дело № 2-401/2010 Именем Российской Федерации 27 апреля 2010 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Гулящих А.В., при секретаре судебного заседания Зориной Е.Н., с участием: - истца Волынина М.В., - представителей ответчика - Федерального бюджетного учреждения Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике (далее - ФБУ ИК-1 УФСИН России по УР) К.Н.В (доверенность от Дата года сроком на 1 год) и Г.Д.Ю (доверенность № от Дата года сроком на 1 года), - представителя ответчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике (далее - УФСИН России по УР) Ш.Т.Н (доверенность № от Дата года сроком по Дата года) рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волынина М.В к ФБУ ИК-1 УФСИН России по УР и УФСИН России по УР о признании незаконным отказа начальника отдела кадров ФБУ ИК-1 УФСИН России по УР К.Н.В от Дата года в зачислении в стаж для назначения пенсии по выслуге лет на льготных условиях периода его службы в войсковой части № (г. Моздок РСО-Алания) с Дата года по Дата года и о включении этого периода в льготный стаж для назначения пенсии по выслуге лет из расчета один месяц военной службы за три месяца, у с т а н о в и л: Волынин М.В. обратилась в суд с иском к ФБУ ИК-1 УФСИН России по УР о признании незаконным отказа начальника отдела кадров ФБУ ИК-1 УФСИН России по УР К.Н.В от Дата года в зачислении в стаж для назначения пенсии по выслуге лет на льготных условиях периода его службы в войсковой части № (г. Моздок РСО-Алания) с Дата года по Дата года и о включении этого периода в льготный стаж для назначения пенсии по выслуге лет из расчета один месяц военной службы за три месяца. В обосновании своих исковых требований Волынин М.В. в исковом заявлении указал, что указанный им период его военной службы по призыву, когда он выполнял задачи по ликвидации последствий Осетино-ингушского конфликта, подлежит зачету в выслугу лет (трудовой стаж) в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца на основании п. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от Дата года № «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (далее - Закон РФ от Дата года №), Постановления Правительства Российской Федерации от Дата года № «О мерах по обеспечению выполнения Указа Президента Российской Федерации от Дата г. № «Об организации деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия» (далее Постановление Правительства РФ от Дата года №), п. 5 Приказа Министерства обороны Российской Федерации от Дата года № «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим вооруженных сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (далее - Приказ Минобороны РФ от Дата года №). Календарный срок указанного периода составляет 1 год 10 месяцев 11 дней, в льгот исчислении - 5 лет 7 месяцев 3 дня. Определением суда от Дата года по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФСИН России по УР. В судебном заседании истец Волынин М.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представители ответчика ФБУ ИК-1 УФСИН России по УР К.Н.В и Г.Д.Ю исковые требования не признали. К.Н.В суду пояснила, что её отказ Волынину М.В. является правомерным, поскольку согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от Дата года № «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от Дата года №) прохождение службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов, старшин засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении. Двадцатилетний стаж работы для назначения пенсии Волыниным М.В. не выработан. Представитель ответчика УФСИН России по УР Ш.Т.Н исковые требования также не признала, суду пояснила, что территория Республики Северная Осетия - Алания в период 1998-200 г.г. Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата года № «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций (далее - Постановление Правительства РФ от Дата года №), Федеральным законом от Дата года №ФЗ «О ветеранах», Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата года № «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике» и Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата года № «О зонах вооруженных конфликтов» не отнесена к перечням территорий, служба на которых дает право на льготное исчисление выслуги лет и трудового стажа из расчета один месяц военной службы за три месяца. Период выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп. Основанием для льготного исчисления выслуги лет является документально подтвержденный факт выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта. Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требований подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Волыниным М.В., Дата года рождения, старшим инженером отдела ИТОС и В ФБУ ИК-1 УФСИН России по УР, старшим лейтенантом внутренней службы, Дата года подан рапорт на имя начальника Отдела кадров ФБУ ИК-1 УФСИН России по УР К.Н.В, в котором он просил засчитать срок службы по призыву в войсковой части № с Дата года по Дата года в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца. В этот же день начальником Отдела кадров ФБУ ИК-1 УФСИН России по УР К.Н.В на данном рапорте написан ответ, согласно которому Волынину В.М. в удовлетворении рапорта отказано со ссылкой на п. 5 Постановления Правительства РФ от Дата года №. Письмом № от Дата года начальником Отдела кадров УФСИН России по УР Ф.И.Р Волынину М.В. отказано в увольнении по п. «в» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) в связи с тем, что его льготная выслуга составляет менее 20 лет. Данные обстоятельства установлены в судебном заседании объяснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются. На основании п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от Дата года № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ от Дата года №) право на пенсию по выслуге лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу лет на военной службе, и (или) в органах внутренних дел, и (или) Государственной противопожарной службе, и (или) органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Согласно п. «а» ст. 1 названного Закона условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от Дата года № в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. «а» ст. 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным, в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанного Закона такой порядок определен Постановления Правительства РФ от Дата года №. Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от Дата года № установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении. Из буквального смысла п. 5 Постановления Правительства РФ от Дата года №, следует, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба) может быть зачтена в выслугу лет на льготных условиях. Поэтому сам по себе данный пункт Постановления Правительства РФ от Дата года № не мог являться основанием для отказа в зачете периода военной службы по призыву в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ от Дата года №. Как установлено в судебном заседании Волынин М.В. в период с Дата года по Дата года проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации по призыву в войсковой части № (г. Моздок Республики Северная Осетия - Алания), выполнял задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта. Данное обстоятельство подтверждается военным билетом Волынина М.В. (№), справкой Отдела Военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому району г. Ижевска от Дата года № справкой военного комиссара Индустриального района г. Ижевска без даты и номера. При этом указанная запись в военном билете сделана в п. 12 «Участие в боевых действиях на территории других государств, выполнение служебных обязанностей в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах; участие в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности». В силу ч. 2 ст. 2 Закона РФ от Дата года № военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца. Поскольку в приведенной норме закона отсутствует конкретизация категорий военнослужащих на которых распространяются указанные в ней положения, а, также учитывая, что данный Закон устанавливает дополнительные гарантии и компенсации, в том числе военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, суд приходит к выводу о том, что положения ч. 2 ст. 2 названного Закона распространяются и на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Согласно подп. «б» п. 3 этого же Постановления Правительства РФ от Дата года № в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях один месяц службы за три месяца в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике, в том числе лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих объединенных сил, - за время выполнения задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения, но не ранее чем со Дата г. Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от Дата года № (в редакции, действующей до принятия Постановления Правительства РФ от Дата года № «О зонах вооруженных конфликтов») было установлено: «Отнести в соответствии с Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской федерации, 1993, №, ст. 1395) выполнение на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от Дата г. № «Об организации деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия» к выполнению задач при вооруженных конфликтах. Полномочному представителю Президента Российской Федерации по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти определять перечни воинских частей, соединений и подразделений органов внутренних дел, привлекаемых к выполнению указанных задач». В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от Дата года № полномочному представителю Президента РФ в целях ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года предписано обеспечить координацию и контроль деятельности сил и средств Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Службы специальной связи и информации рот Федеральной службе охраны РФ. Государственного таможенного комитета РФ и Вооруженных сил РФ, расположенных на территория Республики Северная Осетия о - Алания и Республики Ингушетия, а также с взаимодействие с соединениями и частями пограничных войск, находящимися в этом регионе. Таким образом, Правительством РФ указанным постановлением было распространено применение льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных Законом РФ от Дата года № на военнослужащих, осуществлявших задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта. Утрата пунктом 5 Постановления Правительства РФ от Дата года № в связи с принятием Постановления Правительства РФ от Дата года № не препятствует в настоящее время применению данной правой нормы для определения выслуги Волынина М.В. для назначения пенсии. На необходимость зачета периода военной службы по призыву в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий из расчета один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца указано и в п. 5 Приложения № «Дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» к Приказу Министерства обороны РФ от Дата года №. В связи с изложенным суд признает доводы истца о необходимости зачета в выслугу лет спорного периода в льготном исчислении законными и обоснованными. В льготном исчислении (из расчета один месяц службы за три месяца) период с Дата года по Дата года составляет 5 лет 7 месяцев 3 дня. С учетом спорного периода военной службы и периодов службы, признаваемых ответчиками (с 10 июля по Дата года (4 месяца 1 день), - стажировка в уголовно-исполнительной системе, с Дата года по Дата года - служба в уголовно-исполнительной системе), общая выслуга лет для назначения пенсии на Дата года составляет 21 год 11 месяцев 9 дней. При таких обстоятельствах у начальника Отдела кадров ФБУ ИК-1 УФСИН России по УР К.Н.В и начальника Отдела кадров УФСИН России по УР Ф.И.Р не было оснований для отказа в зачете спорного периода в выслугу лет для назначения Волынину М.В. пенсии в соответствии со ст. 13 Закона РФ от Дата года №. Нарушенное право истца на досрочное пенсионное обеспечение подлежит восстановлению. В связи с чем суд считает необходимым обязать ответчиков включить в выслугу лет (трудовой стаж) Волынина М.В. на льготных условиях (из расчета один месяц военной службы за три месяца) период его военной службы по призыву в войсковой части № (г. Моздок РСО-Алания) с Дата года по Дата года. Поскольку судом исковые требования истца признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд также на основании ст. 98 ГПК РФ считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца уплаченную им при подаче иска государственную пошлину в размере 200 рублей. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается чеком-ордером филиала № Западно-Уральского Банка Сбербанка России № от Дата года. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Волынина М.В к ФБУ ИК-1 УФСИН России по УР и УФСИН России по УР удовлетворить. Отказ начальника отдела кадров ФБУ ИК-1 УФСИН России по УР К.Н.В от Дата года в зачислении в стаж Волынина М.В для назначения пенсии по выслуге лет на льготных условиях периода его военной службы по призыву в войсковой части № (г. Моздок РСО-Алания) с Дата года по Дата года признать незаконным. Обязать ФБУ ИК-1 УФСИН России по УР и УФСИН России по УР включить в выслугу лет (трудовой стаж) Волынина М.В на льготных условиях (из расчета один месяц военной службы за три месяца) период его военной службы по призыву в войсковой части № (г. Моздок РСО-Алания) с Дата года по Дата года. Взыскать солидарно с ФБУ ИК-1 УФСИН России по УР и УФСИН России по УР в пользу Волынина М.В расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение. Мотивированное решение изготовлено Дата года. Председательствующий судья А.В. Гулящих