Дело № 2 -426 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 июля 2010 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Христолюбова Ю.Л., при секретаре Чернышевой Т.В., с участием прокурора Шадрина, представителя Администрации МО «Завьяловский район» по доверенности - С.А.А, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять в собственность автомобильную дорогу общего пользования в границах муниципального района, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Завьяловского района обратился в суд с заявлением в котором просит: - признать бездействие Администрации МО «Завьяловский район» по непринятью в собственность автомобильной дороги протяженностью 2,2 км от СНТ «Восток-1» в сторону деревни Старые Тукмачи незаконным; - обязать Администрацию МО «...» в срок до Дата года принять в собственность автомобильную дорогу протяженностью 2,2 км от СНТ «Восток-1» в сторону деревни Старые Тукмачи. В обоснование заявления прокурор ссылается на следующие обстоятельства. Прокуратурой района проведена проверка по обращению жителей деревни Старые Тукмачи Завьяловского района Удмуртской о неудовлетворительном состоянии дороги от СНТ «Восток-1» до деревни Старые Тукмачи Завьяловского района. В ходе проверки выявлены значительные недостатки в состоянии указанной дороги, а именно: на проезжей части дороги имеются колеи, отсутствует твердое покрытие, на всем протяжении автодороги отсутствуют дорожные знаки, что не соответствует ГОСТ Р50597-93. По результатам проверки данной дороги ОГИБД ГУ «ОВД по Завьяловскому району Главе Администрации МО «Завьяловский район» Ю.М.З Дата года выдано предписание по устранению отмеченных недостатков. Срок выполнения предписания - 7 суток. Вместе с тем указанное предписание осталось невыполненным по следующим причинам. Данная автомобильная дорога расположены вне черты населенных пунктов. Она относится к ведению муниципального образования «Завьяловский район». В то же время указанная автомобильная дорога в реестре прав на недвижимое имущество не значится. Поскольку дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района. Соответственно, непринятие Администрацией Завьловского района мер по принятию в собственность и постановке на баланс муниципального образования указанной дороги не позволяет в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса РФ осуществлять планирование и расходование денежных средств на ее содержание. Кроме того, поскольку жители деревни Старые Тукмачи вынуждены пользоваться автомобильной дорогой, не отвечающей установленным требованиям, бездействие Администрации МО «Завьяловский район» влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Индивидуализировать круг указанных граждан, привлечь в процесс в качестве заинтересованных лиц (либо истцов) не представляется возможным. Правовыми основаниями иска прокурором указаны в заявлении статья 15 Федерального Закона от Дата года № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераци», статьи 3, 13 Федерального Закона от Дата года № - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В ходе судебного рассмотрения дела прокурор уточнил свои требования, изложив их в следующей редакции: - признать бездействие Администрации МО «Завьяловский район» по непринятью на учет в качестве бесхозяйной автомобильной дороги протяженностью 2,2 км от СНТ «Восток-1» в сторону деревни Старые Тукмачи для последующего признания права муниципальной собственности на данную дорогу незаконным; - обязать Администрацию МО «Завьяловский район» в срок до Дата года выполнить мероприятия по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, автомобильной дороги протяженностью 2,2 км от СНТ «Восток-1» в сторону деревни Старые Тукмачи для последующего признания права муниципальной собственности на указанную дорогу. Дополнительно в обоснование заявления сослался на то, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Прокурор Шадрин Ф.В. в судебном заседании на удовлетворении заявления настаивал, сославшись в его обоснование на доводы, изложенные в заявлении. С.А.А в судебном заседании заявление прокурора по существу признал. Пояснил, что в настоящее время работы по принятию спорной дороги на учет как бесхозяйной Администрацией Завьловского района Удмуртской Республики ведутся: создана комиссия для проведения инвентаризации автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования «Завьяловский район», составлен акт инвентаризации. Выслушав объяснения прокурора и С.А.А, изучив другие доказательства настоящего гражданского дела, суд пришел к следующим выводам. Субъективные гражданские права возникают, изменяются и прекращаются на основании разнообразных юридических фактов, то есть жизненных обстоятельств, с которыми правовые нормы связывают наступление определенных юридических последствий. Разнообразны и юридические факты, с которыми объективное право связывает возникновение субъективного вещного права собственности. Таковы изготовление вещи лицом для себя, обращение в собственность общедоступных для сбора вещей, различные гражданско-правовые сделки, наследование и др. (статьи 218, 221, 225 ГК РФ). На основании одних юридических фактов право собственности возникает у того или иного лица впервые, а на основании других - переходит от одного лица к другому лицу. Приобретение права собственности должно презюмироваться законным, пока не установлено противное, бремя доказывания возлагается на субъекта, оспаривающего законность приобретения права собственности. Предположение законности приобретения права соответствует правилу пункта 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому, если защита гражданских прав ставится законом в зависимость от разумности и добросовестности осуществления этих прав, разумность поведения и добросовестность участников гражданского оборота В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. На основании критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в УР, утвержденных Постановлением Правительства УР от Дата года № Автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения в Удмуртской Республике являются автомобильные дороги (за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального значения и их участков): соединяющие столицу Удмуртской Республики с административными центрами (столицами) других субъектов Российской Федерации; соединяющие столицу Удмуртской Республики с административными центрами муниципальных районов, городами, административными центрами поселений и иными населенными пунктами Удмуртской Республики (до границ соответствующего административного центра, населенного пункта); соединяющие между собой административные центры муниципальных районов, города, административные центры поселений (до границ соответствующего административного центра, населенного пункта); являющиеся подъездами от автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Удмуртской Республике к железнодорожным станциям, речным портам, аэропортам и автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и их участкам. Согласно пункту 10 ст. 5 ФЗ N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района. В соответствии с пунктами 10, 11 статьи 3 указанного Закона ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; В соответствии со ст.15 Федерального закона от Дата года №ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу ст.13 Федерального закона от Дата года №ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района. В силу ст.13 Федерального закона от Дата года №ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; 3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения и о прекращении такого использования; 4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения; 5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; 6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; 7) определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; 8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; 9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; 11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; 12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. Таким образом, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района. Согласно ст.12 Федерального закона от Дата года №ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. В силу ч.2 ст.12 вышеуказанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Кроме того, ч.4 ст.6 Федерального закона от Дата года №ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Спорная дорога в настоящее время собственника не имеет, относится к категории дорог местного значения, находится вне границ населенного пункта в границах муниципального образования, поэтому ремонт и содержание ее относится к полномочиям органов местного самоуправления района. Выявленные нарушения при содержании спорной автомобильной дороги и несоответствие ее состояния требованиям ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» затрудняет движение транспорта, в том числе и осуществляющего регулярные пассажирские перевозки, способствует созданию аварийных ситуаций на данной дороге. В результате бездействия администрации муниципального образования «Завьяловский район» по постановке на учет указанной дороги нарушаются права и законные интересы граждан на безопасные условия движения по дорогам, гарантированные государством. Заявление о государственной регистрации постановки на учет как бесхозяйной спорной дороги в Завьяловский отдел Управления Росреестра по Удмуртской Республики Администрация МО «Завьяловский район» до настоящего времени не подала. Данное обстоятельство не позволяет в соответствии с требованиями БК осуществить планирование и расходование денежных средств на содержание дороги. Таким образом, в результате бездействия администрации муниципального образования «Завьяловский район» нарушаются права и законные интересы граждан на безопасные условия движения по дорогам, гарантированные государством. Определяя срок, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения закона и прав и законных интересов граждан, суд устанавливает его по предложению прокурора - до Дата года, находя этот срок разумным. При этом суд исходит из времени, необходимого для их устранения. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики удовлетворить. - признать бездействие Администрации МО «Завьяловский район» по непринятью на учет в качестве бесхозяйной автомобильной дороги протяженностью 2,2 км от СНТ «Восток-1» в сторону деревни Старые Тукмачи для последующего признания права муниципальной собственности на данную дорогу незаконным; - обязать Администрацию МО «Завьяловский район» в срок до Дата года выполнить мероприятия по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, автомобильной дороги протяженностью 2,2 км от СНТ «Восток-1» в сторону деревни Старые Тукмачи для последующего признания права муниципальной собственности на указанную дорогу. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательном виде. Председательствующий: судья Христолюбов Ю.Л