Дело № 2-811/10 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 августа 2010 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Христолюбова Ю.Л., при секретаре Лужбиной А.В., с участием прокурора Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры, старшего советника юстиции - В.Е.И, Главы МО «Среднепостольское» - М.Н.П, представителей Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике по доверенности - С.Н.К, Н.Н.Я, представителя министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики по доверенности А.Д,И, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия Администрации МО «Среднепостольское» и понуждении к организации сбора и вывоза отходов с несанкционированной свалки, У С Т А Н О В И Л: В своем заявлении прокурор просит суд: Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Среднепостольское» Удмуртской Республики, выразившееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельных участков расположенных на территории муниципального образования «Среднепостольское» на 34 км тракта Ижевск - Нылга после поворота направо в сторону улицы Заречной деревни Постол (в простонародье Верхний Постол) в 70 метрах от трассы слева от грунтовой дороги, между ней и речкой Постолкой непосредственно на почве, а также слева от дороги примерно в 350 метров от поворота на протяжении 150 - 200 метров напротив производственных помещений ООО «П» в срок до Дата года В целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания обязать Администрацию муниципального образования «Среднепостольское» Удмуртской Республики организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельных участков расположенных на территории муниципального образования «Среднепостольское» на 34 км тракта Ижевск - Нылга после поворота направо в сторону улицы Заречной деревни Постол (в простонародье Верхний Постол) в 70 метрах от трассы слева от грунтовой дороги, между ней и речкой Постолкой непосредственно на почве, а также слева от дороги примерно в 350 метров от поворота на протяжении 150 - 200 метров напротив производственных помещений ООО «П». В обоснование иска прокурор ссылается на то, что Администрация муниципального образования «Среднепостольское» не исполняет возложенных на нее законом обязанностей по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки мусора. Прокурор в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал. В их обоснование сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики по доверенности - А.Д,И и представители Управления Федеральной службы по надзору с сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике - С.Н.К и Н.Н.Я поддержали заявление прокурора и просили его удовлетворить. Глава МО «Среднепостольское» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании надлежащим образом извещен, поэтому суд рассмотрел дело в его отсутствие. В ходе предварительного судебного заседания М.Н.П заявление прокурора признал полностью. Признание заявления, выраженное в письменной форме, приобщено к материалам дела и исследовано в судебном заседании. М.Н.П были разъяснены последствия признания заявления - удовлетворение заявления прокурора. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив другие доказательства настоящего гражданского дела, суд пришел к следующим выводам. В судебном заседании достоверно установлены следующие фактические обстоятельства дела. На территории муниципального образования «Среднепостольское» на земельных участках на 34 км тракта Ижевск - Нылга после поворота направо в сторону улицы Заречной деревни Постол (в простонародье Верхний Постол) в 70 метрах от трассы слева от грунтовой дороги, между ней и речкой Постолкой непосредственно на почве обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора. Следующий участок почвы также слева от дороги примерно в 350 метров от поворота на протяжении 150 - 200 метров напротив производственных помещений ООО «П» также завален отходами и бытовым мусором. На указанной свалке размещены отходы строительных материалов, опил, пластиковые и стеклянные бутылки, банки (справка Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора от Дата года и фотографии). Указанный земельный участок расположен в границах МО «Среднепостольское» (п.15 ч.1 ст.1 Закона Удмуртской Республики «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Завьяловского района Удмуртской Республики», а также Приложение № к названному закону). Администрация МО «Среднепостольское» длительное время бездействует в принятии мер к ликвидации данной свалки. Проанализировав фактические обстоятельства дела, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального Закона от Дата года №ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального Закона РФ от Дата года №ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В пункте 1 статьи 8 Федерального Закона от Дата года №ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращений с отходами. В соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством. Статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат использованию, сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения. Статья 2 (Основные термины и понятия) ФЗ № определяет, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. По смыслу ряда статей ФЗ № (например, статьи 1, 2, 10, 14, 15, 34, 35, 36, 37 и другие) органы местного самоуправления муниципального образования полномочны и обязаны решать вопросы местного значения в пределах границ, т.е. на территории конкретного муниципального образования, органами местного самоуправления которого они являются. Согласно Закону УР от 2005 года №РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделения соответствующим статусом муниципальных образований на территории Завьяловского района УР» МО «Среднепостольское» наделено статусом сельского поселения. В п.1 ст.2 ФЗ № раскрыто понятие «сельское поселение»: сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Статья 11 ФЗ № говорит, что границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: - территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; - в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Таким образом, поскольку несанкционированная свалка находится на территории МО «Среднепостольское», то именно данное муниципальное образование должно заниматься организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, вне зависимости от того, находится свалка в черте населенных пунктов МО «Среднепостольское» или нет. Данное положение объясняется тем, что территория муниципального образования не делится только на территории населенных пунктов; существуют земли различных категорий (лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и т.п.), которые не входят в территорию населенных пунктов и не являются, таким образом, категорией земель населенных пунктов по земельному законодательству. Также по смыслу ФЗ № организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора должна осуществляться с территории МО вне зависимости от того, на земле какой формы собственности (будь то государственная или частная) находится мусор или бытовые отходы. В соответствии с ФЗ № Устав МО «Среднепостольское» закрепляет, что полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения данного МО и возложены на исполнительно-распорядительный орган - Администрацию МО «Среднепостольское». Согласно ст. 15 Бюджетного Кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Отсутствие в бюджете денежных средств не освобождает их от решения вопросов местного значения». Бюджет муниципального образования является лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включён в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней». Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов (дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки). В этом отношении соответствует Бюджетному Кодексу и Закон УР «О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской Республике» от Дата года №РЗ. Таким образом, суд принимает признание Главой МО «Среднепостольское» М.Н.П заявления Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает охраняемых законом прав и интересов третьих лиц. Бездействие Администрации муниципального образования «Среднепостольское», выражающееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельных участков, расположенных на 34 км тракта Ижевск - Нылга после поворота направо в сторону улицы Заречной деревни Постол (в простонародье Верхний Постол) в 70 метрах от трассы слева от грунтовой дороги, между ней и речкой Постолкой, а так же слева от дороги примерно в 350 метров от поворота на протяжении 150 - 200 метров напротив производственных помещений ООО «П» на территории муниципального образования «Среднепостольское», нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба окружающей среде и может повлечь за собой причинение вреда здоровью человека и влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Согласно Обзору судебной практики Верховного суда РФ за 4 квартал 2006 года, заявления прокурора, поданные в интересах государства, защиту прав неопределенного круга лиц, касающиеся деятельности юридических лиц, вытекающие из фактов совершения юридическими лицами экологических правонарушений, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции (Бюллетень Верховного суда РФ № за август 2007г.). Согласно ч. 1 ст.254 ГПК РФ в случае нарушения прав и свобод граждан бездействием органа местного самоуправления, такое бездействие оспаривается в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. В таких делах приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан. В соответствии с требованиями ч.1 ст. 256 ГПК РФ указанное заявление подается в суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод. Факт размещения на данных земельных участках несанкционированной свалки был установлен Дата года при выезде на место. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе в случаях обеспечения права на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду. Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обратился в суд в порядке искового производства в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При таких обстоятельствах, заявление Удмуртского природоохранного прокурора подлежит безусловному удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Удмуртского природоохранного прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Среднепостольское» Удмуртской Республики, выразившееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельных участков расположенных на территории муниципального образования «Среднепостольское» на 34 км тракта Ижевск - Нылга после поворота направо в сторону улицы Заречной деревни Постол (в простонародье Верхний Постол) в 70 метрах от трассы слева от грунтовой дороги, между ней и речкой Постолкой непосредственно на почве, а также слева от дороги примерно в 350 метров от поворота на протяжении 150 - 200 метров напротив производственных помещений ООО «П». Возложить на Администрацию муниципального образования «Среднепостольское» Удмуртской Республики обязанность организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельных участков расположенных на территории муниципального образования «Среднепостольское» на 34 км тракта Ижевск - Нылга после поворота направо в сторону улицы Заречной деревни Постол (в простонародье Верхний Постол) в 70 метрах от трассы слева от грунтовой дороги, между ней и речкой Постолкой непосредственно на почве, а также слева от дороги примерно в 350 метров от поворота на протяжении 150 - 200 метров напротив производственных помещений ООО «П» в срок до Дата года. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательном виде. Мотивированное решение по делу изготовлено Дата года. Судья Ю.Л. Христолюбов