Именем Российской Федерации 25 ноября 2010 г. село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Сентяковой Н.Н., при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А., с участием: - истца Багишева М.С., - представителя ответчика - Дмитриевой М.А. (доверенность № от -дата- сроком на 1 год), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Багишева М.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (далее - Управление Пенсионного фонда) о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда № от -дата- в части исключения из стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, периода службы в армии с -дата- по -дата-, а также периода работы истца с -дата- по -дата- и включении данных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ»; назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости с -дата-, возмещении расходов по оплате государственной пошлины у с т а н о в и л: Багишев М.С. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда № от -дата-, о возложении на Управление Пенсионного фонда обязанностей включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода его службы в Советской армии с -дата- по -дата-, работу в должности -данные изъяты- за период с -дата- по -дата- и назначить и выплачивать ему досрочную трудовую пенсию со дня обращения за её назначением - с -дата-. В обоснование своих требований в исковом заявлении указал, что считает отказ Управления Пенсионного фонда в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, поскольку в стаж, дающий право на досрочное назначение такой пенсии, необоснованно не включен период его службы по призыву в Советской армии с -дата- по -дата-. Полагает, что период службы в армии должен быть включен в его педагогический стаж на основании подп. «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от -дата- №. Пункт 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначении пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, указывает, что периоды работы, указанные в п.1 Положения, засчитывались в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. При включении в стаж периода службы в армии, на -дата- стаж истца составит -данные изъяты-, что больше требуемых 16 лет 8 мес., которые предусмотрены Постановлением Правительства № от -дата- В связи с этим период работы в должности тренера преподавателя с -дата- по -дата- также должен быть зачтен в льготный стаж истца, т.к. соблюдены все необходимые условия. Истец полагает, что вышеназванные спорные периоды должны быть зачтены в специальный педагогический стаж. Педагогический стаж истца на день обращения за назначением пенсии составил -данные изъяты-. В судебном заседании истец Багишев М.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда - Дмитриева М.А. исковые требования не признала, представила письменный отзыв на заявление, в котором указано, что ответчик считает отказ истцу в назначении досрочной трудовой пенсии законным и обоснованным, поскольку период работы с -дата- по -дата- в должности тренера-преподавателя не включается в педагогический стаж, т.к. не выполнено одно из двух необходимых условий, указанных в п.12 Списка № - отсутствует стаж продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев на -дата- Период службы в Советской Армии с -дата- по -дата- не может быть включен в стаж, поскольку действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, службы в армии. Постановление Совета Министров СССР от -дата- № применению не подлежит, поскольку на момент его отмены истец не выработал необходимый стаж - 2/3 от предусмотренного законом (16 лет 8 месяцев). Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что истец Багишев М.С. -дата- обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от -дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от -дата- № 319-ФЗ), предоставив необходимые для этого документы. Решением Управления Пенсионного фонда от -дата- № Багишеву М.С. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости поскольку, по мнению Управления Пенсионного фонда, на момент обращения Багишева М.С. в Управление Пенсионного фонда его стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, составлял -данные изъяты-, то есть менее требуемых 25 лет. Данные обстоятельства установлены в судебном заседании объяснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются. Проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства, суд считает необходимым признать решение Управления Пенсионного фонда от -дата- № об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. Управлением Пенсионного фонда при рассмотрении заявления истца о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости не рассматривался и не был включен в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, период службы истца по призыву в Советской армии с -дата- по -дата-. Служба истца в Советской армии в указанный период подтверждается записями в трудовой книжке Багишева М.С., и военным билетом истца и ответчиком не оспаривается. Суд считает необходимым включить этот период в стаж, дающий право истцу на досрочное назначение пенсии по старости по следующим основаниям. Багишев М.С. обратился в Управление Пенсионного фонда в период действия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от -дата- № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от -дата- № 319-ФЗ), который определяет основания и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 данного федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости. Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список должностей и учреждений -дата-), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила -дата-), утверждены Постановлением Правительства РФ от -дата- № (в редакции Постановления Правительства РФ от -дата- №). Данное постановление действовало на момент рассмотрения Управлением Пенсионного фонда заявления Багишева М.С. о назначении ему пенсии и действует на момент рассмотрения дела в суде. В соответствии с Правилами -дата- в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений -дата-. При этом работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка. В соответствии со Списком должностей и учреждений -дата- в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии включается работа в должности -данные изъяты-. Работа истца в должности тренера преподавателя в период с -дата- по -дата- ответчиком не оспаривается. В соответствии с пунктом 12 Правил -дата- работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с -дата-, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на -дата- у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с -дата- по -дата- в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка. В соответствии со Списком должностей и учреждений -дата- служба в армии не дает права на досрочное назначение пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлениях от -дата- №-П, от -дата- №, определениях от -дата- №, от -дата- №, от -дата- №, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям действовавшее в спорный период Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от -дата- № (далее - Положение 1959 года). Как указал Конституционный Суд РФ права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истца на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Согласно подпункту «г» пункта -дата- учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Пункт 4 вышеназванного положения указывает, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Доводы представителя ответчика о том, что истец должен был выработать 2/3 требуемого стажа на -дата-, то есть на дату отмены постановления от -дата- №, суд находит необоснованными, поскольку при таком толковании Постановления Минтруда РФ от -дата- № и разъяснения Минтруда РФ от -дата- №, требуемый педагогический стаж истцом должен быть выработан до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что лишает смысл и содержание судебных актов Конституционного суда РФ, направленных на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав. Период службы в армии составляет менее 1/3 стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. То обстоятельство, что на момент решения вопроса об его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право. Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства прав будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды работы С.Е.С. в вышеуказанной должности подлежали включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени её обращения за назначением пенсии и времени возникновения у неё права на досрочное назначение пенсии по старости. Таким образом, Багишев М.С. имел право на зачет указанного периода в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В связи с изложенным на основании пункта -дата- период службы истца в рядах советской армии подлежит учету при определении стажа истца, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. Период службы истца в Советской армии с -дата- по -дата- составляет 2 года 23 дня. С учетом этого периода, а также признанного ответчиком периода работы с -дата- по -дата-, подлежащего включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение на -дата- составлял -данные изъяты-, что более 16 лет к месяцев. Поскольку в период с -дата- по -дата- истец работал в должности и в учреждении, предусмотренном пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений -дата-, на -дата- у него имелся стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в силу п. 12 Правил -дата- период работы истца тренером преподавателем в Завьяловской ДЮСШ с -дата- по -дата- также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Таким образом, с учетом спорных периодов работы общий стаж работы Багишева М.С., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда составлял более 25 лет (27 лет 01 месяц 29 дней), в том числе: 16 лет 04 месяца 29 дней - признанные ответчиком по решению № от -дата- + 2 года 23 дня (с -дата- по -дата-) - служба в Советской Армии + период работы истца -данные изъяты- -данные изъяты- (с -дата- по -дата-). При таких обстоятельствах у Управления Пенсионного фонда не было оснований для отказа в назначении и выплате Багишеву М.С. досрочной трудовой пенсии по старости. Нарушенное право истца на досрочное пенсионное обеспечение подлежит восстановлению. В связи с чем суд считает необходимым на основании ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обязать ответчика назначить и выплатить Багишеву М.С. трудовую пенсию по старости со дня его обращения за данной пенсией - с -дата-. Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в сумме 200 рублей, что подтверждается чеком-ордером № от -дата-. На основании ст. 98 ГПК РФ понесенные истцом расходы подлежат возмещению за счет ответчика в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Багишева М.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики удовлетворить. Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в -адрес- Удмуртской Республики № от -дата- в части не включения в стаж Багишева М.С., дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от -дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от -дата- № 319-ФЗ), периода службы в армии с -дата- по -дата-, а также периода работы истца с -дата- по -дата- в должности -данные изъяты-. Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, Багишеву М.С. период службы в армии с -дата- по -дата-, а также период работы истца с -дата- по -дата- в должности -данные изъяты-. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики назначить и выплачивать Багишеву М.С. трудовую пенсию по старости со дня обращения за назначением данной пенсии - с -дата- Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики в пользу Багишева М.С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение. Мотивированное решение изготовлено -дата- Председательствующий судья Н.Н. Сентякова Копия верна: Судья