О признании незаконными постановлений Администрации(в з/с не вступило)



дело № 2-677/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июля 2010 г. село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Гулящих А.В.,

при секретаре Зориной Е.Н.,

с участием:

- представителя заявителя - помощника прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики Шадрина Ф.В.,

- представителя Администрации муниципального образования «Подшиваловское» Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - Администрации МО «Подшиваловское») М.В.А,

- заинтересованного лица Г.В.В, его представителя Т.Е.М (доверенность от Дата г. сроком на 3 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - прокурор) в интересах Российской Федерации о признании незаконными постановлений Администрации МО «Подшиваловское» от Дата г. №а «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков», от Дата г. № «Об изменении в Постановлении №а от Дата г.», от Дата г. № «О внесении изменения в постановление №а от Дата г.»,

у с т а н о в и л:

Прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что оспариваемыми постановлениями изменено разрешенное использование земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения. Данные постановления приняты с нарушением требований законодательства. Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Согласно письму Минэкономразвития РФ от Дата г. №Д08-1995 градостроительные регламенты в соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий. В отношении иных сельскохозяйственных земель изменение вида разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом. Вместе с тем, градостроительный регламент, в том числе в части использования указанных земель в настоящее время не принят, правила землепользования и застройки отсутствуют. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Законодательство допускает использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые изначально были предоставлены для этих целей в установленном порядке. Земельные участки, в отношении которых вынесены оспариваемые постановления, предоставлены для сельскохозяйственного использования. Принятие оспариваемых постановлений не соответствует требованиям законодательства, нарушает, установленный пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от Дата г. №ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принцип сохранения целевого использования земельных участков. В результате изменения вида разрешенного использования земельных участков поставлена под угрозу сохранность земель сельскохозяйственного назначения, их свойств и качеств, охраняемых федеральным и региональным законодательством.

Определением суда от Дата г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен собственник земельных участков, в отношении которых вынесены оспариваемые прокурором постановления, Г.В.В.

В судебном заседании помощник прокурора Шадрин Ф.В. на удовлетворении требований прокурора настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно суду пояснил, что поскольку земельные участки, в отношении которых вынесены оспариваемые прокурором постановления, являются сельскохозяйственными угодьями, изменение вида их разрешенного использования на «дачное строительство» недопустимо, поскольку в силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране, изменение разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, без изменения категории земель, в составе которых данные участки находятся, противоречит пункту 1 статьи 4, пункту 1 статьи 7 Федерального закона от Дата г. №ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Представитель Администрации МО «Подшиваловское» М.В.А в судебном заседании просил в удовлетворении требований прокурора отказать, ссылаясь на то, что оспариваемые прокурором постановления были вынесены с учетом результатов публичных слушаний в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от Дата г. №ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Заинтересованное лицо Г.В.В в судебном заседании просил в удовлетворении требований прокурора отказать, ссылаясь на то, что постановления были вынесены с учетом результатов публичных слушаний в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в случае удовлетворения требований прокурора будет нарушено его право как собственника земельных участков в части использования данных земельных участков по своему усмотрению.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Постановлением Администрации МО «Подшиваловское» от Дата г. №а изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и №, расположенных вблизи населенного пункта ..., категории земель сельскохозяйственного назначения с «для сельскохозяйственного использования» на «дачное строительство».

Данное Постановление принято с учетом результатов публичных слушаний, прошедших Дата г.. Факт проведения публичных слушаний подтверждается постановлением Администрации МО «Подшиваловское» от Дата г. №а «О назначении публичных слушаний»; протоколом № от Дата г. заседания комиссии по проведению публичных слушаний на территории муниципального образования «Подшиваловское» Завьяловского района Удмуртской Республики по проектам документов в области градостроительной деятельности №а,б от Дата г.; заключением названной комиссии от Дата г.. Сам факт проведения публичных слушаний и порядок их проведения прокурором не оспаривается.

Постановлением Администрации МО «Подшиваловское» от Дата г. № в постановление Администрации МО «Подшиваловское» от Дата г. №а внесены изменения: «В п. 1 Следует читать (Изменить вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 18:08:015001:1571, «для ведения личного подсобного хозяйства, овощеводства»; №, «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства)».

Постановлением Администрации МО «Подшиваловское» от Дата г. № в Постановление Администрации МО «Подшиваловское» от Дата г. №а вновь внесены изменения: «В п. 1 Следует читать:

Изменить вид разрешенного использования земельных участков, категории земель сельскохозяйственного назначения:

- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 332510 кв.м. с «для сельскохозяйственного использования» на «дачное строительство»;

- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 102000 кв.м., с «для ведения личного подсобного хозяйства, овощеводства» на «дачное строительство»;

- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 82867 кв.м., с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «дачное строительство»;

- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 23898 кв.м., с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «дачное строительство».

Земельные участки, в отношении которых внесены оспариваемые прокурором постановления, принадлежат Г.В.В на праве собственности на основании: договора купли-продажи от Дата г. №, договора купли-продажи от Дата г. №, договора купли-продажи от Дата г. №, договора купли-продажи от Дата г. №. Право собственности Г.В.В подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданным Завьяловским отделом Управления Росреестра по Удмуртской Республике: № от Дата г., № от Дата г., № от Дата г., № от Дата г.

Согласно письму начальника Завьяловского отдела Управления Росреестра по Удмуртской Республике № от Дата г. данные земельные участки являются сельскохозяйственными угодьями. Заинтересованное лицо Г.В.В и его представитель Т.Е.М также суду подтвердили данные обстоятельства.

На основании установленных обстоятельств суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.

В силу пункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено п. 1 ст. 7 названного Кодекса, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.

Как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, спорные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения и не входят в состав границ какого-либо населенного пункта.

Поскольку объектом земельных отношений согласно пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Часть 3 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от Дата г. №ФЗ обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.

Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что данные правила должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В абзаце втором пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ указано, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Однако нормы данной статьи свидетельствуют о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.

Доказательств проведения зонирования территории, в границах которой расположены земельные участки, принадлежащие Г.В.В, с установленным разрешенным использованием земельных участков, в материалы дела не представлено.

Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 ЗК РФ и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.

Использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается в порядке, предусмотренном статьей 81 Земельного кодекса РФ, путем предоставления земель этой категории гражданам и их объединениям - для ведения дачного строительства.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (пункт 2 названной нормы).

Федеральный закон от Дата г. №ФЗ «О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан» регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов (статья 2 Закона).

Вышеуказанный Закон предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.

Следующим этапом является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков в собственность или на ином вещном праве (статьи 12, 14 Закона).

Таким образом, нормы Земельного кодекса РФ, Федерального закона «О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан» допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

По смыслу положений пункта 1 статьи 16 во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление земельных участков «для размещения дачного некоммерческого объединения граждан» осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения.

По смыслу названного закона граждане вправе вести дачное хозяйство (дачное строительство) в индивидуальном порядке на территории образованных дачных некоммерческих объединений граждан. Использование земельных участков для дачного строительства вне территорий образованных дачных некоммерческих объединений граждан законом не предусмотрено.

Статьей 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в частности, сельскохозяйственные угодья.

В силу пункта 1 статьи 79 названного Кодекса сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от Дата г. №ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до Дата г. решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 этого же Закона, с учетом результатов публичных слушаний.

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.

Вместе с тем, в силу пункта 6 статьи 36 названного Кодекса для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно пункту 7 указанной статьи использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В настоящее время отсутствует федеральный закон, который бы определял уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, полномочный определять использование таких земельных участков, а также порядок принятия решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от Дата г. №ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», по мнению суда, таким законом не является.

В связи с чем Глава администрации не вправе был принимать решение об изменении вида разрешенного использования принадлежащих Г.В.В земельных участков.

Кроме того, изменение разрешенного использования земельных участков противоречит понятию дачного земельного участка, установленного статьей 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». По дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Земельные участки, в отношении которых вынесены оспариваемее прокурором постановления, имеют большую площадь, значительно превышающую необходимую для ведения дачного хозяйства конкретным гражданином. Как следует из объяснений Г.В.В изменение разрешенного использования земельных участков необходимо для дальнейшего разделения этих земельных участков с целью их перепродажи, строительства на них жилых домов. Для чего в настоящее время проводятся работы по проектированию газоснабжения, водоснабжения и электроснабжения земельных участков.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что у Администрации МО «Подшиваловское» не было предусмотренных законодательством оснований для принятия оспариваемых постановлений об изменении вида разрешенного использования.

На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 4, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) оспариваемые прокурором постановления в целях защиты публичных интересов подлежат признанию незаконными, а на Администрация МО «Подшиваловское» возлагается обязанность отменить принятые ею постановления.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление прокурора удовлетворить.

Признать постановления Администрации МО «Подшиваловское» от Дата г. №а «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков», от Дата г. № «Об изменении в Постановлении №а от Дата г.», от Дата г. № «О внесении изменения в постановление №а от Дата г.» незаконными.

Обязать Администрацию МО «Подшиваловское» отменить данные постановления. Об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд не позднее чем в течение месяца со дня получения настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено Дата г.

Председательствующий судья А.В. Гулящих