О признании бездействия незаконным (в з/с не вступило)



дело № 2-1504/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 декабря 2010 года                                                                    село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.., при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А..,

с участием:

- помощника Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Пановой Ю.С.,

- представителей органа, бездействие которого обжалуется, Администрации муниципального образования «Казмасское» -адрес- Удмуртской Республики - Главы муниципального образования «Казмасское» Мусифуллина Р.Ф.,

- представителей заинтересованных лиц: Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Сычугова А.А. (доверенность от -дата-), Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Агеева Д.И. (доверенность от -дата-),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Казмасское» Удмуртской Республики, выразившегося в неорганизации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с земельного участка сельскохозяйственного назначения, и о возложении на неё обязанности в целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в срок до -дата- организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка, расположенного -адрес- на полигон твердых бытовых отходов

У С Т А Н О В И Л:

Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным заявлением. Требования мотивирует тем, что заявителем установлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Администрации муниципального образования «Казмасское». На основании ч. 1 ст. 34, ч.ч.1 и 2 ст. 51ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 12, часть 1 ст. 13, ст.9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 2 ст.21 и ч. 1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных приказом Минздрава СССР от -дата- , п. 74 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», с ч. 1 ст.8 и ч. 2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды», подпунктом 18 части 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6 ч.1 и ч. 2 ст.1 Закона Удмуртской Республики «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Завьяловского района Удмуртской Республики», ч. 2 ст.1, п. 18 ч.1 ст.7, статьями 21, 33 (ч.1) и 34 (п. 18) Устава муниципального образования «Казмасское», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Казмасское» от -дата- , Администрация муниципального образования «Казмасское» обязана организовать и финансировать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов от населения на территории сельского поселения, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Однако указанные требования федерального законодательства администрацией муниципального образования «Казмасское» не выполняются.На территории муниципального образования «Казмасское» на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенного -адрес-, общей площадью 30109 кв.м. в границах двух земельных участков с кадастровым номерами и непосредственно на почве обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора. На указанной свалке размещены отходы - бытовой мусор, пластиковые и стеклянные бутылки, бой кирпича, резиновые покрышки, строительный мусор и др. Указанный земельный участок расположен в границах МО «Казмасское». Следовательно, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с земельного участка севернее дер. Новая Казмаска возложена на Администрацию МО «Казмасское». В нарушение вышеназванных требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Администрацией муниципального образования «Казмасское» не организован сбор вывоз отходов производства и потребления с данного земельного участка. Ситуация, при которой бытовые отходы не вывозятся, складируются на территории      муниципального      поселения,      создает      угрозу      санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний. Указанная ситуация является результатом невыполнения Администрацией муниципального образования «Казмасское» возложенных на нее законом полномочий в области обращения с отходами. Названное бездействие Администрации МСО «Казмасское» нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба окружающей среде и может повлечь за собой причинение вреда здоровью человека и влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Панова Ю.С. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, в их обоснование сослалась на доводы, изложенные в заявлении.

Глава Администрации муниципального образования «Казмасское» Мусифуллин Р.Ф. суду пояснил, что место данной свалки существует с момента образования деревни. Местное население не проявляет желание оплачивать вывоз мусора. В местном бюджете денег на эти цели нет. Работа с населением проводится, имеются протокола сходов. В настоящее время заключаются договора с компанией «Реал» по вывозу мусора.

Представитель Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Сычугов А.А. в соответствии со ст.14 ФЗ - вывоз мусора относится к вопросам местного значения. Имеющаяся на территории муниципального образования свалка обширна по своей территории, поэтому, учитывая погодные условия, необходимо установить разумный срок, чтобы администрация МО «Казмасское» могла исполнить это требование.

Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Агеев Д.И. поддержал требования и доводы заявления прокурора, суду пояснил, что в соответствии с федеральным законом в обязанности Администрации муниципального образования «Казмасское» входит сбор и вывоз бытовых отходов. В настоящее время данная обязанность Администрацией не исполняется.

    Заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР представило заявление, с просьбой рассмотреть дело без участия представителей данного заинтересованного лица. В соответствии со ст.257 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело без участия представителя Управления Роспотребнадзора по УР.

Свидетель Ч.А.Ю. - заместитель начальника отдела федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору - суду пояснил, что в рамках внеплановой проверки в отношении МО «Казмасское» состоялась проверка по ранее выданному в -дата- предписанию. Был выезд на место свалки. Отходы убраны не были, свалка выросла в своих размерах, предписание выполнено не было. На Главу администрации МО «Казмасское» был составлен административный материал, наложен штраф.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

На земельном участке сельскохозяйственного назначения общей площадью 30109 кв.м., находящемся -адрес-, в границах двух земельных участков с кадастровыми номерами и расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. На указанной свалке размещены отходы - бытовой мусор, пластиковые и стеклянные бутылки, бой кирпича, резиновые покрышки, строительный мусор. Участок местности, где расположена данная свалка входит в границы земель муниципального образования «Казмасское».

Муниципальное образование «Казмасское» расположено в -адрес-, действует на основании Устава, принятого Решением Совета депутатов МО -дата- . Решением Совета депутатов МО от -дата- Главой муниципального образование «Казмасское» избран Мусифуллин Р.Ф..

Данные обстоятельства следуют из материалов дела и лицами, участвующими в деле по существу не оспариваются.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 56 Водного Кодекса РФ отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные водные объекты, на водосборные площади и на почву запрещен.

В силу ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, способы и условиях которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами.

Из пункта 3.2 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных приказом Минздрава СССР от -дата- , усматривается, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального Закона от -дата- № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального Закона РФ от -дата- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В пункте 1 статьи 8 Федерального Закона от -дата- № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращений с отходами.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

Статья 2 (Основные термины и понятия) ФЗ определяет, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

По смыслу ряда статей ФЗ (например, статьи 1, 2, 10, 14, 15, 34, 35, 36, 37 и другие) органы местного самоуправления муниципального образования полномочны и обязаны решать вопросы местного значения в пределах границ, т.е. на территории конкретного муниципального образования, органами местного самоуправления которого они являются.

Согласно Закону УР от -дата- «Об установлении границ муниципальных образований и наделения соответствующим статусом муниципальных образований на территории Завьяловского района УР» МО «Казмасское» наделено статусом сельского поселения.

В п.1 ст.2 ФЗ раскрыто понятие «сельское поселение»: сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Согласно приложению Закона УР от -дата- в состав МО «Казмасское» входят шесть населенных пунктов (-адрес- (административный центр муниципального образования), -адрес-, -адрес-, -адрес-, -адрес-, -адрес-).

Статья 11 ФЗ говорит, что границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

- территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

- в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Таким образом, поскольку несанкционированная свалка находится на территории МО «Казмасское», то именно данное муниципальное образование должно заниматься организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, вне зависимости от того, находится свалка в черте населенных пунктов МО «Казмасское» или нет. Данное положение объясняется тем, что территория муниципального образования не делится только на территории населенных пунктов; существуют земли различных категорий (лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и т.п.), которые не входят в территорию населенных пунктов и не являются, таким образом, категорией земель населенных пунктов по земельному законодательству. Также по смыслу ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора должна осуществляться с территории МО вне зависимости от того, на земле какой формы собственности (будь то государственная или частная) находится мусор или бытовые отходы.

В соответствии с ФЗ Устав МО «Казмасское» закрепляет, что полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения данного МО и возложены на исполнительно-распорядительный орган - Администрацию МО «Казмасское».

В судебном заседании достоверно установлено, что Администрацией муниципального образования «Казмасское» возложенные на неё законодательством об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории несанкционированной свалки не выполняются. На момент рассмотрения настоящего дела сбор и вывоз бытовых отходов не организован.

Бездействие Администрации муниципального образования «Казмасское», выражающееся в неорганизации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного -адрес- общей площадью 30109 кв.м. нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11), Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8) права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия, на благоприятные условия жизнедеятельности и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьями 14, 72 Бюджетного кодекса РФ, ст. 12 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, являются расходным обязательством муниципальных образований и включаются в расходную часть местных бюджетов.

В силу абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ст. 15 Бюджетного Кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Отсутствие в бюджете денежных средств не освобождает их от решения вопросов местного значения. Бюджет муниципального образования является лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включён в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней.

Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов (дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки).

В этом отношении соответствует Бюджетному Кодексу и Закон УР «О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской Республике» от -дата- .

При таких обстоятельствах суд находит требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора о признании указанного бездействия Администрации муниципального образования «Казмасское» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Как отмечено выше, на свалке размещены отходы - бытовой мусор, пластиковые и стеклянные бутылки, бой кирпича, резиновые покрышки, строительный мусор и пр.

В соответствии со ст. ст. 1, 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую     среду     подразделяются     в     соответствии     с     критериями, установленными         федеральным         органом         исполнительной         власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы, в соответствии с критериями, утвержденными приказом МПР РФ от -дата- . В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от -дата- , твердые и жидкие бытовые (непромышленные) отходы относятся к отходам 4-5 класса опасности, вчастности, «отходы от жилищ», которые включают в себя отходы 4-5 класса опасности: «отходы из жилищ несортированные» (код , четвертый класс опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код , четвертый класс опасности), отходы древесных строительных лесоматериалов, в том числе от сноса и разборки строений (код , четвертый класс опасности), покрышки отработанные (код , четвертый класс опасности), мусор строительный от разборки зданий (код , четвертый класс опасности) и т.п.

Из вышеуказанного следует, что бытовые отходы, находящиеся на территории данной свалки составляют 1-4 класс опасности и должны быть вывезены на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.

Определяя срок, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения закона и прав и законных интересов граждан, суд считает необходимым установить его до -дата-, находя этот срок разумным. При этом суд исходит из характера установленного судом бездействия, нарушения прав и свобод граждан, а также времени, необходимого для их устранения (в том числе суд учитывает погодные условия и площадь несанкционированной свалки).

Доводы Главы администрации МО «Казмасское» о том, что расходы на проведение мероприятий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не предусмотрены в бюджете МО «Казмасское», не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие денежных средств не может служить уважительной причиной нарушения прав и законных интересов граждан.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Казмасское» -адрес- Удмуртской Республики, выразившегося в неорганизации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного -адрес- общей площадью 30109 кв.м. в границах двух земельных участков с кадастровыми номерами и .

Обязать Администрацию муниципального образования «Казмасское» Завьяловского района Удмуртской Республики в целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в срок до -дата- организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного -адрес- общей площадью 30109 кв.м. в границах двух земельных участков с кадастровыми номерами и на полигон твердых бытовых отходов, эксплуатируемый юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2010 года.

Председательствующий судья                                          Н.Н. Сентякова

Копия верна: Судья