О признании незаконным бездействия, выразившегося в неорганизации водоснабжения домовладения (в з/с не вступило)



дело № 2-267/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2011 г.                                                                                село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Гулящих А.В.,

при секретаре судебного заседания Тимофеевой Е.В.,

- заявителя Кондакова А.С.,

- представителей заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Лихачевой А.В. (доверенность от -дата- сроком по -дата-) и Суслопаровой Т.А. (доверенность от -дата- сроком по -дата-)

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кондакова А.С. о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Гольянское» Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - Администрация МО «Гольянское»), выразившегося в неорганизации водоснабжения домовладения по адресу: -адрес-; о возложении на неё обязанности организовать в срок до -дата- водоснабжение данного домовладения круглосуточно и бесперебойно холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах в помещение по присоединенной сети,

у с т а н о в и л:

Кондаков А.С. обратился в суд с заявлением незаконным бездействия Администрации МО «Гольянское», выразившегося в неорганизации водоснабжения домовладения по адресу: -адрес-; о возложении на неё обязанности в срок до -дата- организовать водоснабжение данного домовладения круглосуточно и бесперебойно холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах в помещение по присоединенной сети либо до водоразборной колонки.

Свои требования Кондаков А.С. мотивирует тем, что с -дата- он является собственником земельного участка и жилого дома по адреса: -адрес-. -адрес- расположена в границах МО «Гольянское». На -адрес- нет никаких источников качественной питьевой воды. Все население использует для питья и хозяйственных целей непроверенную воду. Такая вода берется из наземного ручья, протекающей по деревне речки, вода из которых непригодна для питья и иных хозяйственных целей. Колодец, находящийся на -адрес- никем не обслуживается и является бесхозяйным. Вода для питья в нем непригодна. Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на его пригодность к использованию. Он не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Данный колодец подлежит ликвидации в соответствии с п. 5.8 указанного СанПиН, поскольку он построен с неисправимыми нарушениями, вода не отвечает санитарным нормам, его конструкция также представляет опасность. Иные источники водоснабжения, доступные для общего пользования, на -адрес- отсутствуют. Отсутствие водоснабжения в его домовладении существенно затрудняет условия проживания в нем. Администрацией МО «Гольянское» мер по организации водоснабжения населения на -адрес- не принимается. Сложившаяся ситуация создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию и представляет потенциальную опасность для его здоровья, создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них необходимых ресурсов. Отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на организацию водоснабжения населения не освобождает это муниципальное образование от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.

В судебном заседании заявитель Кондаков А.С. отказался от требования о возложении на Администрацию МО «Гольянское» обязанности организовать водоснабжение его домовладения путем подачи воды до водоразборной колонки. Судом заявителю разъяснены последствия отказа от иска и принятия его судом, предусмотренные ст.ст. 173, 220-221 ГПК РФ. В связи с отказом заявителя Кондакова А.С. от указанной части требований, производство по делу в части этих требований прекращено.

В остальной части Кондаков А.С. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

Представители заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Лихачева А.В. и Суслопарова Т.А. заявленные требования поддержали, подтвердили факт отсутствия на -адрес- источников питьевого водоснабжения. В то же время Суслопарова Т.А. пояснила, что с учетом количества жителей в соответствии с санитарными правилами население данной улицы должно снабжаться водой через водоразборные колонки, которые должны быть установлены на расстоянии не менее 100 м. Уровень благоустройства не предусматривает проведение водоснабжения в дома.

Администрация МО «Гольянское», извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации МО «Гольянское».

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд находит заявление Кондакова А.С. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Кондаков А.С. является собственником земельного участка и расположенного на нём жилого дома по адресу: -адрес-.

Согласно п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от -дата- -РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории -адрес- Удмуртской Республики», ч. 2 ст.1 Устава муниципального образования «Гольянское», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Гольянское» -адрес- от -дата- , муниципальное образование «Гольянское» наделено статусом сельского поселения.

Указанный населенный пункт (-адрес-) расположен в границах МО «Гольянское» (Закон Удмуртской Республики «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории -адрес- УР», а также Приложение к названному закону).

На -адрес- отсутствуют источники холодного водоснабжения, позволяющие круглосуточно обеспечить жителей данной улицы холодной питьевой водой надлежащего качества, которая бы подавалась в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.

Имеющийся на данной улице колодец и вода в нем не отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям. Протекающая по деревне речка не может быть использована для этих целей.

Данные обстоятельства установлены судом на основании объяснений участвующих в деле лиц и представленных ими письменных доказательств (свидетельств о государственной регистрации права и от -дата-, письма Главы Администрации МО «Завьяловский район» от -дата- ; писем прокурора -адрес- от -дата- , от -дата- , от -дата- , письма руководителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от -дата- , коллективной жалобы жителей -адрес- в Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике и Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от -дата-, протоколов лабораторных исследований воды из колодцев на -адрес- от -дата- и от -дата-

Администрацией МО «Гольянское», несмотря на возложенную на неё судом обязанность представить доказательства отсутствия у неё обязанности, указанной заявителем, либо выполнение ею данной обязанности надлежащим образом или отсутствия оснований для признания её бездействия незаконным, каких-либо доказательств суду не представлено.

Вместе с тем, в силу подп. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от -дата- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ч. 1 ст. 7, п. 4 ст. 34 Устава МО «Гольянское», утвержденного решением Совета депутатов МО «Гольянское» от -дата- , обязанность по организации в границах муниципального образования водоснабжения населения возложена на Администрацию МО «Гольянское».

Организация водоснабжения населения в силу указанных положений закона и Устава МО «Гольянское» относится к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу ст. 18 и 19 Федерального закона от -дата- № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от -дата- , определено, что под холодным водоснабжением понимается круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.

Бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, в силу п. 9 указанных Правил является одним из основных требований, предъявляемых к качеству коммунальных услуг.

В соответствии со ст.ст. 15 и 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, являются расходным обязательством муниципальных образований и включаются в расходную часть местных бюджетов.

В силу абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности муниципального образования в работах и услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от -дата- -ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в порядке установленном названным Федеральным законом.

Исходя из вышеизложенного, Администрация МО «Гольянское» обязана организовать и финансировать мероприятия по водоснабжению населения на территории сельского поселения, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями законодательства.

Ситуация, при которой население не обеспечивается водой надлежащего качества и в необходимом для обеспечения физиологических и бытовых потребностей количестве создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию заявителя, поскольку может повлечь возникновение неблагоприятной эпидемиологической обстановки, и представляет потенциальную опасность для его жизни и здоровья.

При таких обстоятельствах суд находит требования Кондакова А.С. о признании указанного им бездействия Администрации МО «Гольянское» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании ст. 258 ГПК РФ в связи с признание заявления Кондакова А.С. обоснованным, Администрация МО «Гольянское» обязана устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и законных интересов и препятствия к осуществлению им его прав.

В то же время суд находит требование Кондакова А.С. об обеспечении водоснабжения его домовладения по присоединенной сети не основанным на нормах действующего законодательства. Администрация МО «Гольянское» в соответствии с Федеральным законом от -дата- -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельна в решении вопросов местного значения, в том числе вправе самостоятельно определить способ организации водоснабжения населенных пунктов.

В связи с этим данное требование Кондакова А.С. удовлетворению не подлежит.

Определяя срок, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения закона и прав и законных интересов заявителя, суд соглашается со сроком предложенным заявителем (-дата-), находя этот срок разумным и достаточным для исполнения надлежащим образом установленной обязанности. При этом суд исходит из характера и длительности установленного судом бездействия и нарушения прав и свобод заявителя, а также времени, необходимого для их устранения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Кондакова А.С. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации МО «Гольянское», выразившееся в неорганизации водоснабжения домовладения по адресу: -адрес-.

Обязать Администрацию МО «Гольянское» организовать в срок до -дата- водоснабжение домовладения по адресу: -адрес-, круглосуточно и бесперебойно холодной питьевой водой надлежащего качества в необходимых объемах.

В остальной части требований Кондакову А.С. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Завьяловский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 9 марта 2011 г.

Председательствующий судья                                          А.В. Гулящих