О признании бездействия незаконным и понуждении к ликвидации (в з/с не вступило)



Дело № 2-69/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2011 года                                                       село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Христолюбова Ю.Л.,

при секретаре Чернышевой Т.В.,

с участием прокурора О.А. Гулящих,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики к Администрации МО «Ягульское» - сельского образование о признании бездействия (незаконным) и понуждении к ликвидации несанкционированных свалок,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Завьяловского района Удмуртской Республики обратился в суд с заявлением, в котором просил:

- признать незаконным бездействие Администрации МО «Ягульское», выражающееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок около земельного участка, расположенного в северо - западной части кадастрового квартала, кадастровый номер , распложенной на территории МО «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики.

- обязать Администрацию МО «Ягульское» в месячный срок со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки на земельных участках, путем сбора и вывоза отходов производства и потребления с указанных территорий.

- обязать Администрацию МО «Завьяловский район» в месячный срок со дня вступления решения в законную силу организовать утилизацию и переработку отходов, вывезенных с территории несанкционированных свалок.

В обоснование иска прокурор ссылается на то, что муниципальное образование «Ягульское» не исполняет возложенные на нее федеральным законом обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с несанкционированных свалок, обнаруженных в ходе прокурорской проверки. Складирование бытовых отходов на территории муниципального образования «Ягульское» создает угрозу санитарно - эпидеомилогическому благополучию населения, представляет опасность возникновения и распространения заболеваний. Соответственно, бездействие органа местного самоуправления, выражающегося в неисполнении своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права неопределенного круга лиц.

В качестве правовых оснований иска прокурором в заявлении указаны:

- пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального Закона РФ от -дата- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- пункт 1 статьи 8 Федерального Закона от -дата- № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- 4.1, 3 Федерального Закона «О санитарно-эпидеомиологическом благополучии населения» от -дата-;

- пункт 18 статьи 7 Устава МО «Ягульское».

В ходе судебного рассмотрения настоящего гражданского дела прокурор Завьяловского района Удмуртской Республики отказался от иска в части требований к Администрации МО «Завьяловский район». Отказ от иска принят судом, производство по делу прекращено.

Также О.А. Гулящих уточнила требования прокурора в части сроков ликвидации несанкционированных свалок, МО «Ягульское» исполнить данную обязанность в срок до -дата-.

В судебном заседании прокурор О.А. Гулящих на удовлетворении заявления настаивала, в обоснование иска сослалась на доводы, изложенные в заявлении.

Заинтересованное лица К.О.Р. поддержала заявление прокурора и просила его удовлетворить, ссылаясь на то, что нахождение рядом с принадлежащим ей на праве собственности земельным участком свалки бытовых отходов и мусора нарушают ее права на благополучную санитарно - эпидемиологическую среду, препятствует ей в начале освоения принадлежащего ей земельного участка.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив другие доказательства настоящего гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

В судебном заседании достоверно установлены следующие фактические обстоятельства дела.

-дата- К.О.Р. купила земельный участок в -адрес- рядом с -адрес- для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1200 кв.м. Право собственности К.О.Р. зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем -дата- Управлением Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ей выдано свидетельство о государственной регистрации права.

В -дата-, приехав на указанный земельный участок, К.О.Р. обнаружила две несанкционированные свалки мусора, которые прилегают к территории ее земельного участка.

-дата- К.О.Р. обратилась с заявлением к прокурору Удмуртской Республики с просьбой принять меры прокурорского реагирования для устранения нарушений действующего законодательства и выдать предписание в адрес Администрации Завьяловского района Удмуртской Республики о приведении земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению с рекультивацией почвы.

-дата- по поручению прокуратуры Завьяловского района Удмуртской Республики государственным инспектором Удмуртской Республики по охране природы Ш.А.В. совместно со старшим помощником прокурора И.Э.И. с привлечением МУП «ЗГЦ» П.М.Л., проведено обследование территории муниципального образования Ягульское на предмет размещения несанкционированных свалок на вышеуказанной территории.

В ходе обследования выявлены следующие факты незаконного размещения отходов:

- на участке, расположенном в северо - западной части кадастрового квартала, кадастровый номер рядом с -адрес- П.М.Л.) на почве обнаружена несанкционированная свалка, общая площадь занимаемая свалкой составляет приблизительно 3 м2 состав отходов: остатки полиэтилена, пластиковая и стеклянная тара, отходы бумаги и картона;

- с северной стороны от земельного участка, расположенного в северо - западной части кадастрового квартала, кадастровый номер рядом с -адрес- П.М.Л.) на почве фрагментарно размещены отходы, общая площадь под отходами составляет приблизительно 40 м2, состав отходов: остатки полиэтилена, пластиковая и стеклянная тара, пищевые отходы, отработанные покрышки, отходы сучьев, ветвей, отходы бумаги и картон, отходы тканей.

Земельный участок, на котором обнаружены несанкционированные свалки, относится к землям населенных пунктов МО «Ягульское» - сельское поселение Завьяловского района Удмуртской Республики.

Администрация МО «Ягульское» длительное время бездействует в принятии мер в ликвидации вышеуказанных свалок.

Вышеуказанные обстоятельства следуют из материалов дела и лицами, участвующими в деле, по существу не оспариваются.

Проанализировав фактические обстоятельства дела, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального Закона от -дата- № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального Закона РФ от -дата- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В пункте 1 статьи 8 Федерального Закона от -дата- № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращений с отходами.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

Статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат использованию, сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения.

Статья 2 (Основные термины и понятия) ФЗ определяет, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

По смыслу ряда статей ФЗ (например, статьи 1, 2, 10, 14, 15, 34, 35, 36, 37 и другие) органы местного самоуправления муниципального образования полномочны и обязаны решать вопросы местного значения в пределах границ, т.е. на территории конкретного муниципального образования, органами местного самоуправления которого они являются.

Согласно Закону УР от 2005 года -РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделения соответствующим статусом муниципальных образований на территории Завьяловского района УР» МО «Ягульское» наделено статусом сельского поселения.

В п.1 ст.2 ФЗ раскрыто понятие «сельское поселение»: сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Статья 11 ФЗ говорит, что границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

- территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

- в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Таким образом, поскольку несанкционированная свалка находится на территории МО «Ягульское», то именно данное муниципальное образование должно заниматься организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, вне зависимости от того, находится свалка в черте населенных пунктов МО «Ягульское» или нет. Данное положение объясняется тем, что территория муниципального образования не делится только на территории населенных пунктов; существуют земли различных категорий (лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и т.п.), которые не входят в территорию населенных пунктов и не являются, таким образом, категорией земель населенных пунктов по земельному законодательству. Также по смыслу ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора должна осуществляться с территории МО вне зависимости от того, на земле какой формы собственности (будь то государственная или частная) находится мусор или бытовые отходы.

В соответствии с ФЗ Устав МО «Ягульское» закрепляет, что полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения данного МО и возложены на исполнительно-распорядительный орган - Администрацию МО «Ягульское».

Согласно ст. 15 Бюджетного Кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Отсутствие в бюджете денежных средств не освобождает их от решения вопросов местного значения». Бюджет муниципального образования является лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включён в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней».

Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов (дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки).

В этом отношении соответствует Бюджетному Кодексу и Закон УР «О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской Республике» от -дата- -РЗ.

Бездействие Администрации МО «Ягульское», выражающееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с вышеуказанных земельных участков нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба окружающей среде и может повлечь за собой причинение вреда здоровью человека и влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Согласно Обзору судебной практики Верховного суда РФ за 4 квартал -дата-, заявления прокурора, поданные в интересах государства, защиту прав неопределенного круга лиц, касающиеся деятельности юридических лиц, вытекающие из фактов совершения юридическими лицами экологических правонарушений, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции (Бюллетень Верховного суда РФ за -дата-.).

Согласно ч. 1 ст.254 ГПК РФ в случае нарушения прав и свобод граждан бездействием органа местного самоуправления, такое бездействие оспаривается в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. В таких делах приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе в случаях обеспечения права на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.

Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обратился в суд в порядке искового производства в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, заявление прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики подлежит безусловному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Заявление прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики удовлетворить.

- признать незаконным бездействие Администрации МО «Ягульское», выражающееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок около земельного участка, расположенного в -адрес-, кадастровый номер , распложенной на территории МО «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики.

- обязать Администрацию МО «Ягульское» в срок до -дата- ликвидировать несанкционированные свалки, находящиеся около земельного участка, расположенного в -адрес-, кадастровый номер , распложенной на территории МО «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики путем сбора и вывоза отходов производства и потребления с указанных территорий.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий:                             судья Ю.Л. Христолюбов