О восстановлении пенсионных прав (в з/с не вступило)



дело № 2-1301/2010 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 ноября 2010 г.                                                                   село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А.,

с участием:

- истицы Черепановой Н.Л.,

- представителя ответчика - Дмитриевой М.А. (доверенность от -дата- сроком на 1 год),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черепановой Н.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (далее - Управление Пенсионного фонда) о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда от -дата- в части исключения из стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, периодов работы истицы с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата- и включении данных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст.207 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ»; назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости с -дата-, возмещении расходов по оплате государственной пошлины,

У С Т А Н О В И Л:

Черепанова Н.Л. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловским районе УР о восстановлении пенсионных прав

Иск мотивировала тем, что -дата- обратилась в Управление Пенсионного фонда за назначением трудовой пенсии. Решением от -дата- Управление пенсионного фонда отказало истице в установлении пенсии, исключив из трудового стажа для пенсии периоды с -дата- по -дата- и с -дата- по -дата- С решением комиссии истица не согласна, т.к. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее -дата- осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв.Постановлением Правительства РФ от -дата- , в стаж работы включаются периоды работы при условии выполнения работы постоянно в течение полного рабочего дня. Постановлением Правительства от -дата- за указывается, что воспитателям дошкольных образовательных учреждений была установлена норма часов педагогической работы 36 часов в неделю. Истица получала заработную плату, установленную на ставку заработной платы воспитателя детского сада с педагогической нагрузкой 36 часов в неделю, в Пенсионный фонд РФ производились установленные взносы от полной ставки заработной платы, без зависимости от нормы фактически отработанных часов. Истица просит: признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Завьяловском районе УР от -дата- незаконным, и включить периоды с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата- в стаж, дающий право на назначение пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ»; обязать ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права как лица, осуществляющего педагогическую деятельность; взыскать с ответчика судебные издержки вы сумме 200 руб.

Истица Черепанова Н.Л. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала. В своих объяснениях ссылалась на доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика - Дмитриева М.А. исковые требования Черепановой Н.Л. не признала. В суд представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства при назначении досрочных трудовых пенсий по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы, начиная с -дата-, засчитываются в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Для воспитателей детских дошкольных учреждений письмом Министерства образования РФ от -дата- норма педагогической нагрузки, за которую выплачивается ставка заработной платы, была определена в количестве 36 часов в неделю. В Удмуртской Республике Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства УР от -дата- норма педагогической нагрузки указанной категории работников была снижена до 30 часов в неделю. В настоящее время Правительством РФ принято Постановление от -дата- «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений», которым для воспитателей дошкольных учреждений по всей Российской Федерации продолжительность рабочего времени установлена 36 часов в неделю. В связи с вышеизложенным Постановление Президиума Госсовета и Правительства УР от -дата- в части установления нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, вступило в противоречие с постановлением Правительства РФ от -дата- , следовательно норма педагогической нагрузки работников детских дошкольных учреждений должна быть приведена в соответствие с Постановлением Правительства РФ и составлять 36 часов в неделю. С учетом изложенного на момент обращения Черепановой Н.Л.., т.е. на -дата-, ее педагогический стаж составляет -дата-. Закон предусматривает назначение пенсии по данной статье только при наличии -дата- специального стажа. Периоды с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата- не могут быть взяты в педагогический стаж в связи с невыработкой ставки, установленной Постановлением Правительства РФ от -дата- Ответчик считает, что оснований для удовлетворения исковых требований Черепановой Н.Л. о назначении досрочной трудовой пенсии нет, т.к. необходимый по законодательству специальный стаж истицей не выработан.

Выслушав участников процесса, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

Черепанова Н.Л., -дата-, согласно сведениям трудовой книжки, с -дата- по настоящее время работает в детских дошкольных учреждениях.

-дата- Черепанова Н.Л. обратилась в Управление Пенсионного фонда в Завьяловском районе УР с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как работнику, не менее -дата- осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Решением Управлением пенсионного фонда от -дата- Черепановой Н.Л. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку установлено, что стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение Черепановой Н.Л. на день обращения составляет -дата-, т.е. менее требуемых -дата-.

При этом в стаж, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение не были включены следующие периоды работы: с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата- в -данные изъяты-, поскольку не выполнена педагогическая нагрузка, установленная за ставку заработной платы.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании объяснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются. В настоящее время спор между сторонами возник в отношении периода работы истца с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата-

    Невключение ответчиком в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода работы истицы в -данные изъяты- с -дата- по -дата- истицей не оспаривается, поэтому не является предметом обсуждения в настоящем судебном заседании.

     Черепанова Н.Л. обратилась в Управление Пенсионного фонда в период действия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от -дата- № 173-ФЗ, который определяет основания и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии.

      Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от -дата- № 173-ФЗ (далее по тексту - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

       Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п. 5 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.

       Судом установлено, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (-дата-) истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики -дата-, сторонами это не оспаривается.

      Ответчик - Управление пенсионного фонда в решении от -дата- признал, что на день обращения (-дата-) педагогический стаж истицы Черепановой Н.Л. составил -данные изъяты-, в связи с чем истцу отказано в назначении досрочной пенсии.

      

    Рассматривая исковые требования истицы Черепановой Н.Л. по существу о наличии права на назначение досрочной пенсии с момента возникновения права на назначение пенсии, суд считает необходимым дать оценку периоду, не включенному ответчиком в педагогический стаж для назначения пенсии и указанному истицей в заявлении, а именно: с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата-               

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 этой же нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от -дата- утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список должностей и учреждений -дата-.), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила -дата-.).

Данное постановление действовало на момент рассмотрения Управлением Пенсионного фонда заявления Черепановой Н.Л. о назначении ей пенсии и действует на момент рассмотрения дела в суде. Именно оно подлежит применению при определении права Черепановой Н.Л. на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с Правилами -дата- в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений -дата- При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» Списка - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Согласно записям №№ 04-08 в трудовой книжке Черепановой Н.Л. она с -дата- работает в -данные изъяты-, в этой должности истица работает по настоящее время. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В соответствии с п. 4 Правил, начиная с -дата- периоды работы в должностях и учреждениях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости, засчитываются в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

Как указывает Управление Пенсионного фонда в период работы с -дата- про -дата-, с -дата- по -дата- педагогическая нагрузка истицы, установленная за ставку заработной платы, составляла менее 36 часов в неделю.

Статьей 333 Трудового кодекса РФ установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Приложения к Постановлению Правительства РФ от -дата- «О продолжительности рабочего времени (норме часов работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» -данные изъяты- установлена продолжительность рабочего времени 36 часов и норма часов педагогической работы за ставку заработной платы 36 часов.

Вместе с тем в силу статьи 6 Трудового Кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, устанавливающие более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 4 Постановления Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от -дата- N 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» (с изменениями от 31 января 200 г., -дата-, -дата-, -дата-), с -дата- до -дата- было разрешено снижать учебную нагрузку -данные изъяты- до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями.

Таким образом, нормативным актом субъекта Российской Федерации воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом Российской Федерации, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (пункт 7 (пункт 8 в редакции от -дата-) Постановления Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от -дата- N 82/258).

То обстоятельство, что указанный нормативный правовой акт в настоящее время утратил силу, не препятствует его применению, поскольку с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении -П от -дата- и в Определении от -дата-, суд вправе применять нормативные акты, утратившие силу, но действующие в спорный период деятельности.

Таким образом, выполнение Черепановой Н.Л. в периоды с -дата- про -дата-, с -дата- по -дата-, педагогической нагрузки менее 36 часов в неделю предусматривалось действующим законодательством Удмуртской Республики, что не противоречит законодательству Российской Федерации.

Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из заработка, в том числе и в Пенсионный фонд, производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы, без ограничения от нормы фактически отработанных часов.

Поэтому отказ ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанные периоды работы истицы является неправомерным.

Данный период работы истицы составляет -дата-.

Таким образом, в совокупности стаж работы Черепановой Н.Л., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», составляет ровно -дата-.

Обязательными условиями досрочного назначения трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.

Судом установлено, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (-дата-), истица обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, -дата- Поэтому суд признает, что трудовая пенсия истцу должна быть назначена со дня ее первоначального обращения, то есть с -дата-.

        В связи с чем решение ответчика от -дата- об отказе Черепановой Н.Л. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным и подлежит отмене, а требования о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с момента возникновения права, то есть с -дата-, включении в педагогический стаж истца периодов работы с -дата- по -дата- и с -дата- по -дата- подлежат удовлетворению.

         Руководствуясь ст. 98 ГПК РФ суд отмечает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с этим суд признает подлежащими взысканию с ответчика расходов, понесенных истцом по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Черепановой Н.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики от -дата- в части невключения в стаж работы Черепановой Н.Л., дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от -дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от -дата- № 319-ФЗ), периодов работы с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата-

Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, Черепановой Н.Л. периоды её работы с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата- в -данные изъяты-.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики назначить и выплачивать Черепановой Н.Л. трудовую пенсию по старости со дня обращения за назначением данной пенсии - с -дата-

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики в пользу Черепановой Н.Л. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2010г.

Председательствующий судья                                            Н.Н. Сентякова

Копия верна: Судья