О признании незаконным бездействие Администрации МО `Люкское` по неприняти. мер по официальному...



дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата г. ...

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Гулящих А.В.,

при секретаре Зориной Е.Н.,

с участием:

- представителя истца - помощника прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики Ш.Ф.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - прокурор) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Главы муниципального образования «Л» Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - Глава МО «Л»), выразившегося в непринятии мер по официальному опубликованию Положению о земельном налоге, утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования «Л» Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - Совет депутатов МО «Л») от Дата г. №, о возложении на Главу МО «Л» обязанности в течение 30 суток после вступления в законную силу решения суда принять меры к официальному опубликованию данного Положения и Решения в соответствии с нормами законодательства об официальном опубликовании нормативных правовых актов,

у с т а н о в и л:

Прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Совета депутатов МО «Л», выразившегося в непринятии мер по официальному опубликованию Положения о земельном налоге, утвержденного Решением Совета депутатов МО «Л» № от Дата г., о возложении на Совет депутатов МО «Л» обязанности в течение 30 суток после вступления в законную силу решения суда принять меры к официальному опубликованию данного Положения и Решения в соответствии с нормами законодательства об официальном опубликовании нормативных правовых актов.

В обоснование своих требований прокурор в заявлении указал, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что утвержденное решением Совета депутатов МО «Л» № от Дата г. Положение о земельном налоге официально не опубликовано. Обязанность его официального опубликования следует из ст. 15 Конституции Российской Федерации, ч. 4 ст. 7, ч. 1 ст. 47 Федерального закона от Дата г. №ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации. В то же время вышеуказанный нормативный правовой акт фактически применяется. Применение указанных Положений ввиду несоблюдения порядка опубликования нарушает права и законные интересы лиц, на которых возлагается обязанность по уплате земельного налога на своевременное ознакомление с нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы налогообложения на территории МО «Л». Круг указанных лиц является неопределенным.

Определением суда от Дата г. по ходатайству прокурора орган местного самоуправления, чье бездействие обжалуется, - Совет депутатов МО «Л» заменен на Администрацию МО «Л».

Определением суда Дата г. по ходатайству прокурора повторно произведена замена органа местного самоуправления, чье бездействие обжалуется, - Администрация МО «Л» заменена на Главу МО «Л».

В судебном заседании помощник прокурора Ш.Ф.В на удовлетворении требований прокурора настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Глава МО «Л» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав доводы прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Дата г. Решением Совета депутатов МО «Л» № утверждено Положение о земельном налоге на 2010 год.

Положением о земельном налоге установлены ставки данного налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и порядок их предоставления.

Данные Решение и Положение официально опубликованы в установленном законом порядке не были.

Несмотря на это данное Решение Совета депутатов МО Л» фактически применяется.

Данные обстоятельства установлены судом на основании текста решения Совета депутатов МО «Л» от Дата г. №, письма заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Удмуртской Республике № от Дата г., письма Главы МО «Л» от Дата г. №, письма директора МУ «ПВ» от Дата г. №.

На основании установленных обстоятельств суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января г., следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (ч. 1). Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (ч. 2). Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу (ч. 3). Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (ч. 4). Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (ч. 5).

В соответствии со ст. 41 Устава МО «Л», принятого Решением Совета депутатов МО «Л» от Дата г. №, обязательному обнародованию в соответствии с настоящей статьей подлежат нормативные акты Совета депутатов муниципального образования - решения Совета депутатов (устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные решением Совета депутатов) (ч. 1). Обнародование решения Совета депутатов осуществляется Главой муниципального образования путем его официального опубликования, в порядке, предусмотренном частями 5 и 6 настоящей статьи (в отношении решений Совета депутатов, официальное опубликование которых предусмотрено законодательством или настоящим Уставом, а также решений Совета депутатов, в отношении которых Советом депутатов принято решение об официальном опубликовании) или обнародованием в порядке, предусмотренном частью 7 настоящей статьи (ч. 4). Официальное опубликование решения Совета депутатов осуществляется в печатном средстве массовой информации, определенном Советом депутатов (далее - средство массовой информации). Датой официального опубликования решений Совета депутатов считается дата первой публикации его полного текста в средстве массовой информации. Датой публикации решения Совета депутатов является дата выхода в свет (обозначенная на первой странице или на титульном листе) средства массовой информации, в котором официально опубликовано решение Совета депутатов (ч. 5). Решение Совета депутатов в течение трех дней с момента подписания направляется Главой муниципального образования для его официального опубликования в средствах массовой информации в течение десяти дней со дня его поступления (ч. 6). Решение Совета депутатов, официальное опубликование которого не предусмотрено законодательством и настоящим Уставом, а также в отношении которого Советом депутатов не принято решение об официальном опубликовании, обнародуется Главой муниципального образования: путем размещения копий решения Совета депутатов в помещении Совета депутатов и Администрации на специально оборудованных местах, обеспечивающих возможность ознакомления с ним граждан; путем направления решения Совета депутатов в организации библиотечного обслуживания населения, учреждения образования, предприятия торгового обслуживания и иные организации для их последующего предоставления гражданам для ознакомления. Одновременно с направлением (размещением) копий решений Совета депутатов в средстве массовой информации Главой муниципального образования публикуется информация о возможности ознакомления с решением Совета депутатов с указанием наименования, срока и места ознакомления. Датой обнародования решения Совета депутатов считается дата опубликования информации, предусмотренной абзацем четвертым настоящей статьи (ч. 7).

В силу ст. 44 Устава МО «Л» решение Совета депутатов, которое в соответствии с законодательством, настоящим Уставом, решением Совета депутатов подлежит официальному опубликованию (обнародованию), вступает в силу одновременно на всей территории муниципального образования после его официального опубликования (обнародования), если законодательством или настоящим Уставом, а также самим решением Совета депутатов не установлен иной порядок вступления в силу (ч. 1). Решения Совета депутатов о налогах и сборах вступают в силу в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской федерации (ч. 5). Если муниципальный правовой акт не опубликован официально (не обнародован) до указанной в нём даты вступления в силу, то днём вступления его в силу является день его официального опубликования (обнародования), за исключением муниципальных правовых актов, устраняющих обязанности и иным образом улучшающий положение лиц, на которых он распространяется, либо устанавливающий дополнительные гарантии защиты прав, которые вступают в силу с указанной в нём даты вступления в силу.

Таким образом, указанными правовыми нормами установлена обязанность Главы муниципального образования опубликовать нормативный правовой акт о налогах и сборах. Данная обязанность в установленный Уставом МО «Л» срок Главой муниципального образования исполнена не была. При этом суд исходит из того, что направление нормативного правового акта, подлежащего официальному опубликованию, для такого опубликования, является не правом, а обязанностью Главы муниципального образования, от исполнения которой по своему усмотрению он уклониться не может.

Обнародование нормативного правового акта о налогах и сборах иным способом, кроме его официального опубликования, не придает ему законную силу. В связи с чем применение неопубликованного официально данного нормативного акта является незаконным.

Неисполнение Главой муниципального образования обязанности по официальному опубликованию нормативного правового акта, указанного прокурором, нарушает права и законные интересы самого муниципального образования и его жителей, поскольку применение данного нормативного акта к конкретным правоотношениям может быть признано незаконным, что повлечет неблагоприятные последствия для участников таких правоотношения. Отсутствие официального опубликования указанного прокурором решения Совета депутатов препятствует жителям муниципального образования воспользоваться, установленными им льготами.

В связи с чем суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требование прокурора о признании незаконным бездействия Главы МО «Л» по непринятию мер к опубликованию Решения Совета депутатов МО «Л» от Дата г. № и утвержденного им Положения о земельном налоге на 2010 год.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Лицо, чье право нарушено, в том числе и прокурор, обратившийся в суд в интересах этого лица, вправе требования защиты нарушенного права. Одним из таких способов в силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 3, 4, 258 ГПК РФ может быть и понуждение Главы муниципального образования к исполнению возложенной на него обязанности, на что указывает прокурор.

Вместе с тем, по мнению суда, официальное опубликование Положения о земельном налоге на 2010 год не повлечет восстановление нарушенных прав муниципального образования и его жителей.

Официальное опубликование данного нормативного акта не повлечет за собой установленных законом последствий, поскольку этот нормативный акт в своём названии содержит указание на срок его действия (период его применения) - 2010 г..

Налоговым периодом по земельному налогу в силу ст. 393 Налогового кодекса РФ является календарный год.

В связи с чем для возможности применения данного нормативного акта в 2010 г. в силу ст. 5 Налогового кодекса РФ он должен был быть опубликован до Дата г.. При опубликовании Положения после этой даты влечет невозможность его применения, поскольку он не вступит в силу ранее 1-го числа налогового периода по земельному налогу (Дата г.).

При таких обстоятельствах заявление прокурора в части требования о возложении на Главу МО «Л» обязанности опубликовать данный нормативный акт суд находит не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Главы МО «Л», выразившееся в непринятии мер по официальному опубликованию Решения Совета депутатов МО «Л» от Дата г. № «Об утверждении Положение о земельном налоге на 2010 год» и Положения о земельном налоге на 2010 год.

В удовлетворении остальной части требований прокурору отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено Дата г.

Председательствующий судья А.В. Гулящих