Дело № 2-1230/2010 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 ноября 2010 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Сентяковой Н.Н., при секретаре судебного заседания Лужбиной А.В., с участием: - заявителя Темникова И.О., - представителя органа, чьё решение обжалуется, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Опариной Т.С. (доверенность от -дата- №), - представителя Администрации МО «Завьяловский район» Бектиной Ж.В. (доверенность от -дата-), - Главы администрации МО «Люкское» Темниковой Г.А., - представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата» Кучерявенко Л.Д. (доверенность от -дата- №), - представителя Управления имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» Кузнецова А.В. (доверенность от -дата-), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Темникова И.О. о признании отказа в регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка № Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР (далее по тексту - Управление Росреестра по УР) от -дата- незаконным, нарушающим права и интересы заявителя, понуждении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР зарегистрировать дополнительное соглашение к договору аренды, У С Т А Н О В И Л: Темников И.О. обратился в суд с заявлением о признании отказа в регистрации договора аренды земельного участка № Завьяловского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике от -дата- незаконным, нарушающим права и интересы заявителя, понуждении Завьяловского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике зарегистрировать договор аренды. Заявление мотивировано тем, что -дата- им (Темниковым И.О.) были представлены в Завьяловский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации документы на государственную регистрацию дополнительного соглашения от -дата- к договору аренды № земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории муниципального образования «Люкское». -дата- ему было направлено письмо об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения. По мнению заявителя, такой отказ в регистрации является незаконным по следующим основаниям. Темников И.О. является арендатором вышеназванного земельного участка, использует его надлежащим образом, вносит арендную плату, и имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального Закона от -дата- № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» представление кадастрового плана земельного участка на государственную регистрацию договора аренды земельного участка не требуется, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального Закона от -дата- № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, утрачиваемый со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу. Органом кадастрового учета этого не было сделано. Кроме того, правом по распоряжению данным земельным участком обладает муниципальное образование «Завьяловский район», которое выступает в качестве арендодателя по договору аренды, соответственно орган кадастрового учета не имел право снимать с кадастрового учета данный земельный участок. Положением о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской Республики, утвержденного решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики от -дата- № полномочиями по заключению договоров аренды наделено Управление собственности Администрации муниципального образования «Завьяловский район» (п.3.4. п.З Положения). Соответственно как заключение, так и расторжение, изменение договора аренды земельного участка входит в компетенцию Управления имущественных отношений и каких-либо решений Администрации по внесению изменений в договор аренды не требуется. В соответствии с п.1 ст.452 ГК РФ дополнительное соглашение заключено в той же форме - письменной, с участием тех же лиц и их представителей. -дата- Темниковым И.О. подано заявление об изменении требований, в котором он просит признать отказ Завьяловского отдела Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике от -дата- № в регистрации дополнительного соглашения от -дата- к договору аренды земельного участка от -дата- № незаконным, нарушающим права и интересы заявителя, понудить Завьяловский отдел Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике зарегистрировать дополнительное соглашение от -дата- к договору аренды земельного участка от -дата- №. Заявление принято к производству суда. Определением суда от -дата- с согласия участников процесса произведена замена органа, чьё решение оспаривается: Завьяловский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике заменён на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике. В настоящем судебном заседании заявитель Темников И.О. свои требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в заявлении. В судебном заседании от -дата- заявитель пояснял, что не знал, что истек срок кадастрового паспорта, сообщения об этом не получал. За год аренды землю не успел обработать, только скосил траву. Нуждается в земле и планирует её обрабатывать. Представитель органа, чьё решение оспаривается, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Завьяловского отдела Опарина Т.С. в судебном заседании требования Темникова И.О. не признала. Пояснила суду, что Постановление Администрации МО «Завьяловский район» от -дата- № вынесено в отношении другого лица и находится в деле правоустанавливающих документов Макаровой Г.П. В представленном суду отзыве Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на заявление Темникова И.О. отмечено, что одним из оснований, указанных в сообщении об отказе № от -дата- в государственной регистрации дополнительного соглашения от -дата-, является то, что Темниковым И.О. на государственную регистрацию в числе других были представлены договор аренды земельного участка от -дата- №, заключённый на основании постановления Администрации МО «Завьяловский район» № от -дата- о предоставлении в аренду гражданам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства (полевые участки) для целей, не связанных со строительством, в аренду на 11 месяцев, дополнительное соглашение от -дата- к договору аренды земельного участка, продлевающее срок аренды до -дата-, но в противоречие требованиям ст.ст.29, 11 Земельного кодекса РФ постановления Администрации МО «Завьяловский район» о заключении дополнительного соглашения по вопросу продления срока аренды представлено не было. В постановлении № от -дата-, представленном в судебном заседании представителем Администрации МО «Завьяловский район», говорится о продлении договора аренды Макаровой Г.П. земельного участка, находящегося по адресу: -адрес-. Данное постановление помещено в дело правоустанавливающих документов №. Среди представленных документов также имеется кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от -дата- №, из которого следует, что площадь предоставляемого в аренду Темникову И.О. земельного участка не соответствует нормам предоставления земельного участка, предусмотренным пунктом 5.1 Положения «О порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской республики», утвержденного Решением Завьяловской районной Думы от -дата- №, максимальный размер земельного участка предоставляемого в собственность граждан для ведения личного подсобного хозяйства за чертой населенного пункта (полевой участок) составляет 0,15 га. Кроме того, в книгу учёта № -дата- внесено воздействие - письмо ФГУ «ЗКП» от -дата- №, по снятию данного земельного участка с государственного кадастрового учёта. Согласно ч.4 ст.24 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учёта обязан аннулировать имеющие временный характер сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках, в отношении которых не осуществлена государственная регистрация права (либо не осуществлена государственная регистрация аренды - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности), по истечении двухлетнего периода со дня постановки таких участков на кадастровый учёт. Согласно представленному кадастровому паспорту земельный участок был поставлен на учёт -дата-, соответственно он должен быть снят с кадастрового учёта -дата- Продление срока временного характера сведений о земельных участках Федеральным законом № 221-ФЗ не предусмотрено. Представитель заинтересованного лица - Администрации муниципального образования «Завьяловский район», Бектина Ж.В. с требованиями Темникова И.О. согласна. Поддержала основания и доводы, изложенные в своих письменных пояснениях от -дата- Дополнительно пояснила суду, что имеющаяся в дополнительном соглашении ссылка на постановление Администрации МО «Завьяловский район» от -дата- № является технической опиской. В настоящее время принято Соглашение о внесении изменений в дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от -дата-, в котором из преамбулы была исключена ссылка на данное постановление. Из представленных суду представителем Администрации МО «Завьяловский район» пояснений следует, что земельный участок был предоставлен заявителю Темникову И.О. на основании постановления Администрации МО «Завьяловский район» от -дата- №. Во исполнение данного Постановления между заявителем и Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» заключён краткосрочный договор аренды (до 1 года) № от -дата-, а -дата- между теми же сторонами заключено дополнительное соглашение об изменении срока действия договора аренды. Дополнительное соглашение соответствует форме договора. Управление имущества и земельных ресурсов является структурным подразделение (органом) Администрации МО «Завьяловский район» с правами юридического лица, действует на основании Положения, осуществляет ряд полномочий от имени Муниципального образования «Завьяловский район». Пунктом 5.1 Положения «О порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской республики», утвержденного Решением Завьяловской районной Думы от -дата- № установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность граждан, для полевых участков такая норма составляет 0,15 га. Однако данная норма установлена лишь в целях предоставления земельных участков в собственность. Глава Администрации муниципального образования «Люкское», привлечённого заявителем к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Темникова Г.А. считает требования Темникова И.О. правомерными, пояснив суду, что в ноябре 2009г. на рассмотрение Правительства УР сданы документы по включению спорного земельного массива в земли поселений - изменение категории земли. Подготовка длилась 1 года. В настоящее время все документы в работе. Представитель привлечённого судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица - ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР (далее - ФГУ «ЗКП» по УР) Кучерявенко А.В. суду пояснила, что требования Темникова И.О. являются обоснованными по основаниям, изложенным им в пояснениях, из которых усматривается следующее. В соответствии с ч.2 ст.16 Федерального закона от -дата- № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на государственный кадастровый учёт осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с Законом для осуществления такого учёта документов. Согласно ч.4 ст.24 Закона орган кадастрового учёта аннулирует имеющие временный характер сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках, в отношении которых не осуществлена государственная регистрация права (либо не осуществлена государственная регистрация аренды - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности), по истечении двухлетнего периода со дня постановки таких участков на кадастровый учёт. Порядок аннулирования и исключения сведений из ГКН регламентируется ч.ч.3, 4 ст.24 Закона и письмом Росреестра от -дата- № «Об аннулировании сведений о земельных участках, имеющих временный характер». Решение об аннулировании из ГКН сведений о земельных участках, права или ограничения (обременения) прав на которые не зарегистрированы и в отношении которых отсутствуют правопритязания и заявленные в судебном порядке права требования принимается после поступления соответствующей информации из Росреестра. Согласно сведениям ГКН земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный учёт -дата- на основании заявления Корепановой М.М. от -дата-, представленного Описания земельных участков, Проекта территориального землеустройства и Постановления Администрации МО «Завьяловский район» от -дата- № «Об утверждении проекта территориального землеустройства». В соответствии с п.п.53, 54 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от -дата- №, датой изменения статуса кадастровых сведений является дата истечения срока действия «временного» статуса сведений ГКН, следовательно, -дата- является датой для аннулирования и исключения из ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером №. Однако до настоящего времени сведения о земельном участке с кадастровым номером 18:08:005001:346 не аннулированы и не исключены из ГКН, данный земельный участок является «учтённым» и ФГУ «ЗКП» по Удмуртской Республике решения об аннулировании и исключении сведений из ГКН не принимало. Представитель привлечённого судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Управления имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования «Завьяловский район», Кузнецов А.В. требования Темникова И.О. поддержал в полном объеме. В письменном отзыве на заявление Темникова И.О. указано, что на основании Постановления Администрации МО «Завьяловский район» от -дата- № Управление заключило с Темниковым И.О. краткосрочный договор аренды № от -дата- земельного участка с кадастровым номером № на 11 месяцев. -дата- было заключено дополнительное соглашение к договору аренды, соответствующее форме ранее заключённого договора, срок действия договора был изменён. Управление имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования «Завьяловский район» осуществляет полномочия по самостоятельному владению, пользованию, распоряжению муниципальным имуществом на основании муниципальных правовых актов о делегировании полномочий; осуществляет полномочия арендодателя, продавца имущества, находящегося в муниципальной собственности. В распоряжении Администрации муниципального образования «Завьяловский район» от -дата- № указано, что Управление имущества и земельных ресурсов обладает полномочиями арендодателя по ранее заключенным договорам аренды земельных участков и имущества, являющегося муниципальной собственностью. В соответствии с пунктом 5.1 Положения «О порядке управления и распоряжения земельными ресурсами на территории муниципального образования «Завьяловский район», утвержденного решением Завьяловской районной Думы от -дата- №, установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность граждан. Предельный размер полевого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства составляет 0,15 га. Однако данная норма распространяется лишь на случаи предоставления земельного участка в собственность. В данном случае земельный участок был предоставлен заявителю в аренду, тем самым указанные выше нормы не применяются. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные суду письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. -дата- между Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования «Завьяловский район», в лице заместителя главы Администрации - Начальника Управления имущества и земельных ресурсов Голубевой Е.А., действующей на основании Положения «Об управлении имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования «Завьяловский район», утвержденного решением Совета депутатов от -дата- №, и во исполнение постановления Администрации муниципального образования «Завьяловский район» от -дата- № (Арендодатель), и Темниковым И.О. (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка №. Земельный участок, предоставляемый Темникову И.О. в аренду, из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 18:08:005001:346 площадью 1800 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства (полевой участок) для целей, не связанных со строительством, срок аренды определен с -дата- по -дата- При заключении договора аренды -дата- между Арендодателем и Арендатором был составлен и подписан Акт приемки-сдачи земельного участка, который является приложением к договору аренды земельного участка от -дата- №-Е-П. -дата- между Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования «Завьяловский район», в лице заместителя главы Администрации - Начальника Управления имущества и земельных ресурсов Голубевой Е.А., действующей на основании Положения «Об управлении имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования «Завьяловский район», утвержденного решением Совета депутатов от -дата- №, и во исполнение постановления Администрации муниципального образования «Завьяловский район» от -дата- №(Арендодатель), и Темниковым И.О. (Арендатор) заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от -дата-№, которым в договор аренды были внесены изменения, а именно: срок аренды Участка устанавливается до -дата-, в связи с чем право аренды подлежит обязательной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Удмуртской Республике. -дата- Темниковым И.О. в Завьяловский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Удмуртской Республике были представлены документы на государственную регистрацию дополнительного соглашения от -дата- к договору аренды земельного участка от -дата- №: - Кадастровй паспорт земельного участка, выданный Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по УР от -дата-; - Дополнительное соглашение от -дата- к договору аренды земельного участка от -дата- №; - Постановление Администрации муниципального образования «Завьяловский район» УР от -дата- №; - Публикация в газете «Пригородные вести» от -дата- №; - Публикация в газете «Пригородные вести» от -дата-ю №. -дата- государственная регистрация следки приостановлена в соответствии с п.1 ст.19 ФЗ от -дата- №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. -дата- Государственным регистратором Удмуртской Республики Зуевой В.В. в адрес Темникова И.О. было направлено сообщение об отказе в государственной регистрации. Темников И.О. оспаривает отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Удмуртской Республике в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды. Данные обстоятельства установлены судом на основании объяснений участвующих в деле лиц и представленными ими соответствующих документов, участвующими в деле лицами не оспариваются. На основании установленных обстоятельств суд приходит к следующим выводам. В силу положений пункта 1 статьи 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Из пункта 5 данной статьи усматривается, что отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Темников И.О. полагает, что отказом в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды нарушены его права и законные интересы. Для признания судом незаконным решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, в соответствии со ст. ст.254, 255 ГПК РФ необходимо наличие совокупности следующих условий: незаконность этих действий (бездействия), а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности. В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Из представленных в суд материалов усматривается, что решение об отказе в Государственной регистрации права на недвижимое имущества Государственным регистратором Зуевой В.В. было вынесено -дата- В суд с заявлением об оспаривании принятого решения Темников И.О. обратился -дата- Таким образом, суд считает, что заявителем соблюден трехмесячный срок для обращения в суд, предусмотренный ст.256 ГПК РФ. Сокращенного срока на обжалование данного вида решений Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по УР действующее законодательство не предусматривает. В соответствии пунктом 1 статьи 9 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. Согласно раздела II п.9.4 Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, отдел осуществляет следующие полномочия: - принятие решений о приостановлении или отказе в государственной регистрации прав. Из вышеизложенного следует, что решение об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды принято уполномоченным лицом, в пределах полномочий, предоставленных территориальному отделу вышеназванным ФЗ и Положением. Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по УР Темникову И.О. было отказано в регистрации дополнительного соглашения к договору аренды по нескольким основаниям: 1. Отсутствие решения (Постановления) Администрации МО «Завьяловский район» о заключении дополнительного соглашения по вопросу продления срока аренды. Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно ст.11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Также, в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от -дата- № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. На основании пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду, а также в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Согласно статье 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (пункт 2). Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель (пункт 3.1). В соответствии с п. 6.2 Положения о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской Республики предоставление земельных участков в случаях и целях, указанных в пункте 6.1 Положения (в том числе гражданину для индивидуального жилищного строительства), может быть осуществлено в аренду до пяти лет без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица при условии предварительной и заблаговременной (не менее 30 дней) публикации сообщения в районной газете о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одно заявление на участок. Как усматривается из материалов дела, земельный участок предоставлен заявителю на основании постановления Администрации муниципального образования «Завьяловский район» от -дата- №. Во исполнение данного постановления между заявителем и Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации Муниципального образования «Завьяловский район» заключен краткосрочный договор аренды. Т.О. при заключении договора аренды земельного участка № от -дата- требования ст.29 Земельного кодекса РФ о принятии решения органом местного самоуправления о предоставлении гражданам земельных участков были соблюдены. Пункт 1.5 Положения «Об Управлении имущества и земельных ресурсов администрации МО «Завьяловский район», утвержденного решением № Совета депутатов СО «Завьяловский район» от -дата-, указывает, что Управление осуществляет полномочия от имени Муниципального образования «Завьяловский район» по самостоятельному владению, пользованию, распоряжению муниципальным имуществом на основании муниципальных правовых актов о делегировании соответствующих полномочий. Пункт 3.15 данного Положения гласит, что Управление от имени Администрации МО «Завьяловский район» на основании нормативно-правовых актов в качестве уполномоченного органа заключает, расторгает, изменяет, дополняет договоры, соглашения, связанные с участием муниципального имущества в гражданском обороте.; осуществляет полномочия арендодателя имущества, находящегося в муниципальной собственности. Пунктом 1 Распоряжения Администрации муниципального образования «Завьяловский район» от -дата- № Управление имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» уполномочено осуществлять полномочия арендодателя по ранее заключенным договорам аренды земельных участков и имущества, являющегося муниципальной собственностью в соответствии решениями Администрации МО «Завьяловский район». Пункт 4 данного Распоряжения обязывает Управление имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район»: 4.1. Заключить дополнительные соглашения к договорам, указанным в пункте 1 распоряжения. Таким образом из анализа вышеназванных норм следует, что Управление имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» обладает полномочиями по подписанию как договора аренды от -дата-, так и дополнительного соглашения к договору аренды от -дата- При изучении дополнительного соглашения к договору аренды от -дата- суд исходит из того, что данным соглашением не были изменены ни площадь земельного участка, ни его границы, ни местоположение, ни стороны договора аренды. Был изменен срок аренды данного земельного участка - -дата-, также на Темникова О.И. была возложена обязанность по регистрации данного дополнительного соглашения в Управлении Росреестра по УР. Таким образом суд считает, что при наличии решения органа местного самоуправления о предоставлении Темникову И.О. в аренду земельного участка от -дата-, а именно: постановления Администрации муниципального образования «Завьяловский район» от -дата- №., каких-либо решений администрации МО «Завьяловский район» по внесению изменений в договор аренды не требуется. При рассмотрении настоящего гражданского дела в суд Управлением Росреестра по УР было представлено Постановление № от -дата- В данном постановлении указано о продлении Макаровой Г.П. договора аренды земельного участка, находящегося по адресу: -адрес-, на которое имеется ссылка в преамбуле дополнительного соглашения к договору аренды от -дата- Из объяснений представителя Администрации МО «Завьяловский район» усматривается, что ссылка на данное постановление в дополнительном соглашении к договору аренды является технической опиской. Учитывая наличие полномочий по подписанию дополнительного соглашения к договору аренды у Управления имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» и отсутствие необходимости в принятии администрацией МО «Завьяловский район» дополнительных решений о продлении срока аренды при заключении дополнительного соглашения, суд считает, что отказ в регистрации дополнительного соглашения от -дата-ю в данной части является незаконным. 2. Решение вопроса о продление срока аренды должно быть обличено в форму договора. В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых должно быть достигнуто соглашение. Согласно ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. Предметом договора аренды земельного участка является определенный земельный участок с указанием его индивидуализированных признаков - его размер, его границы, местоположение. В силу требований ФЗ «О государственном земельном кадастре» от -дата- N 28-ФЗ государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Земельный участок является объектом земельных правоотношений, в случае описания и удостоверения его границ в установленном порядке (ст. 6 Земельного кодекса РФ). Как следует из материалов дела, земельный участок, являющийся объектом аренды был поставлен на кадастровый учет -дата-. В соответствии со ст.452 Гражданского кодекса РФ, соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор. Дополнительное соглашение к договору, должно изменять или расторгать основной договор, поэтому дополнительное соглашение к договору, является частью основного договора. Дополнительное соглашение к договору должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к основному договору. При заключении дополнительного соглашения к договору, применяются правила используемые при заключении основного договора. В дополнительном соглашении к договору аренды земельного участка от -дата- № указаны: место и время заключения, а также стороны дополнительного соглашения к договору. В нем также указано частью какого договора является дополнительное соглашение, а также все те условие, по которым достигнуто соглашение - продление срока аренды до -дата- и обязанность Темникова И.О. по регистрации дополнительного соглашения в Управлении Росреестра по УР. Дополнительное соглашение к договору аренды от -дата- совершено в той же форме, что и основной договор. Также суд отмечает, что данным дополнительным соглашением не решается вопрос о предоставлении Темникову И.О. земельного участка. Как указано в решении выше, земельный участок был предоставлен Темникову И.О. в аренду Постановлением Администрации МО «Завьяловский район» от -дата-ю №. Основаниями для заключения дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от -дата-, т.е. изменению условий договора аренды от -дата- в части срока аренды земельного участка, явилось соглашение сторон договора аренды. Из анализа вышесказанного следует, что дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от -дата- №, заключенное -дата- между Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования «Завьяловский район», в лице заместителя главы Администрации - Начальника Управления имущества и земельных ресурсов Голубевой Е.А., действующей на основании Положения «Об управлении имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования «Завьяловский район», утвержденного решением Совета депутатов от -дата- №, и во исполнение постановления Администрации муниципального образования «Завьяловский район» от -дата- №(Арендодатель), и Темниковым И.О. (Арендатор) соответствует требованиям закона, в связи с чем суд считает, что требование Управления Росреестра о необходимости заключения нового договора аренды является необоснованным. 3. Несоответствие площади предоставляемого Темникову И.О. в аренду земельного участка нормам предоставления земельного участка. В судебном заседании установлено, что на государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка был представлен кадастровый паспорт земельного участка 18:08:005001:346 от -дата- № (выписка из государственного кадастра недвижимости), в котором п.10 - фактическое использование - для ведения личного подсобного хозяйства за чертой населенного пункта (600 кв.м.), а в п.11 - площадь указана 1800 кв.м. Управление Росреестра указывает, что максимальный размер предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства за чертой населенного пункта (полевой участок) составляет 0,15 га. Из письма ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР от -дата- за №, адресованного Завьяловскому отделу Управления Росреестра по УР следует, что «Учитывая, что утвержденный генеральный план застройки территории подразумевает в дальнейшем включение в черту населенного пункта образованные земельные участки,….. органом кадастрового учета принято решение о постановке на кадастровый учет земельных участков, площадь которых имеет отклонение от максимального предельного размера земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства за чертой населенных пунктов… Запись, указанная в строке 10 «Фактическое использование / характеристика деятельности» кадастрового плана земельного участка внесена в соответствии с Описанием (на основании данного Описания были внесены сведения в ГКН о данном земельном участке).» ФГУ «ЗКП» полагает, что запись в указанной строке «Для ведения личного подсобного хозяйства за чертой населенного пункта (600 кв.м.)» означает минимальный размер земельного участка для данного вида разрешенного использования. Суд соглашается с данным утверждением ФГУ «ЗКП» по УР, поскольку из п.5.2 Положения «О порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской Республики», утвержденного Решением Завьяловской районной Думы от -дата- №, также предусмотрено, что минимальным размером земельного участка, предоставляемого в собственность гражданам для ведения личного подсобного хозяйства за чертой населенного пункта (полевой участок) является 0,06 га - 600 кв.м. Во исполнение ст.34 Земельного кодекса РФ, пунктом 5.1 Положения «О порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской Республики», утвержденного Решением Завьяловской районной Думы от -дата- №, установлено, что максимальный размер земельного участка, предоставляемого в собственность граждан для ведения личного подсобного хозяйства за чертой населенного пункта (полевой участок) составляет 0,15 га. В связи с изложенным суд отмечает, что суд отмечает, что законодательством не установлены предельные нормы предоставления гражданам земельных участков в аренду, в связи с чем предоставление Темникову И.О. в аренду земельного участка площадью 0,18 га не противоречит действующему земельному законодательству. 4. Аннулирование в Государственном кадастре недвижимости сведений о спорном земельном участке ФГУ «ЗКП» по УР осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом учреждения, Федеральным законом от -дата- № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости, Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от -дата- №, а также руководствуется письмом Росреестра от -дата- № «Об аннулировании сведений о земельных участках, имеющих временный характер». В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером 18:08:005001:346 поставлен на государственный кадастровый учет -дата- Темникову И.О. выдана выписка из государственного кадастра недвижимости - Кадастровый паспорт земельного участка от -дата- №. -дата- ФГУ «ЗКП» по УР направлено письмо в Завьяловский отдел Управления Росреестра по УР «О запросе сведений ЕГРП на земельные участки, сведения о которых носят временный характер». Приложением к данному запросу являлся Перечень земельных участков, поставленных на кадастровый учет в период с -дата- по -дата-ю, сведения о которых подлежат аннулированию и исключению из Государственного Кадастра Недвижимости (далее по тексту - ГКН). В данном перечне участок с кадастровым номером 18:08:005001:346 отмечен за №. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР в ФГУ «ЗКП» по УР направила уведомления об отсутствии в ЕГРП сведений о правах на объекты недвижимого имущества на испрашиваемые участки. В частности в судебное заседание представлено Уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений о правах на земельный участок с кадастровым номером 18:08:005001:346. Согласно ч.4 ст.24 ФЗ от -дата- №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу. Из письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от -дата- № «Об аннулировании сведений о земельных участках, имеющих временный характер, усматривается, что согласно ч.4 ст.24 Федерального закона от -дата- N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) орган кадастрового учета обязан аннулировать имеющие временный характер сведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) о земельных участках, в отношении которых не осуществлена государственная регистрация права (либо не осуществлена государственная регистрация аренды - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности), по истечении двухлетнего периода со дня постановки таких участков на кадастровый учет. Данным письмом органу кадастрового учета рекомендуется не позднее дня, следующего за днем истечения указанного в части 4 статьи 24 Закона о кадастре срока, подготовить перечень земельных участков, сведения о которых подлежат аннулированию и исключению из ГКН, и направить его в подразделение, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Подразделение по регистрации прав), с целью получения информации о: зарегистрированных правах; зарегистрированных ограничениях (обременениях) прав (о государственной регистрации аренды); существующих на момент направления запроса правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования. После поступления от Подразделения по регистрации прав информации о наличии (отсутствии) указанных выше сведений (с указанием даты и номера государственной регистрации права, ограничения (обременения) права) подразделение, осуществляющее государственный кадастровый учет, в срок, предусмотренный частью 3 статьи 15 Закона о кадастре: принимает решение об аннулировании из ГКН сведений о земельных участках (в отношении земельных участков, права или ограничения (обременения) прав на которые не зарегистрированы и в отношении которых отсутствуют правопритязания и заявленные в судебном порядке права требования); В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о кадастре орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из ГКН, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу. Ни в администрацию МО «Завьяловскаий район», ни в Управление имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район», ни Темникову И.О. документы, содержащие информацию об аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 18:08:005001:346 из Государственного кадастра недвижимости (в частности решение об аннулировании сведений) не поступало. Более того, своим письмом от -дата- за № ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР сообщило Завьяловскому отделу Управления Росреестра по УР, что «в связи с поступившим письмом от Администрации муниципального образования «Завьяловский район» сведения о вышеуказанном земельном участке (кадастровый номер 18:08: 005001:346 не аннулированы». Из объяснений представителя ФГУ «ЗКП» по УР усматривается, что решения об аннулировании и исключении сведений из Государственного кадастра недвижимости ФГУ «ЗКП» не принимало. Земельный участок с кадастровым номером 18:08:005001:346 в настоящее время является «учтеным». Решений, понуждающих ФГУ «ЗКП» принять решение об аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 18:08:005001:346 в ГЗК, не имеется, участники процессу в суд таковые не представили. Сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, о земельном участке с кадастровым номером 18:08:005001:346 являются кадастровыми сведениями, поэтому могут быть учтены при государственной регистрации права аренды. Поскольку сведения о спорном земельном участке не исключены из ГЗК, то у Управления Росреестра не имелось основания для отказа в регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка № от -дата-, заключенного между Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования «Завьяловский район» УР и Темниковым И.О.. По вышеуказанным основаниям суд признает, что принятое Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР в лице Завьяловского отдела решение от -дата- об отказе в регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка № от -дата-, заключенного между Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования «Завьяловский район» УР и Темниковым И.О. является незаконными, нарушающим его права и законные интересы. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поэтому нарушенное право Темникова И.О. на государственную регистрацию права аренды, в силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 3, 4, 258 ГПК РФ подлежит защите путем понуждения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР в лице Завьяловского отдела к регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка №-Е-П от -дата-, заключенного между Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования «Завьяловский район» УР и Темниковым И.О.. Р Е Ш И Л: Заявление Темникова И.О. удовлетворить. Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР в лице Завьяловского отдела от -дата- в регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка № от -дата-, заключенного между Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования «Завьяловский район» УР и Темниковым И.О.. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР в лице Завьяловского отдела зарегистрировать дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № от -дата-, заключенного между Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования «Завьяловский район» УР и Темниковым И.О.. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд вынесший решение. Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2010 г. Председательствующий судья Сентякова Н.Н. Копия верна: Судья