О признании незаконным постановления (в з/с не вступило)



дело № 2-1057/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2010 г.                                                                                      село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Гулящих А.В.,

при секретаре Зориной Е.Н.,

с участием:

- представителя заявителя - помощника прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики Шадрина Ф.В.,

- представителя заинтересованного лица К.В.Ф. - Перевозчикова Р.А. (доверенность от -дата-),

- заинтересованного лица З.С.В., являющегося также представителем заинтересованного лица ДНТ "Р",

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - прокурор) в интересах Российской Федерации о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования «Каменское» Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - Администрация МО «Каменское») от -дата-,

у с т а н о в и л:

Прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что оспариваемым постановлением изменено разрешенное использование земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения. Данное постановление принято с нарушением требований законодательства. Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли сельскохозяйственного назначения, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В силу п. 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Спорный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения и не входят в состав границ какого-либо населенного пункта. Действиями Администрации МО - сельского поселения «Каменское» нарушаются права Российской Федерации, поскольку в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от -дата- № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основываются, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков. В результате изменения вида разрешенного использования земельных участков поставлена под угрозу сохранность земель сельскохозяйственного назначения, их свойств и качеств, охраняемых федеральным и региональным законодательством.

Определением суда от -дата- к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники долей земельного участка, в отношении которого вынесено оспариваемое прокурором постановление, Ю.Р.Т. и К.В.Ф..

Определением суда от -дата- к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена собственница доли земельного участка, в отношении которого вынесено оспариваемое прокурором постановление, Р.С.В..

Определением суда от -дата- к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен собственник доли земельного участка, в отношении которого вынесено оспариваемое прокурором постановление, З.С.В..

Определением суда от -дата- к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ДНТ "Р", которому земельный участок, в отношении которого вынесено оспариваемое прокурором постановление, передан в аренду.

В судебном заседании помощник прокурора Шадрин Ф.В. на удовлетворении требований прокурора настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Администрация МО «Каменское» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, заинтересованные лица К.В.Ф., Ю.Р.Т., Р.С.В. также в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании ст.ст. 48, 167 и 257 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.

Заинтересованное лицо З.С.В., являющийся также представителем заинтересованного лица ДНТ "Р", возражал против удовлетворения требований прокурора, полагая, что оспариваемое прокурором постановление принято в установленном законом порядке. Законодательство не устанавливает запрета на ведение дачного хозяйства на сельскохозяйственных угодьях. Ограничения на изменение вида использования могут быть введены только в отношении особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району. Такие угодья должны быть включены в перечень земель, использование которых для иных целей не допускается в соответствии с законодательство м субъекта Российской Федерации. Такой перечень прокурором не предоставлен.

Представитель заинтересованного лица К.В.Ф. Перевозчиков Р.А. также возражал против удовлетворения требований прокурора, полагая, главой администрации МО «Каменское» был соблюден порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка. Само изменение разрешенного использования также не противоречит действующим нормативным актам. Ссылка прокурора в своем заявлении на нормы Федерального закона от -дата- № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» несостоятельна, поскольку в них речь идет об изменении категории земель, а не видов разрешенного использования.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Постановлением Администрации МО «Каменское» от -дата- изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного в Завьяловском районе Удмуртской Республики, северо-восточная часть кадастрового квартала, категории земель сельскохозяйственного назначения с «для сельскохозяйственного использования» на «дачное строительство».

Данное Постановление принято с учетом результатов публичных слушаний, прошедших -дата-. Факт проведения публичных слушаний подтверждается Распоряжением Главы МО «Каменское» от -дата- «О назначении публичных слушаний»; протоколом от -дата- заседания комиссии по проведению публичных слушаний на территории муниципального образования «Каменское» Завьяловского района Удмуртской Республики по проектам документов в области градостроительной деятельности»; заключением названной комиссии от -дата-. Сам факт проведения публичных слушаний и порядок их проведения прокурором не оспаривается.

На момент издания Администрацией МО «Каменское» оспариваемого прокурором постановления, земельный участок с кадастровым номером находился в общей долевой собственности Ю.Р.Т. (доля в праве - 1168/1173) и К.В.Ф. (доля в праве - 5/1173).

В настоящее время земельный участок находится в общей долевой собственности Ю.Р.Т. (доля в праве - 50/1173), Р.С.В. (доля в праве - 5/1173 приобретена у К.В.Ф.), З.С.В. (доля в праве - 1118/1173 приобретена у Ю.Р.Т.). -дата- указанными собственниками земельный участок передан в аренду ДНТ "Р".

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от -дата-, свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике -дата- , свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике -дата- , договором купли-продажи от -дата-, заключенным между К.В.Ф. и Р.С.В., договором купли-продажи от -дата-, заключенным между Ю.Р.Т. и З.С.В., договором аренды земельного участка от -дата-, заключенным между З.С.В., Р.С.В., Ю.Р.Т. и ДНТ "Р".

Согласно письму Завьяловского отдела Управления Росреестра по Удмуртской Республике от -дата- данный земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, является сельскохозяйственными угодьями (вид угодий - пашня). Данное обстоятельство заинтересованными лицами не оспаривается.

На основании установленных обстоятельств суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.

В силу пункта 8 части 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено п. 1 ст. 7 названного Кодекса, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.

Как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, спорный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения и не входит в состав границ какого-либо населенного пункта. В таком качестве эти земли учтены и в государственном земельном кадастре.

Поскольку объектом земельных отношений согласно пункту 2 статьи 6 ЗК РФ является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Часть 3 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от -дата- № 191-ФЗ обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.

Статьей 30 ГрК РФ предусмотрено, что данные правила должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В абзаце втором пункта 2 статьи 7 ЗК РФ указано, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Однако нормы данной статьи свидетельствуют о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.

Доказательств проведения зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок, в отношении которого вынесено оспариваемое прокурором постановление, в материалы дела не представлено.

Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 ЗК РФ и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.

Использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается в порядке, предусмотренном статьей 81 ЗК РФ, путем предоставления земель этой категории гражданам и их объединениям - для ведения дачного строительства.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (пункт 2 названной нормы).

Федеральный закон от -дата- № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан» регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов (статья 2 Закона).

Вышеуказанный Закон предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.

Следующим этапом является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков в собственность или на ином вещном праве (статьи 12, 14 Закона).

Таким образом, нормы ЗК РФ, Федерального закона «О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан» допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

По смыслу положений пункта 1 статьи 16 во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление земельных участков «для размещения дачного некоммерческого объединения граждан» осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения.

По смыслу названного закона граждане вправе вести дачное хозяйство (дачное строительство) в индивидуальном порядке на территории образованных дачных некоммерческих объединений граждан. Использование земельных участков для дачного строительства вне территорий образованных дачных некоммерческих объединений граждан законом не предусмотрено.

Статьей 77 ЗК РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в частности, сельскохозяйственные угодья.

В силу пункта 1 статьи 79 названного Кодекса сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от -дата- № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до -дата- решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 названной статьи и статьей 4.1 этого же Закона, с учетом результатов публичных слушаний.

Согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.

Вместе с тем, в силу пункта 6 статьи 36 названного Кодекса для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.

Таким образом, действие пункта 3 части 1 статьи 4 ФЗ от -дата- о праве глав местных администраций в определенных случаях принимать решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков законодатель соотнес с моментом принятия органами местного самоуправления правил землепользования и застройки, которые должны содержать градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования земельных участков в границах соответствующих территориальных зон. Однако, учитывая, что в силу п. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты в отношении земель сельскохозяйственный угодий не устанавливаются, а значит порядок пользования этими землями не связан с принятием правил землепользования и застройки, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 4 указанного ФЗ от -дата- порядок изменения вида разрешенного использования на земли сельскохозяйственных угодий не распространяется.        

Именно поэтому законодатель и установил особу процедуру, касающуюся использования сельскохозяйственных угодий, предусмотрев в пункте 7 статьи 36 ГрК РФ, что использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В настоящее время отсутствует федеральный закон, который бы определял уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, полномочный определять использование таких земельных участков, а также порядок принятия решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от -дата- № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», по мнению суда, таким законом не является.

Поскольку для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются градостроительные регламенты, порядок изменения вида разрешенного использования данных земельных участков в настоящее время регулируется пунктом 2 статьи 4.1 Федерального закона от -дата- № 191-ФЗ, которым предусмотрено обязательное изменение категории такого земельного участка в случае изменения разрешенного использования.

В связи с чем Глава администрации не вправе был принимать решение об изменении вида разрешенного использования принадлежащих Ю.Р.Т. и К.В.Ф. земельных участков.

Кроме того, изменение разрешенного использования земельных участков противоречит понятию дачного земельного участка, установленного статьей 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». По дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Земельные участки, в отношении которых вынесены оспариваемее прокурором постановления, имеют большую площадь, значительно превышающую необходимую для ведения дачного хозяйства конкретным гражданином.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что у Администрации МО «Каменское» не было предусмотренных законодательством оснований для принятия оспариваемого постановления об изменении вида разрешенного использования.

Изменение оспариваемым прокурором постановления в нарушение закона целевого использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, подлежащих в соответствии с земельным законодательством особой охране, безусловно нарушает интересы Российской Федерации, поскольку ставит под угрозу сохранность указанных земель.

На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 4, 258 ГПК РФ оспариваемое прокурором постановление в целях защиты публичных интересов подлежит признанию незаконным.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Заявление прокурора удовлетворить.

Постановление Администрации МО «Каменское» от -дата- «О смене разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах муниципального образования - сельского поселения «Каменское» признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Завьяловский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2010 г.

Председательствующий судья                               А.В. Гулящих