дело № 2-1295/10 Именем Российской Федерации 30 декабря 2010 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.., при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А.., с участием: - помощника прокурора Завьяловского района Нуркаева З.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Завьяловского района, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики, выразившегося в непроведении ремонтных работ гидротехнических сооружений (далее по тексту ГТС) у пруда -адрес-, возложении на Администрацию МО «Завьяловский район» обязанности в срок до -дата- устранить недостатки гидротехнических сооружений У С Т А Н О В И Л: Прокурор Завьяловского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным заявлением. Свои требования мотивирует тем, что в ходе прокурорской проверки соблюдения органами местного самоуправления Завьяловского района требований ФЗ от -дата- «О безопасности гидротехнических сооружений», проведенной -дата- с привлечением специалистов Западно-Уральского Управления Ростехнадзора, выявлены значительные недостатки в состоянии ГТС у пруда в -адрес-. Данные ГТС находятся в собственности муниципального образования «Завьяловский район», что подтверждается письмом Администрации МО «Завьяловский район» от -дата-. В силу ч.1 ст.15 ФЗ от -дата- «131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Соответственно, непринятие Администрацией МО «Завьяловский район», как органом местного самоуправления, мер по надлежащему содержанию ГТС, нарушает права граждан, проживающих в непосредственной близости от пруда в -адрес-, поскольку существует угроза причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан в случае возникновения паводка. Прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации МО «Завьяловский район» Удмуртской Республики, выразившегося в непроведении ремонтных работ ГТС у пруда -адрес-, и возложить на Администрацию МО «Завьяловский район» обязанность в срок до -дата- устранить недостатки гидротехнических сооружений. В процессе рассмотрения настоящего гражданского дела, прокурор Завьяловского района представил заявление об уточнении оснований заявленных требований с указанием того, что ГТС у пруда -адрес- находятся не в собственности МО «Завьяловский район», а расположены на территории МО «Завьяловский район». Поэтому обязанность по ремонту вышеназванных ГТС Прокурор Завьяловского района просит возложить на Администрацию МО «Завьяловский район» как на орган местного самоуправления, на чьей территории находятся гидротехнические сооружения. Указанное заявление Прокурора Завьяловского района принято к производству Завьяловского районного суда. Кроме этого, в процессе рассмотрения вышеназванного спора, Прокурором Завьяловского района заявлено об уточнении срока исполнения обязанности по ремонту ГТС. Прокурор Завьяловского района просит обязать Администраицю МО «Завьяловский район» устранить недостатки ГТС в срок до -дата-. Данное заявление об уточнении требований также принято к производству суда. Помощник прокурора Завьяловского района Нуркаев З.М. поддержал заявленные требования, в своих объяснениях ссылался на доводы, изложенные в иске. В судебное заседание не явился представитель органа, бездействие которого обжалуется - Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики. О месте и времени судебного разбирательства Администрация МО «Завьяловский район» извещена надлежащим образом. В соответствии с частью 2 статьи 257 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело без участия Администрации МО «Завьяловский район». В судебных заседаниях -дата- и -дата- представитель Администрации МО «Завьяловский район» Сычугов А.А. пояснял, что полагает заявление Прокурора необоснованным. Поскольку ГТС не находятся в собственности администрации, поэтому выделение денежных средств на их ремонт невозможно. Будет нецелевое использование денежных средств. В силу того, что данный объект не числится на балансе, он должен быть признан бесхозяйным на основании решения суда. Срок производства ремонтных работ - -дата- не реальный, поскольку в сейчас зима, и до вскрытия прудов проводить какие-либо работы невозможно. К участию в деле, в качестве заинтересованных лиц, были привлечены Администрация МО «Завьяловское», Министерство имущественных отношений УР, Камское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов - отдел водных ресурсов по УР, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом - Территориальное управление Росимущества в УР, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по УР, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, Главное Управление МЧС России по УР. Заинтересованные лица: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по УР, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, Главное Управление МЧС России по УР - представили заявления, с просьбой рассмотреть дело без участия представителей данных заинтересованных лиц. Иные заинтересованные лица извещены о дате и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в суд не обеспечили. В соответствии со ст.257 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело без участия заинтересованных лиц. В письменных объяснениях Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР указывает, что в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, утвержденного Указом Президента УР от -дата- Минприроды УР обеспечивает осуществление функций балансодержателя гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Удмуртской Республики и закрепленных за Минприроды УР на праве оперативного управления. Гидротехнические сооружения у пруда -адрес- на балансе Минприроды не состоят, в оперативном управлении не находятся. Решение вопроса об обоснованности требований прокурора Завьяловского района УР зависит от факта установления собственника и балансодержателя ГТС или организации, эксплуатирующей данные ГТС либо факта постановки на учет объекта в качестве бесхозяйного на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В письменных пояснениях на заявление Прокурора Завьяловского района Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР указывает, что согласно Положению о Территориальном управлении, территориальное управление осуществляет полномочия собственника имущества федеральных государственных предприятий и учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории УР, и иного федерального имущества, расположенного на территории УР, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. В реестре федерального имущества ГТС, расположенные у пруда -адрес- не учитываются и к объектам федеральной собственности не относятся. Как указано в заявлении прокурора, данные ГТС находятся в собственности МО «Завьяловский район», поэтому на собственника возлагаются обязанности по обеспечению соблюдения норм и правил безопасности ГТС при их эксплуатации. Территориальное управление поддерживает заявленные требования. В судебном заседании -дата- представитель МО «Завьяловское» Медведев А.А. (доверенность от -дата-) указывал, что поддерживает позицию представителя Администрации МО «Завьяловский район». Не понятно, из каких средств администрация МО «Завьяловский район» будет проводить ремонт ГТС. ГТС не числится на балансе ни у МО «Завьяловское», ни у МО «Завьяловский район». В судебном заседании -дата- представитель Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - Измайлова А.Р. (доверенность от -дата-) суду поясняла, что заявление прокурора поддерживает, со сроком, указанным прокурором, согласна. Необходимо разработать документацию и подать заявку на получение федеральных средств для ремонта ГТС. Имеются судебные решения в -адрес- по ГТС. В настоящем случае имеются нарушения ст.42 Конституции РФ, которые носят социально-опасный характер. Человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Водная гладь, дно, берега - это федеральная собственность. Необходимо установить собственника ГТС. В судебном заседании -дата- в качестве свидетеля был допрошен Ф.В.Ф. - главный специалист отдела водных ресурсов Камского водного бассейна, который пояснял, что принимал участие в прокурорской проверке. ГТС у -адрес- имеют те нарушения, которые указаны в заявлении прокурора. В случае разрушения этого сооружения произойдет разрешение дорожного полотна, если в период паводка люди будут находится на пруду (в частности, рыбаки) их может утянуть ГТС. Разумный срок по ремонту ГТС - конец -дата- - -дата-. Министерство природных ресурсов производит инвентаризацию ГТС, делается учетная карточка об объекте. Допрошенный в судебном заседании -дата- в качестве свидетеля государственный инспектор Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому и технологическому надзору К.А.И., суду пояснил, что участвовал в прокурорской проверке. ГТС у -адрес- имеют те нарушения, которые указаны в заявлении прокурора. Пруд без ГТС эксплуатировать нельзя. ГТС находятся в перечне потенциально опасных объектов. Близлежащие от ГТС объекты находятся в потенциальной опасности: дорога, населенный пункт. На сегодняшний день это длящееся нарушение, разрушение ГТС происходит прямо «на глазах». До этого года объект был бесхозяйным, поступило письмо Главы района о том, что ГТС передан в казну района. После данного сообщения Ю.М.З. указанные ГТС удалены из списка бесхозяйных. Разумный срок для ремонта ГТС - -дата-. Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В суде было установлено, что в -адрес- имеется искусственный водоем - пруд. На данном пруду установлено гидротехническое сооружение грунтовая насыпная плотина с проезжей частью и водосбросом закрытого типа с шахтным оголовком из монолитного бетона. Данный объект является потенциально опасным для объектов экономики. В процессе рассмотрения настоящего дела были проведены мероприятия с целью установления собственника данного гидротехнического сооружения. При этом собственника гидротехнического сооружения так и не был установлен, т.к. ни в реестре объектов муниципальной собственности Завьяловского района, ни в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество с сделок с ним вышеназванное гидротехническое сооружение не числится. При этом было установлено, что данное ГТС находится в неудовлетворительном состоянии по уровню безопасности. По результатам проверки ГТС, проведенной -дата- специалистами Западно-Уральского Управления Ростехнадзора были выявлены следующие нарушения - на входном оголовке бетон разрушается; - по периметру ковша растет древесно-кустарниковая растительность; - выходной оголовок паводкового водосброса в аварийном состоянии (трубы оголены, подмыты, вода идет через стыки труб и вымывает грунт); - провалы грунта наблюдаются по трассе труб вверх по низовому откосу. ГТС находится в неисправном состоянии, с высоким уровнем опасности. Таким образом, гидротехническое сооружение пруда, находящееся у -адрес- является сооружением, создающим угрозу причинения ущерба окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц. В силу ст.ст. 254-255 ГПК РФ граждане, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы, созданы препятствия к осуществлению ими их прав и свобод, на них незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как разъяснил в своём постановлении от -дата- № Пленум Верховного суда РФ, к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления, его должностным лицом или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). В соответствии со ст. ст. 3 и 9 ФЗ от -дата- "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Указанные меры не могут быть реализованы по причине установленной судом неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Согласно п.7, 21, 24 ч. 1 ст. 15 ФЗ от -дата- "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: 7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; 21) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 24) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; Аналогичные положения закреплены в ст.7 ч.1 п.п.7, 21, 23 Устава МО «Завьяловский район». В соответствии с п.п.26 ст.32Устава МО «Завьяловский район» к компетенции администрации относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. В соответствии со ст.1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от -дата-, под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Из ч.2 ст.11 вышеназванного федерального закона усматривается, что органы местного самоуправления самостоятельно: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; (в ред. Федерального закона от -дата- N 206-ФЗ) г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и пр. Как указано выше, гидротехническое сооружение, представляющее определенную опасность для населения Завьяловского района, не имеет собственника и эксплуатирующей организации, которые бы несли надлежащую ответственность за техническое и безопасное состояние названного объекта. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления - Администрации МО «Завьяловский район» - по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования «Завьяловский район», а также с учетом приведенных выше положений закона, суд считает, что Прокурором Завьяловского района верно определено лицо, обязанное провести ремонтные работы гидротехнических сооружений у пруда -адрес-, а именно, Администрации МО «Завьяловский район» необходимо устранить: - разрушение и трещины на входном оголовке бетона; - наличие древесно-кустарниковой растительности по периметру ковша; - аварийное состояние выходного оголовка паводкового водосброса (трубы оголены, подмыты, вода идет через стыки труб и вымывает грунт); - провалы грунта на трассе труб вверх по низовому откосу. Непроведение администрацией МО «Завьяловский район» ремонта гидротехнического сооружения создает реальную угрозу неконтролируемого сброса воды из пруда и подтопления дороги и близлежащего населенного пункта, причинения ущерба окружающей природной среде и вреда жизни и здоровью людей и возникновению чрезвычайно ситуации. Определяя срок, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения закона, прав и законных интересов граждан, суд считает необходимым установить его до -дата-, находя этот срок разумным. При этом суд исходит из характера имеющихся разрушений гидротехнического сооружения, а также времени, необходимого для их устранения (в том числе судом учитываются погодные условия и объем проводимых работ). Доводы представителя администрации МО «Завьяловский район» о том, что расходы на ремонт гидротехнических сооружений не предусмотрены в бюджете МО «Завьяловский район», не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие денежных средств не может служить уважительной причиной нарушения прав и законных интересов граждан. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Заявление Прокурора Завьяловского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики, выразившегося в непроведении ремонтных работ гидротехнических сооружений у пруда -адрес-. Обязать Администрацию муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики в целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц в срок до -дата- устранить следующие недостатки гидротехнических сооружений у пруда -адрес-: - разрушение и трещины на входном оголовке бетона; - наличие древесно-кустарниковой растительности по периметру ковша; - аварийное состояние выходного оголовка паводкового водосброса (трубы оголены, подмыты, вода идет через стыки труб и вымывает грунт); - провалы грунта на трассе труб вверх по низовому откосу. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд вынесший решение. Мотивированное решение изготовлено 11 января 2011 года. Председательствующий судья Н.Н. Сентякова Копия верна: Судья