлину в доход государства в сумме 400 рублей (четыреста рублей).
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение 10 дней со дня провозглашения.
Председательствующий