О признании незаконным бездействия Администрации МО `Завьяловский район` (в з/с не вступило)



дело № 2-206/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 февраля 2011 г.                                                                                   село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Гулящих А.В.,

при секретаре судебного заседания Тимофеевой Е.В.,

с участием:

- помощника старшего прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики Нуркаева З.М.,

- представителя ответчика Сычугова А.А. (доверенность от -дата- сроком на 1 год),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики (далее - Администрация МО «Завьяловский район») о возложении на неё обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по приведению автомобильной дороги, расположенной в границах муниципального образования «Завьяловский район» и соединяющей между собой -адрес- и -адрес-, в соответствие с ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»,

у с т а н о в и л:

Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Завьяловский район» с иском о признании незаконным её бездействия, выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги, расположенной в границах муниципального образования «Завьяловский район» и соединяющей между собой -адрес- и -адрес-; о возложении на неё обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по приведению данной дороги в соответствие с ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что данная автомобильная дорога не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, недостатки дороги имеют параметры, превышающие предельно допустимые значения ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Согласно акту проверки вышеуказанной автомобильной дороги, проведенной -дата- сотрудниками ОГИБДД ОВД по -адрес-, установлены следующие недостатки (отчет километража от населенного пункта -адрес-): протяженность автодороги -адрес- - -адрес- 6 километров. На всем протяжении дороги имеются колеи глубиной до 30 см и отсутствуют какие-либо технические средства организации дорожного движения (в том числе, предупреждающие о наличии опасных условий движения); на 0,9 км и 1,7 км - над водопропускными трубами наличие насыпи высотой более 3 м, необходима установка барьерного ограждения; на 3,2 км - наличие водопропускной трубы, где ширина проезжей части заужена до 4 м. Данные недостатки дороги в целях обеспечения безопасности движения подлежат устранению. Дорога расположена в границах муниципального образования «Завьяловский район», вне границ населенных пунктов, не является дорогой федерального, регионального или межмуниципального значения либо частной автомобильной дорогой, относится к категории автомобильных дорог местного значения. Выявленные нарушения при содержании автомобильной дороги и несоответствие ее состояние требованиям ГОСТ Р 50597-93 затрудняют движение транспорта, способствует созданию аварийных ситуаций на данной дороге. В -дата- на имя Главы Администрации МО «Завьяловский район» направлены обращения по вопросу ненадлежащего состояния вышеуказанной автомобильной дороги. Недостатки, выявленные на данной автомобильной дороге, до настоящего времени не устранены, дорога не приведена в состояние, отвечающее требованиям безопасности дорожного движения. По данной дороге проходит школьный маршрут, но движение школьных автобусов разрешено только в сухую погоду. В соответствии с Постановлением Главы Администрации МО «Завьяловский район» от -дата- автомобильная дорога -адрес- - -адрес- подлежит постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта. В результате бездействия Администрации МО «Завьяловский район» нарушаются гарантированные государством права и законные интересы граждан на безопасные условия движения по дорогам.

В судебном заседании старший помощник прокурора Нуркаев З.М. отказался от исковых требований прокурора к Администрации МО «Завьяловский район» о признании незаконным её бездействия, выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги, расположенной в границах муниципального образования «Завьяловский район» и соединяющей между собой -адрес- и -адрес-, и просил в связи с этим производство по делу в части этого требования прекратить. Данный отказ в соответствии со ст. 173 ГПК РФ занесен в протокол судебного заседания и подписан старшим помощником прокурора Нуркаевым З.М.. Судом ему разъяснены последствия отказа от иска, предусмотренные ст.ст. 173, 220-221 ГПК РФ. Определением суда производство по делу в части указанных требований прекращено.

В остальной части требования прокурора Нуркаев З.М. поддержал, сославшись на доводы, изложенные в заявлении прокурора.

Представитель Администрации МО «Завьяловский район» Сычугов А.А. возражал против удовлетворения заявления прокурора, суду пояснил, что прокурор не подтвердил, что спорная дорога находится вне границ населенного пункта, и в границах МО «Завьяловский район». Исполнение исковых требований невозможно в такой короткий срок.

Третье лицо Отделение ГИБДД ОВД по -адрес- явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что автомобильная дорога, соединяющая между собой -адрес- и -адрес-, не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, недостатки дороги имеют параметры, превышающие предельно допустимые значения ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно:

- на всем протяжении дороги имеются колеи глубиной до 30 см и отсутствуют какие-либо технические средства организации дорожного движения;

- на 0,9 км и 1,7 км над водопропускными трубами имеются насыпи высотой более 3 м, барьерное ограждение отсутствует;

- на 3,2 км имеется водопропускная труба, ширина проезжей части заужена до 4 м.

Данные обстоятельства подтверждаются письмом начальника Отделения ГИБДД ОВД по -адрес- З.А.З. прокурору от -дата- . О ненадлежащем состоянии дороги также свидетельствуют заявление Х.Д.М. прокурору от -дата-, фотографии дороги, письмо начальника Отделения ГИБДД ОВД по -адрес- З.А.З. Главе Администрации МО «Завьяловский район» Ю.М.З. от -дата- .

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от -дата- № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от -дата- № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от -дата- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Согласно ст. 13 Федерального закона «от -дата- № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (п. 1); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 6); ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения (п.11).

В соответствии со ст. 7 Устава МО «Завьяловский район», принятого Решением Завьяловской районной Думы от -дата- , к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 10 ст. 5 Федерального закона от -дата- № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

В судебном заседании установлено, что спорная дорога является дорогой общего пользования местного значения, находится в границах -адрес- Удмуртской Республики и вне границ населенных пунктов, соединяет -адрес- и -адрес-, является бесхозяйной.

Данные обстоятельства подтверждаются письмом Главы МО «Завьяловский район» П.А.И. от -дата- , постановлениями Администрации МО «Завьяловский район» от -дата- «О постановке на учет бесхозяйный автомобильных дорог» и от -дата- «О постановке на учет бесхозяйных автомобильных дорог», фотографиями дороги.

В связи с этим суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что прокурором не представлены доказательства того, спорная дорога находится вне населенных пунктов и в границах -адрес- Удмуртской Республики. Это обстоятельство признается руководителем ответчика в своих постановлениях.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от -дата- № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 7 ст. 33 Устава МО «Завьяловский район» осуществление дорожной деятельности относится к полномочиям Администрации МО «Завьяловский район».

С учетом приведенных положений законодательства прокурором лицо, ответственное за содержание дороги, определено верно.

В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Согласно п. 3.1.2 указанного ГОСТ предельные нормы отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. В соответствии с п. 4.1.1. автомобильные дороги должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией; опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03. (п. 4.4.1).

Согласно п. 1 ГОСТ Р 50597-93 настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с «Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» при выполнении работ по содержанию работ должны осуществляться: поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов); противопаводковые мероприятия; восстановление земляного полотна и дорожной одежды на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 50 м^2; ликвидация колей глубиной до 30 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия. При выполнении работ по ремонту автомобильных дорог должны осуществляться: ремонт размытых и разрушенных участков автомобильных дорог; восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, отдельных звеньев прикромочных и телескопических лотков, быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, ливневой канализации; ликвидация колей глубиной до 45 мм и других неровностей методами поверхностного фрезерования, укладки нового слоя покрытия или поверхностной обработки; восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 500 м^3 на один километр дороги.

Как установлено ч. 4 ст. 6 Федерального закона от -дата- № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 указанного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

При таких обстоятельствах суд признает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Срок для устранения недостатков дороги, указанный прокурором, суд находит разумным и достаточным для устранения установленных нарушений закона.

Не может служить оправданием ненадлежащему состоянию дороги отсутствие в бюджете МО «Завьяловский район» необходимых денежных средств. Денежные средства могут быть привлечены за счет внебюджетных источников.

В результате ненадлежащего содержания дороги нарушаются права и законные интересы граждан на безопасные условия движения по дорогам, гарантированные государством.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление прокурора удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию МО «Завьяловский район» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия по приведению автомобильной дороги, расположенной в границах муниципального образования «Завьяловский район» и соединяющей между собой -адрес- и -адрес-, в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»:

- на всём протяжении дороги устранить колеи и установить технические средства организации дорожного движения;

- на 0,9 км и 1,7 км над водопроводными трубами установить барьерные ограждения;

- на 3,2 км расширить ширину проезжей части дороги до размеров, установленных ГОСТ Р 50597-93.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Завьяловский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2011 г.

Председательствующий судья                                          А.В. Гулящих