О признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда ..(не вступило в з/с)



дело № 2-979/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2010 г. село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Гулящих А.В.,

при секретаре судебного заседания Зориной Е.Н.,

с участием:

- истицы Калининой З.М.,

- представителя ответчика - Д.М.А (доверенность № от Дата г. сроком на 1 год),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой З.М к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в ... Удмуртской Республики (далее - Управление Пенсионного фонда) о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда № от Дата г. об отказе в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, о возложении на Управление Пенсионного фонда обязанности назначить ей досрочную трудовую пенсию,

у с т а н о в и л:

Калинина З.М. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Управлению Пенсионного фонда, мотивируя свои требования тем, что считает отказ Управления Пенсионного фонда в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, поскольку в стаж, дающий право на досрочное назначение такой пенсии, необоснованно не включены периоды её работы старшей пионерской вожатой Якшурской средней школы с Дата г. по Дата г.. Полагает, что данный период подлежит включению в её специальный педагогический стаж на основании п.п. 1 и 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от Дата г. №.

В судебном заседании истица Калинина З.М. на удовлетворении своих исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда - Д.М.А исковые требования не признала, суду пояснила, что считает отказ истице в назначении досрочной трудовой пенсии законным и обоснованным, поскольку действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работы в должности пионерской вожатой.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что истица Калинина З.М. Дата г. обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от Дата г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от Дата г. №ФЗ), предоставив необходимые для этого документы.

Решением Управления Пенсионного фонда от Дата г. № Калининой З.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по указанному основанию было отказано, поскольку, по мнению Управления Пенсионного фонда, на момент обращения Калининой З.М. в Управление Пенсионного фонда стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, составлял 23 года 11 месяцев 12 дней, то есть менее требуемых 25 лет.

В стаж Калининой З.М., дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не был включён период её работы старшей пионерской вожатой Якшурской средней школы с Дата г. по Дата г..

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании объяснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются.

Работа Калининой З.М. в вышеуказанной должности подтверждается записями в трудовой книжке истицы и ответчиком не оспариваются.

Проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства, суд считает необходимым включить данный период работы истицы в стаж, дающий ей право на досрочное назначение пенсии по старости по следующим основаниям.

Калинина З.М. обратилась в Управление Пенсионного фонда в период действия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от Дата г. №ФЗ (в редакции Федерального закона от Дата г. №ФЗ), который определяет основания и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 данного федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости. Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список должностей и учреждений 2002 г.), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила 2002 г.), утверждены Постановлением Правительства РФ от Дата г. № (в редакции Постановления Правительства РФ от Дата г. №).

Данное постановление действовало на момент рассмотрения Управлением Пенсионного фонда заявления Калининой З.М. о назначении ей пенсии и действует на момент рассмотрения дела в суде.

В соответствии со Списком должностей и учреждений 2002 г. работа в должности старшей пионерской вожатой в школе не дает права на досрочное назначение пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Однако, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлениях от Дата г. №П, от Дата г. №П, определениях от Дата г. № 310-О, от Дата г. № 320-О, от Дата г. № 107-О, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям действовавшее в спорный период Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от Дата г. № (далее - Положение 1959 г.).

Как указал Конституционный Суд РФ права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.

То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истца на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Положением 1959 г. установлено, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых (пункт 2).

В силу п. Дата г. время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Период работы в должности пионерской вожатой в школе и секретарем сельского Совета составляет менее 1/3 стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.

Таким образом, Калинина З.М. работая в штатной должности старшей пионерской вожатой Якшурской средней школы с Дата г. по Дата г., имела право на зачет указанных периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

То обстоятельство, что на момент решения вопроса об её праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило её в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать её законно возникшее право.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства прав будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды работы Калининой З.М. в вышеуказанных должностях подлежали включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени её обращения за назначением пенсии и времени возникновения у неё права на досрочное назначение пенсии по старости.

С учетом спорного периода работы (1 год 8 месяцев), а также признанных ответчиком периодов работы, подлежащих включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (23 г. 11 месяцев 18 дней), общий стаж работы Калининой З.М., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда составлял более 25 лет (25 лет 7 месяцев 18 дней).

При таких обстоятельствах у Управления Пенсионного фонда не было оснований для отказа в назначении и выплате Калининой З.М. досрочной трудовой пенсии по старости.

Нарушенное право истицы на досрочное пенсионное обеспечение подлежит восстановлению. В связи с чем суд считает необходимым на основании ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обязать ответчика назначить и выплатить Калининой З.М. трудовую пенсию по старости со дня его обращения за данной пенсией - с Дата г.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истицей при подаче иска уплачена государственная пошлина в сумме 200 рублей, что подтверждается чеком-ордером филиала № Западно-Уральского Банка Сбербанка России № от Дата г. Поскольку судом исковые требования истицы признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд также считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы все понесенные ею расходы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Калининой З.М к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в ... Удмуртской Республики удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в ... Удмуртской Республики № от Дата г. в части невключения в стаж работы Калининой Зои Матвеевны, дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от Дата г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от Дата г. №ФЗ), периода её работы старшей пионерской вожатой Якшурской средней школы с Дата г. по Дата г., и отказа в досрочном назначении Калининой Зое Матвеевне трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от Дата г. №ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от Дата г. №ФЗ).

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в ... Удмуртской Республики назначить и выплачивать Калининой Зое Матвеевне трудовую пенсию по старости со дня обращения за назначением данной пенсии - с Дата г..

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в ... Удмуртской Республики в пользу Калининой Зои Матвеевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено судьей Дата г.

Председательствующий судья А.В. Гулящих

-32300: transport error - HTTP status code was not 200