О признании действий Администрации МО ` Гольянское`, выразившихся в неорганизации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на ул.Прудовой д.Колюшево, возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора (в з/с не вступило)



дело № 2-390/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 февраля 2011 г.                                                                                     село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Гулящих А.В.,

при секретаре судебного заседания Тимофеевой Е.В.,

с участием:

- заявителя Кондакова А.С.,

- представителей заинтересованных лиц: Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Гурьевой К.Н. (доверенность от -дата- сроком по -дата-), Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Агеева Д.И. (доверенность от -дата- сроком до -дата-),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кондакова А.С. о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Гольянское» Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - Администрация МО «Гольянское»), выразившееся в неорганизации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на -адрес-; о возложении на неё обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на -адрес- в соответствии с действующими нормами и правилами в срок до -дата-,

у с т а н о в и л:

Кондаков А.С. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указывая на то, что с -дата- он является собственником земельного участка и жилого дома по адреса: -адрес-. -адрес- расположена в границах МО «Гольянское». Администрацией МО «Гольянское» в нарушение требований закона не организованы и не финансируются мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов от населения на территории данного населенного пункта. На -адрес- не производится сбор и вывоз бытового мусора и отходов, не определены места складирования и накопления твердых бытовых отходов. Жители вынуждены самостоятельно осуществлять утилизацию твердых бытовых отходов, вывозить отходы в другие населенные пункты для их утилизации или накапливать отходы на собственных участках. Данная ситуация создает угрозу его санитарно-эпидемиологическому благополучию и представляет потенциальную опасность для его здоровья, создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В судебном заседании заявитель Кондаков А.С. заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Администрация МО «Гольянское», чье бездействие обжалуется, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом. Глава МО «Гольянское» Сунцова Т.В. представила заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя Администрации МО «Гольянское». В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассмотрел дело без участия представителя Администрации МО «Гольянское».

Представители заинтересованных лиц Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Гурьева К.Н. и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Агеев Д.И. заявленные Кондаковым А.С. требования поддержали, подтвердили факт неорганизации Администрацией МО «Гольянское» сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов с -адрес-.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд находит заявление Кондакова А.С. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что -адрес- входит в состав муниципального образования «Гольянское» Завьяловского района Удмуртской Республики.

Кондаков А.С. является собственником земельного участка и расположенного на нём жилого дома по адресу: -адрес-.

На -адрес- не определены места для складирования и накопления твердых бытовых отходов, их сбор и вывоз не осуществляется.

Данные обстоятельства установлены судом на основании объяснений участвующих в деле лиц и представленных ими письменных доказательств (письма Заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Х.В.В. от -дата- , писем Главы МО «Гольянское» Сунцовой Т.В. от -дата- , от -дата- , протокола об административном правонарушении от -дата- в отношении МО «Гольянское», постановления Заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Х.В.В. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении МО «Гольянское» от -дата-; протокола об административном правонарушении от -дата- в отношении Главы МО «Гольянское» Сунцовой Т.В. по ст. 8.2 КоАП РФ).

Администрацией МО «Гольянское», несмотря на возложенную на неё судом обязанность представить доказательства отсутствия у неё обязанности, указанной заявителем, либо выполнение ею данной обязанности надлежащим образом или отсутствия оснований для признания её бездействия незаконным, каких-либо доказательств суду не представлено.

Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от -дата- -ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 7 Федерального закона от -дата- -ФЗ «Об охране окружающей среды», подп. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от -дата- -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 18 ч. 1 ст. 7, п. 18 ст. 34 Устава МО «Гольянское», утвержденного решением Совета депутатов МО «Гольянское» от -дата- , обязанность организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов с -адрес- возложена на Администрацию МО «Гольянское».

На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.

В силу ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от -дата- -ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, способы и условиях которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами.

Так, согласно пунктам 2.1.5, 3.1, 3.2 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных приказом Минздрава СССР от -дата- , твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

В соответствии со ст.ст. 15 и 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, являются расходным обязательством муниципальных образований и включаются в расходную часть местных бюджетов.

В силу абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности муниципального образования в работах и услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от -дата- -ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в порядке установленном названным Федеральным законом.

Исходя из вышеизложенного, Администрация МО «Гольянское» обязана организовать и финансировать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов от населения на территории сельского поселения, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Ситуация, при которой бытовые отходы не вывозятся, складируются на территории населенного пункта, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию заявителя и представляет потенциальную опасность для его здоровья.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3 и 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Указанные конституционные права заявителя должны обеспечиваться, в том числе, соблюдением Администрацией МО «Гольянское» установленных экологических и санитарно-гигиенических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.

При таких обстоятельствах суд находит требования Кондакова А.С. о признании указанного им бездействия Администрации МО «Гольянское» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Определяя срок, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения закона и прав и законных интересов заявителя, суд устанавливает его до -дата-, находя этот срок разумным. При этом суд исходит из характера и длительности установленного судом бездействия и нарушения прав и свобод заявителя, а также времени, необходимого для их устранения.

Как следует из вышеприведенных Санитарных правил и норм , твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Определение организации, которая бы осуществляла сбор и вывоз отходов и заключение с ней соответствующего договора, а также определение места, куда отходы должны вывозиться требует временных затрат и может быть выполнено в срок до -дата-. Предлагаемый заявителем Кондаковым А.С. срок устранения нарушений закона, его прав и законных интересов (-дата-) суд находит недостаточным для исполнения надлежащим образом установленной обязанности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Кондакова А.С. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации МО «Гольянское», выразившегося в неорганизации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на -адрес-.

Обязать Администрацию МО «Гольянское» в срок до -дата- организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на -адрес-.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Завьяловский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено судьей 28 февраля 2011 г..

Председательствующий судья                                          А.В. Гулящих