О восстановлении пенсионных прав (в з/с не вступило)



дело № 2-1312/2010 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2010 г.                                                                   село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А.,

с участием:

- истца Багишева М.С.,

- представителя ответчика - Дмитриевой М.А. (доверенность от -дата- сроком на 1 год),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Багишева М.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (далее - Управление Пенсионного фонда) о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда от -дата- в части исключения из стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, периода службы в армии с -дата- по -дата-, а также периода работы истца с -дата- по -дата- и включении данных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ»; назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости с -дата-, возмещении расходов по оплате государственной пошлины

у с т а н о в и л:

Багишев М.С. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда от -дата-, о возложении на Управление Пенсионного фонда обязанностей включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода его службы в Советской армии с -дата- по -дата-, работу в должности -данные изъяты- за период с -дата- по -дата- и назначить и выплачивать ему досрочную трудовую пенсию со дня обращения за её назначением - с -дата-.

В обоснование своих требований в исковом заявлении указал, что считает отказ Управления Пенсионного фонда в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, поскольку в стаж, дающий право на досрочное назначение такой пенсии, необоснованно не включен период его службы по призыву в Советской армии с -дата- по -дата-. Полагает, что период службы в армии должен быть включен в его педагогический стаж на основании подп. «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от -дата- . Пункт 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначении пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, указывает, что периоды работы, указанные в п.1 Положения, засчитывались в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. При включении в стаж периода службы в армии, на -дата- стаж истца составит -данные изъяты-, что больше требуемых 16 лет 8 мес., которые предусмотрены Постановлением Правительства от -дата- В связи с этим период работы в должности тренера преподавателя с -дата- по -дата- также должен быть зачтен в льготный стаж истца, т.к. соблюдены все необходимые условия. Истец полагает, что вышеназванные спорные периоды должны быть зачтены в специальный педагогический стаж. Педагогический стаж истца на день обращения за назначением пенсии составил -данные изъяты-.

В судебном заседании истец Багишев М.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда - Дмитриева М.А. исковые требования не признала, представила письменный отзыв на заявление, в котором указано, что ответчик считает отказ истцу в назначении досрочной трудовой пенсии законным и обоснованным, поскольку период работы с -дата- по -дата- в должности тренера-преподавателя не включается в педагогический стаж, т.к. не выполнено одно из двух необходимых условий, указанных в п.12 Списка - отсутствует стаж продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев на -дата- Период службы в Советской Армии с -дата- по -дата- не может быть включен в стаж, поскольку действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, службы в армии. Постановление Совета Министров СССР от -дата- применению не подлежит, поскольку на момент его отмены истец не выработал необходимый стаж - 2/3 от предусмотренного законом (16 лет 8 месяцев).

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что истец Багишев М.С. -дата- обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от -дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от -дата- № 319-ФЗ), предоставив необходимые для этого документы.

Решением Управления Пенсионного фонда от -дата- Багишеву М.С. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости поскольку, по мнению Управления Пенсионного фонда, на момент обращения Багишева М.С. в Управление Пенсионного фонда его стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, составлял -данные изъяты-, то есть менее требуемых 25 лет.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании объяснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются.

Проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства, суд считает необходимым признать решение Управления Пенсионного фонда от -дата- об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

Управлением Пенсионного фонда при рассмотрении заявления истца о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости не рассматривался и не был включен в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, период службы истца по призыву в Советской армии с -дата- по -дата-.

Служба истца в Советской армии в указанный период подтверждается записями в трудовой книжке Багишева М.С., и военным билетом истца и ответчиком не оспаривается.

Суд считает необходимым включить этот период в стаж, дающий право истцу на досрочное назначение пенсии по старости по следующим основаниям.

Багишев М.С. обратился в Управление Пенсионного фонда в период действия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от -дата- № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от -дата- № 319-ФЗ), который определяет основания и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 данного федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости. Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список должностей и учреждений -дата-), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила -дата-), утверждены Постановлением Правительства РФ от -дата- (в редакции Постановления Правительства РФ от -дата- ).

Данное постановление действовало на момент рассмотрения Управлением Пенсионного фонда заявления Багишева М.С. о назначении ему пенсии и действует на момент рассмотрения дела в суде.

В соответствии с Правилами -дата- в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений -дата-. При этом работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

В соответствии со Списком должностей и учреждений -дата- в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии включается работа в должности -данные изъяты-.

Работа истца в должности тренера преподавателя в период с -дата- по -дата- ответчиком не оспаривается.

В соответствии с пунктом 12 Правил -дата- работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с -дата-, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на -дата- у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с -дата- по -дата- в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

В соответствии со Списком должностей и учреждений -дата- служба в армии не дает права на досрочное назначение пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Однако, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлениях от -дата- -П, от -дата- , определениях от -дата- , от -дата- , от -дата- , суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям действовавшее в спорный период Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от -дата- (далее - Положение 1959 года).

Как указал Конституционный Суд РФ права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.

То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истца на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно подпункту «г» пункта -дата- учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Пункт 4 вышеназванного положения указывает, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Доводы представителя ответчика о том, что истец должен был выработать 2/3 требуемого стажа на -дата-, то есть на дату отмены постановления от -дата- , суд находит необоснованными, поскольку при таком толковании Постановления Минтруда РФ от -дата- и разъяснения Минтруда РФ от -дата- , требуемый педагогический стаж истцом должен быть выработан до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что лишает смысл и содержание судебных актов Конституционного суда РФ, направленных на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав. Период службы в армии составляет менее 1/3 стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.

То обстоятельство, что на момент решения вопроса об его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства прав будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды работы С.Е.С. в вышеуказанной должности подлежали включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени её обращения за назначением пенсии и времени возникновения у неё права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, Багишев М.С. имел право на зачет указанного периода в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В связи с изложенным на основании пункта -дата- период службы истца в рядах советской армии подлежит учету при определении стажа истца, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.

Период службы истца в Советской армии с -дата- по -дата- составляет 2 года 23 дня.

С учетом этого периода, а также признанного ответчиком периода работы с -дата- по -дата-, подлежащего включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение на -дата- составлял -данные изъяты-, что более 16 лет к месяцев.

Поскольку в период с -дата- по -дата- истец работал в должности и в учреждении, предусмотренном пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений -дата-, на -дата- у него имелся стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в силу п. 12 Правил -дата- период работы истца тренером преподавателем в Завьяловской ДЮСШ с -дата- по -дата- также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

    Таким образом, с учетом спорных периодов работы общий стаж работы Багишева М.С., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда составлял более 25 лет (27 лет 01 месяц 29 дней), в том числе: 16 лет 04 месяца 29 дней - признанные ответчиком по решению от -дата- + 2 года 23 дня (с -дата- по -дата-) - служба в Советской Армии + период работы истца -данные изъяты- -данные изъяты--дата- по -дата-).

При таких обстоятельствах у Управления Пенсионного фонда не было оснований для отказа в назначении и выплате Багишеву М.С. досрочной трудовой пенсии по старости.

Нарушенное право истца на досрочное пенсионное обеспечение подлежит восстановлению. В связи с чем суд считает необходимым на основании ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обязать ответчика назначить и выплатить Багишеву М.С. трудовую пенсию по старости со дня его обращения за данной пенсией - с -дата-.

Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в сумме 200 рублей, что подтверждается чеком-ордером от -дата-. На основании ст. 98 ГПК РФ понесенные истцом расходы подлежат возмещению за счет ответчика в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Багишева М.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в -адрес- Удмуртской Республики от -дата- в части не включения в стаж Багишева М.С., дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от -дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от -дата- № 319-ФЗ), периода службы в армии с -дата- по -дата-, а также периода работы истца с -дата- по -дата- в должности -данные изъяты-.

Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, Багишеву М.С. период службы в армии с -дата- по -дата-, а также период работы истца с -дата- по -дата- в должности -данные изъяты-.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики назначить и выплачивать Багишеву М.С. трудовую пенсию по старости со дня обращения за назначением данной пенсии - с -дата-

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики в пользу Багишева М.С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено -дата-

Председательствующий судья                                            Н.Н. Сентякова

Копия верна: Судья