дело № 2-1083/2010 Именем Российской Федерации 29 сентября 2010 г. село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Гулящих А.В., при секретаре судебного заседания Зориной Е.Н., с участием: - истицы Смородиной М.В., - представителя ответчика - ФИО2 (доверенность № от Дата г. сроком на 1 год), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (далее - Управление Пенсионного фонда) о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда № от Дата г., о возложении на Управление Пенсионного фонда обязанностей: включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов её работы: с Дата г. по Дата г., с Дата г. по Дата г., с Дата г. по Дата г.; и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на неё как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, пожизненно, у с т а н о в и л: Смородина М.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Управлению Пенсионного фонда. Также просит взыскать с Управления Пенсионного фонда расходы по оплате государственной пошлины в размере в размере 200 рублей. Свои требования Смородина М.В. мотивирует тем, что Дата г. она обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, отработавшему в учреждениях для детей более 25 лет, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от Дата г. №ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № от Дата г. ей было отказано в назначении пенсии, поскольку Управление Пенсионного фонда посчитало, что её педагогический стаж работы на дату подачи заявления составляет менее 25 лет. Из стажа работы истицы исключены периоды её работы: с Дата г. по Дата г., с Дата г. по Дата г., с Дата г. по Дата г. по мотиву не выполнения нормы педагогической нагрузки. Истица вынесенное решение считает незаконным, поскольку в спорные периоды она вырабатывала норму педагогической нагрузки, установленной в соответствии с Постановлением Президиума Госсовета и Правительства Удмуртской Республики от Дата г. №, согласно которому нагрузка воспитателей дошкольных учреждений была снижена до 30 часов. В спорные периоды истица работала воспитателем в детском саду и выполняла установленную норму педагогической нагрузки в 30 часов в неделю. В судебном заседании истица Смородина М.В. свои исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала, суду пояснила, что спорные периоды работы истицы не подлежат учету при определении её права на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку после принятия Правительством РФ Постановления № от Дата г. Постановление Президиума Госсовета и Правительства Удмуртской Республики от Дата г. № Постановлением Правительства Удмуртской Республики № от Дата г. отменено. Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, пенсионное дело Смородиной М.В., суд приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что Смородина М.В. с Дата г. по настоящее время работает в должности воспитателя детского сада № г. Ижевска (муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № общеразвивающего вида». Дата г. истица Смородина М.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда с просьбой о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от Дата г. №ФЗ). Решением Управления Пенсионного фонда № от Дата г. Смородиной М.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по указанному основанию было отказано, поскольку Комиссией по рассмотрения вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда признан стаж Смородиной М.В., дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение, на момент её обращения в Управление Пенсионного фонда - 23 года 9 месяцев 11 дней, то есть менее требуемых 25 лет. В стаж работы истицы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не был включены периоды работы Смородиной М.В. в должности воспитателя детского сада № г. Ижевска с Дата г. по Дата г., с Дата г. по Дата г., с Дата г. по Дата г., так как, по мнению Комиссии по рассмотрения вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда, в указанные периоды времени Смородиной М.В. не выполнена педагогическая нагрузка, установленная за ставку заработной платы (36 часов в неделю). Данные обстоятельства установлены в судебном заседании объяснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются. Проверив законность отказа Управления Пенсионного фонда в назначении истице трудовой пенсии по старости, суд признает его незаконным по следующим основаниям. Смородина М.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда в период действия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от Дата г. №ФЗ, который определяет основания и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 данного федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости. Пунктом 2 этой же нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от Дата г. № утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список должностей и учреждений 2002 г.), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила 2002 г.). Данное постановление действовало на момент рассмотрения Управлением Пенсионного фонда заявления Смородиной М.В. о назначении ей пенсии и действует на момент рассмотрения дела в суде. Именно оно подлежит применению при определении права Смородиной М.В. на досрочное назначение пенсии. В соответствии с Правилами 2002 г. в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений 2002 г.. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» Списка - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка. Смородина М.В. с Дата г. по настоящее время работает в должности воспитателя детского сада № .... Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истицы, справками работодателя, имеющимися в пенсионном деле истицы, и ответчиком не оспариваются. Таким образом, должность и учреждение, в котором работала в оспариваемый период истица предусмотрены вышеуказанным Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от Дата г. №. В соответствии с п. 4 Правил, начиная с Дата г. периоды работы в должностях и учреждениях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости, засчитываются в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. В судебном заседании установлено, что в период работы Смородиной М.В. в должности воспитателя детского сада с Дата г. по Дата г., с Дата г. по Дата г., с Дата г. по Дата г. её педагогическая нагрузка, установленная за ставку заработной платы, составляла 30 часов в неделю. Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании материалами пенсионного дела Смородиной М.В., справкой работодателя, и представителем ответчика в судебном заседании не оспаривается. Статьей 333 Трудового кодекса РФ установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации. Пунктом 1 Приложения к Постановлению Правительства РФ от Дата г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» воспитателям дошкольных образовательных учреждений установлена продолжительность рабочего времени 36 часов и норма часов педагогической работы за ставку заработной платы 36 часов. Вместе с тем в силу статьи 6 Трудового Кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, устанавливающие более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 4 Постановления Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от Дата г. N 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» (с изменениями от 31 января 200 г., Дата г., Дата г., Дата г.), с Дата г. до Дата г. было разрешено снижать учебную нагрузку воспитателям дошкольных учреждений до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями. Таким образом, нормативным актом субъекта Российской Федерации воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом Российской Федерации, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (пункт 7 (пункт 8 в редакции от Дата г.) Постановления Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от Дата г. №). То обстоятельство, что указанный нормативный правовой акт в настоящее время утратил силу, не препятствует его применению, поскольку с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении №П от Дата г. и в Определении №О от Дата г., суд вправе применять нормативные акты, утратившие силу, но действующие в спорный период деятельности. Таким образом, выполнение Смородиной М.В. в периоды с Дата г. по Дата г., с Дата г. до Дата г., педагогической нагрузки в 30 часов в неделю предусматривалось действующим законодательством Удмуртской Республики, что не противоречит законодательству Российской Федерации. Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из заработка, в том числе и в Пенсионный фонд, производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы, без ограничения от нормы фактически отработанных часов. Поэтому отказ ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанные периоды работы истицы является неправомерным. Остальные же указанные истицей периоды с Дата г. по Дата г. и с Дата г. по Дата г. ответчиком обоснованно не были включены в специальный стаж истицы, поскольку нормативный правой акт, предусматривающий снижение учебной нагрузки воспитателям дошкольных учреждений, в указанные периоды отсутствовал (утратил силу). В совокупности стаж работы Смородиной М.В., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», составляет 24 года 7 месяцев 19 дней (23 года 9 месяцев 9 дней + 10 месяцев 10 дней). При подсчете этого стажа суд также учитывает сведения, представленные работодателем, после вынесения оспариваемого истицей решения, о том, что с 14 по Дата г. истица находилась в отпуске без сохранения заработной платы. Истица в судебном заседании согласилась с доводами представителя ответчика, что указанные 2 дня не должны учитываться при назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Согласно статье 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления. Таким образом, обязательными условиями досрочного назначения трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами. Судом установлено, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истица обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, Дата г.. На день обращения истицы за назначением трудовой пенсии и приема ответчиком её заявления со всеми необходимыми документами, а также на момент вынесения оспариваемого истицей решения стаж работы истицы, дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, с учетом спорных период работы составлял менее 25 лет. В настоящее время такой стаж истицей также не выработан (на день вынесения судом решения он составляет 24 года 9 месяцев 2 дня. При таких обстоятельствах суд находит исковые требования истицы подлежащими частичному удовлетворению. На основании ст. 98 ГПК РФ в связи с частичным удовлетворением судом исковых требований истицы в её пользу с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, пропорционально удовлетворенной части требований, - в размере 100 рублей На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования ФИО3 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики удовлетворить частично. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики включить в стаж работы ФИО3, дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от Дата г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от Дата г. №ФЗ), периоды её работы в должности воспитателя детского сада № г. Ижевска: с Дата г. по Дата г., с Дата г. по Дата г. (включительно). В остальной части исковые требования ФИО3 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики оставить без удовлетворения. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики в пользу ФИО3 государственную пошлину в размере 100 (ста) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня его вынесения через Завьяловский районный суд. Председательствующий судья А.В. Гулящих