Дело № 2-790/2010г. Р Е Ш Е Н И Е 27 июля 2010 года с.Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской республики Председательствующий судья Кутергина Т.Ю., при секретаре судебного заседания Лужбиной А.В., с участием: представителя истца - помощника Удмуртского транспортного прокурора Лаптевой К.В., представителя ответчика ОАО "И" - Обуховой Т.В. (доверенность № от -дата- сроком на 3 года), представителей третьих лиц: Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Управление Роспотребнадзора по УР) - Лихачевой А.В. (доверенность № от -дата- по -дата-) и Крылаевой А.Ф. (доверенность № от -дата- по -дата-), Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» (далее - ФГУЗ «ЦГЭ в УР») - Желтышева Н.Б. (доверенность от -дата- по -дата-), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удмуртского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ОАО "И" о возложении обязанности соблюдать требования законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки проекта санитарно-защитной зоны для А в срок до -дата-, у с т а н о в и л : Прокурор Завьяловского района УР в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределённого круга лиц - жителей населенных пунктов Завьяловского района УР, расположенных вдоль маршрутов полетов эксплуатируемых ОАО "И" воздушных судов, загрязняющих атмосферный воздух и оказывающих на него негативное физическое воздействие, обратился в Завьяловский районный суд УР с иском к ОАО "И" о возложении на ответчика обязанности соблюдать требования законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки проекта санитарно-защитной зоны для А в срок до -дата-. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, проведенной Удмуртской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по УР, установлено, что в ОАО "И" не соблюдаются требования действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, в нарушение которых не разработан проект санитарно- защитных зон. Указанные нарушения в результате бездействия ОАО "И" напрямую влияют на состояние здоровья населения, проживающего в непосредственной близости от предприятия и вдоль маршрутов полетов воздушных судов, эксплуатируемых ответчиком. В судебном заседании помощник Удмуртского транспортного прокурора Лаптева К.В. исковые требования уточнила, просила обязать ОАО "И" соблюдать требования законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки проекта расчётной санитарно-защитной зоны для А в срок до -дата-. Уточнённые исковые требования поддержала в полном объеме, в их обоснование сослалась на доводы, приведённые в исковом заявлении. Представитель ответчика ОАО "И" - Обухова Т.В. исковые требования прокурора признала, подтвердила обстоятельства, изложенные истцом, суду представила заявление в письменной форме о признании иска в полном объёме, которое по определению суда в соответствии со ст.173 ч.1 ГПК РФ приобщено к материалам дела. Дополнительно суду пояснила, что разработка проекта запланирована на четвёртый квартал 2010 года, но когда стали проводить необходимые мероприятия, выяснилось, что требуются большие денежные вложения, встал вопрос с финансированием. Предприятие признано убыточным, хотелось бы, чтобы срок для разработки проекта был продлён. В соответствии со ст.39 ч.1 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Как следует из текста заявления Обуховой Т.В., последствия признания иска, предусмотренные ст.39 ч.2 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по УР - Крылаева А.Ф., считая иск прокурора обоснованным, суду пояснила, что ОАО "И" обязано предоставить проект зоны, которая на сегодняшний день не соответствует предъявляемым требованиям. Вокруг подобных объектов на основании экспертизы устанавливается определённая территория - зона в соответствии с классификацией. В санитарную зону ОАО "И" попадают населённые пункты: -адрес-, возможно частично -адрес-), это влечёт принятие ответчиком мер для снижения негативного воздействия в процессе работы аэропорта на население (например, сокращение количества взлётов и посадок). С 2005 года требования Управления Роспотребнадзора по УР о разработке проекта расчётной санитарно-защитной зоны для Аэропорта ОАО "И" не выполняет. Представители третьих лиц: Управления Роспотребнадзора по УР - Лихачева А.В. и ФГУЗ «ЦГЭ в УР» Желтышев Н.Б. выразили согласие с предъявленным иском. Выслушав объяснения истца, ответчика и третьих лиц, изучив письменные доказательства, учитывая, что ответчиком иск признан, признание иска судом принято, что согласно ст.173 ч.3 ГПК РФ влечёт принятие судом решения об удовлетворении заявленных истцом требований, суд приходит к выводу об обоснованности иска и необходимости его удовлетворения также и по следующим основаниям. Согласно ч.6 ст.2 Федерального закона № 7-ФЗ от -дата- «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В силу ст.11 Федерального закона № 52-ФЗ от -дата- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. В судебном заседании установлено, что в результате совместно проведённой Удмуртской транспортной прокуратурой и Управлением Роспотребнадзора по УР (отдел эпидемиологического надзора) -дата- проверки ОАО "И" выявлено несоблюдение указанным юридическим лицом (ответчиком по настоящему гражданскому делу) требований законодательства об охране окружающей среды, проект расчётной санитарно-защитной зоны для Аэропорта И не разработан. На основании п.1.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03», утвержденных Постановлением Главногогосударственного санитарного врача РФ № от -дата- (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), требования указанных санитарных правил распространяются на эксплуатацию действующих объектов транспорта, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Кроме того, в соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 правила предназначены для юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией объектов транспорта. Исходя из Устава ОАО "И" выполнение воздушных перевозок пассажиров, багажа, почты, грузов (в том числе опасных) на внутренних и международных авиалиниях, выполнение авиационных работ (п.4.3 ст.4) является одним из основных видов деятельности этого общества. Пункт 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливает требования к размеру санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ), основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории СЗЗ, требования к их организации и благоустройству. В целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - СЗЗ, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами (п. 2.1 СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03). На основании п.2.9 СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03 размер СЗЗ для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения. Таким образом, поскольку с 2005 года ОАО "И" - объектом, являющимся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, разработан проект «Предельно допустимых выбросов», однако при этом санитарно-защитная зона не спроектирована, иск прокурора, с учётом признания иска ответчиком, подлежит удовлетворению. Исходя из требований ст.ст.88, 103 ГПК РФ с ответчика в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец в соответствии с законом освобождён, в размере, предусмотренном ст.333.19 ч.1 п.3 Налогового Кодекса РФ, 4.000 руб. На основании ст.173 ГПК РФ, руководствуясь ст.ст.194-198, 88, 103, 39 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Удмуртского транспортного прокурора удовлетворить. Обязать ОАО "И" соблюдать требования законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки проекта расчётной санитарно-защитной зоны для Аэропорта И в срок до -дата-. Взыскать с ОАО "И"в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4.000 (Четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья: Т.Ю. Кутергина.