решение о возложении обязанности по организации сбора и вывоза мусора в населённых пунктах (на момент публикации решение вступило в законную силу)



                                                          Р Е Ш Е Н И Е                         дело № 2-511/11

Именем Российской Федерации

15 апреля 2011 года                                                                                   село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.., при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А.., с участием:

- помощника Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Пановой Ю.С.,

- представителей органа, бездействие которого обжалуется, Администрации муниципального образования «Казмасское» Завьяловского района Удмуртской Республики - Главы муниципального образования «Казмасское» Мусифуллина Р.Ф.,

- представителей заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР Яхтной Э.В. (доверенность № 510 от 04 февраля 2011 года), Гурьевой К.Н. (доверенность № 6396 от 27 декабря 2010 года), Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Агеева Д.И. (доверенность от 22 июня 2010 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов и мусора в населенных пунктах, расположенных на территории МО «Казмасское», в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями,

У С Т А Н О В И Л:

Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным заявлением. Требования мотивирует тем, что Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой установлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Администрации муниципального образования «Казмасское» Завьяловского района Удмуртской Республики. Администрация муниципального образования «Казмасское» обязана организовать и финансировать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов от населения на территории сельского поселения, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест, содержатся в Санитарных правилах содержания территорий населенных мест (СанПин 42-128-4690-88), утвержденных Министерством здравоохранения СССР 05.08.1988. Для обеспечения должного санитарного уровня сельских населенных мест, где применяется в основном малоэтажная (одно-двухэтажная) застройка, в том числе в д. Новая Казмаска, можно применять «Поквартирную» систему удаления ТБО (п.2.2.11) с использованием «сигнальных» спецмашин, либо плановую регулярную очистку по системе несменяемых (сменяемых) контейнеров, установленных на контейнерных площадках в специально отведенных местах. В нарушение вышеназванных требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Администрацией муниципального образования «Казмасское» не организован сбор и вывоз отходов производства и потребления на территории поселения, а именно не определен порядок сортировки отходов на их виды, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, отсутствуют места сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе, спецтранспорт, сигнальная система. Результатом невыполнения Администрацией МО «Казмасское» возложенных законом обязанностей по организации сбора и вывоза отходов является несанкционированное складирование отходов в неустановленных местах. 24 декабря 2010 года Завьяловский районный суд Удмуртской Республики вынес решение по заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, в соответствии с которым признано незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Казмасское» Завьяловского района Удмуртской Республики, выразившееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного севернее дер. Новая Казмаска, общей площадью 30109 кв.м. в границах двух земельных участков с кадастровыми номерами 18:08:030002:29 и 18:08:030002:6. вышеуказанным решением Завьяловский районный суд Удмуртской Республики обязал Администрацию муниципального образования «Казмасское» Завьяловского района Удмуртской Республики в срок до 01 июня 2011 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории населенных пунктов МО «Казмасское». Ситуация, при которой бытовые отходы не вывозятся, складируются на территории муниципального поселения, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний. Указанная ситуация является результатом невыполнения Администрацией муниципального образования «Казмасское» возложенных на нее законом полномочий в области обращения с отходами.

Природоохранный межрайонный прокурор просит: Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Казмасское» Завьяловского района Удмуртской Республики, выразившегося в неорганизации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения МО «Казмасское». Обязать Администрацию муниципального образования «Казмасское» Завьяловского района Удмуртской Республики в целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в срок до 01 июля 2011 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в населенных пунктах, расположенных на территории муниципального образования «Казмасское» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В судебном заседании помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Панова Ю.С. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, в их обоснование сослалась на доводы, изложенные в заявлении.

Глава Администрации муниципального образования «Казмасское» Мусифуллин Р.Ф. суду пояснил, что с требования прокурора согласен, не отрицает, что имеются нарушения. Вместе с тем, Мусифуллин Р.Ф. указывает, что нет денежных средств для организации и выводы отходов из всех населенных пунктов МО «Казмасское». Из-за погодных условий в настоящее время не может установить мульды для мусора. На территории МО «Казмасское» 6 населенных пунктов. Населенный пункт «Лесная сказка» - это собственность механического завода - мусор утилизируется. В д.Старые Тукмачи в зимнее время вывоз мусора не требуется, поскольку там живут дачники только в летнее время. В других населенных пунктах действительно вывоз мусора не организован. Полагает, что до 01 июля 2011 года сбор и вывоз мусора будет организован только в д.Новая Казмаска, т.к. очень дорогие мульды, денег у МО в бюджете на это нет.

Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР Яхтина Э.В., Гурьева К.Н., представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Агеев Д.И. поддержали требования и доводы заявления прокурора.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Муниципальное образование «Казмасское» расположено в Завьяловском районе Удмуртской Республики, действует на основании Устава, принятого Решением Совета депутатов МО 06 декабря 2005 года №5. Решением Совета депутатов МО от 09 января 2010 года №75 Главой муниципального образование «Казмасское» избран Мусифуллин Р.Ф..

Данные обстоятельства следуют из материалов дела и лицами, участвующими в деле по существу не оспариваются.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 56 Водного Кодекса РФ отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные водные объекты, на водосборные площади и на почву запрещен.

В силу ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, способы и условиях которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами.

Из пункта 3.2 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных приказом Минздрава СССР от 05.08.1988 №4690-88, усматривается, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального Закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В пункте 1 статьи 8 Федерального Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращений с отходами.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

Статья 2 (Основные термины и понятия) ФЗ №131 определяет, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

По смыслу ряда статей ФЗ №131 (например, статьи 1, 2, 10, 14, 15, 34, 35, 36, 37 и другие) органы местного самоуправления муниципального образования полномочны и обязаны решать вопросы местного значения в пределах границ, т.е. на территории конкретного муниципального образования, органами местного самоуправления которого они являются.

Согласно Закону УР от 13 мая 2005 года №18-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделения соответствующим статусом муниципальных образований на территории Завьяловского района УР» МО «Казмасское» наделено статусом сельского поселения.

В п.1 ст.2 ФЗ №131 раскрыто понятие «сельское поселение»: сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Согласно приложению №6 Закона УР от 13 мая 2005 года №18-РЗ в состав МО «Казмасское» входят шесть населенных пунктов (деревня Новая Казмаска (административный центр муниципального образования), деревня Тихий Ключ, деревня Петухи, деревня Старая Казмаска, деревня Старые Тукмачи, починок Орешники).

      Статья 11 ФЗ №131 говорит, что границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

- территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

- в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

В соответствии с ФЗ №131 Устав МО «Казмасское» закрепляет, что полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения данного МО и возложены на исполнительно-распорядительный орган - Администрацию МО «Казмасское».

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что Администрация муниципального образования «Казмасское» обязана организовать и финансировать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов от населения на территории сельского поселения, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно п.1 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Министерством здравоохранения СССР 05 августа 1988 года, - организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям «Санитарных правил содержания территорий населенных мест». Согласно положений вышеуказанных Правил, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) (п. 1.2).

Для обеспечения должного санитарного уровня сельских населенных мест, где применяется в основном малоэтажная (одно-двухэтажная) застройка, в том числе в д. Новая Казмаска, можно применять «Поквартирную» систему удаления ТБО (п.2.2.11) с использованием «сигнальных» спецмашин, либо плановую регулярную очистку по системе несменяемых (сменяемых) контейнеров, установленных на контейнерных площадках в специально отведенных местах.

В соответствии с п. 2.1.3, 2.1.4 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Министерством здравоохранения СССР 05.08.1988, для определения числа устанавливаемых контейнеров, следует исходить из численности населения, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период наибольшего их образования.

В соответствии с п. 2.2.3 указанных Правил, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 метров, но не более 100 метров. Размер площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.

В соответствии с п. 2.1.5 Правил твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом.

     Планово-регулярная очистка проводится по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и управляющей компанией (п.1.8).

    В судебном заседании достоверно установлено, что Администрацией муниципального образования «Казмасское» возложенные на неё законодательством об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обязанности по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления на территории поселения не исполняются, а именно: не определен порядок сортировки отходов на их виды, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, отсутствуют места сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе, спецтранспорт, сигнальная система. Результатом невыполнения       Администрацией МО «Казмасское» возложенных законом обязанностей по организации сбора и вывоза отходов является несанкционированное складирование отходов в неустановленных местах. Указанное обстоятельство подтверждается наличием на территории МО «Казмасское» несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора. Указанная свалка расположена на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенного севернее дер. Новая Казмаска, общей площадью 30109 кв.м. в границах двух земельных участков с кадастровыми номерами 18:08:030002:29 и 18:08:030002:6. В отношении данной свалки 24 декабря 2010 года Завьяловским районным судом принято решение о возложении на Администрацию МО «Казмасское» в срок до 01 июня 2011 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с вышеуказанного земельного участка.

    Ссылки Главы Администрации МО «Казмасское» на то, что в настоящее время заключаются договора с организациями по вывозу мусора, закуплены мульды для мусора, не подтверждены в настоящем судебном заседании достоверными доказательствами. В суде установлено и не оспаривается Главой МО «Казмасское», что на момент рассмотрения настоящего дела сбор и вывоз бытовых отходов с территорий населенных пунктов МО «Казмасское» не организован.

    Бездействие Администрации муниципального образования «Казмасское», выражающееся в неорганизации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора территории населенных пунктов МО «Казмасское» нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11), Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8) права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия, на благоприятные условия жизнедеятельности и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

    В соответствии со статьями 14, 72 Бюджетного кодекса РФ, ст. 12 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, являются расходным обязательством муниципальных образований и включаются в расходную часть местных бюджетов.

    В силу абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

     Согласно ст. 15 Бюджетного Кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

    В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

    Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Отсутствие в бюджете денежных средств не освобождает их от решения вопросов местного значения. Бюджет муниципального образования является лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включён в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней.

    Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов (дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки).

    В этом отношении соответствует Бюджетному Кодексу и Закон УР «О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской Республике» от 21 ноября 2006 года №52-РЗ.

    При таких обстоятельствах суд находит требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора о признании указанного бездействия Администрации муниципального образования «Казмасское» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Определяя срок, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения закона и прав и законных интересов граждан, суд соглашается со с тем сроком, который указан Прокурором в заявлении до 01 июля 2011 года, находя этот срок разумным. При этом суд исходит из характера установленного судом бездействия, нарушения прав и свобод граждан, а также времени, необходимого для их устранения.

Доводы Главы администрации МО «Казмасское» о том, что расходы на проведение мероприятий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не предусмотрены в бюджете МО «Казмасское», не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие денежных средств не может служить уважительной причиной нарушения прав и законных интересов граждан.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Казмасское» Завьяловского района Удмуртской Республики, выразившегося в неорганизации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения МО «Казмасское».

Обязать Администрацию муниципального образования «Казмасское» Завьяловского района Удмуртской Республики в целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в срок до 01 июля 2011 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в населенных пунктах, расположенных на территории муниципального образования «Казмасское» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2011 года.

Председательствующий судья                                          Н.Н. Сентякова

---я