дело № 2-266/2011 Именем Российской Федерации 17 марта 2011 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи - Гулящих А.В., при секретаре судебного заседания Тимофеевой Е.В., с участием: - представителя истицы Камаловой Л.А. (доверенность -дата- сроком на 3 года), - представителя ответчика - Дмитриевой М.А. (доверенность № от -дата- сроком на 1 год), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тухватуллиной В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (далее - УПФР в Завьяловском районе) о признании незаконными решения УПФР в Завьяловском районе № от -дата- и протокола заседания комиссии по рассмотрению реализации пенсионных прав граждан УПФР в Завьяловском районе № от -дата-, о возложении на УПФР в Завьяловском районе обязанности досрочно назначить ей трудовую пенсию с момента возникновения права на неё, у с т а н о в и л: Тухватуллина В.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что -дата- она обратилась в УПФР в Завьяловском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением УПФР в Завьяловском районе № от -дата- (отраженно также в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан № от -дата-) ей отказано в установлении такой пенсии со ссылкой на то, что её педагогический стаж работы на дату подачи заявления составляет менее 25 лет (22 года 10 месяцев 8 дней), в связи с исключением из её специального педагогического стажа периодов: работы в должности -данные изъяты- с -дата- по -дата- (09 месяцев 25 дней), обучения в -данные изъяты- с -дата- по -дата- (4 года 9 месяцев 20 дней), работы в должности -данные изъяты- с -дата- по -дата- (5 лет 6 дней), а также по причине отсутствия документов в подтверждение факта уплаты страховых взносов работы в должности -данные изъяты- с -дата- по -дата- (3 месяца 11 дней). Истица вынесенное решение считает незаконным по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работниками просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, Инструктивным письмом Министерства культуры СССР от 3 мая 1982 года № 29-62, подп. «ж» п.5 Приложения № 6 «Порядок зачёта в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооружённых силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях» к Инструкции, утверждённой Приказом Минпросвещения СССР от 5 января 1977 года № 2, Приложением № 2 к Постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 года № 620, Приложением № 1 к Постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 года № 1057 «О повышении минимально заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в непроизводственных отраслях народного хозяйства», Приложением № 1 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения в новой редакции и перечня работников, которым устанавливаются доплаты за совмещение профессий», утверждённой Приказом Министерства Просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94, Приложением № 5 к указанной Инструкции должность концертмейстера относится к категории педагогических работников. Кроме того, в период её работы -данные изъяты- с -дата- по -дата- в соответствии с действовавшим пенсионным законодательством выработка педагогической нагрузки не требовалась. Ею отработано в учреждениях и должностях время, необходимое для назначения соответствующей пенсии согласно п. 4 Положения, утверждённого Постановлением от 17 декабря 1959 года № 1397, в соотношении 2/3 от 25-летнего стажа педагогической деятельности, что составляет требуемые 16 лет 8 месяцев. Период обучения -данные изъяты- с -дата- по -дата- также подлежит зачислению в специальный стаж на основании абз. 4 п. 2 Положения, утверждённого Постановлением от 17 декабря 1959 года № 1397, поскольку ему непосредственно предшествовала и следовала педагогическая деятельность - работа в должности -данные изъяты- периоды которых включены ответчиком в специальный педагогический стаж. Период работы -данные изъяты- с -дата- по -дата-, по мнению истицы, подлежит включению в специальный стаж, так как в указанный период ею осуществлялась педагогическая деятельность, при этом выработка нормы рабочего времени (педагогической нагрузки) на ставку заработной платы не требовалась. Истица Тухватуллина В.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. На основании ст.ст. 48 и 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело судом рассмотрено в её отсутствие с участием её представителя. Представитель истицы Камалова Л.А. в судебном заседании исковые требования Тухватуллиной В.А. поддержала в полном объеме, в их обоснование сослалась на доводы, приведенные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что ответчиком необоснованно период работы истицы в должности -данные изъяты- определен с -дата-. Согласно записи в трудовой книжке истицы она в указанной должности работала с -дата-. Представитель ответчика Дмитриева М.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что спорные периоды работы истицы не подлежат учету при определении её права на досрочное назначение пенсии по старости. Период с -дата- по -дата- - поскольку работы в должности -данные изъяты- не подтвержден документально. Период учебы в -данные изъяты- - в связи с отменой Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 и в связи с тем, что на момент его отмены истицей не выработан стаж в размере 2/3 от предусмотренного законом; период работы с -дата- по -дата- - в связи с тем, что наименование должности не предусмотрено Списками должностей и учреждений от 6 сентября 1991 года № 463, от 22 сентября 1999 года № 1067 и от 29 октября 2002 года № 781. Имеющаяся в период с -дата- по -дата- педагогическая нагрузка не может быть принята во внимание, так как нет документов, подтверждающих работу в должности преподавателя на условиях трудового договора. Период работы с -дата- по -дата- не может быть зачтен, поскольку не выполнена норма педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы. Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, пенсионное дело Тухватуллиной В.А., суд приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что Тухватуллина В.А. -дата- обратилась в УПФР в Завьяловском районе с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ), предоставив необходимые для этого документы. Решением УПФР в Завьяловском районе от -дата- № Тухватуллиной В.А. в назначении трудовой пенсии по старости было отказано, поскольку, по мнению УПФР в Завьяловском районе, на момент её обращения стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, составлял -данные изъяты-, то есть менее требуемых 25 лет. В стаж работы истицы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, были включены следующие периоды работы Тухватуллина В.А. : с -дата- по -дата- - в должности -данные изъяты-; с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата-, -дата- по -дата-, с -дата- по -дата- - в должности преподавателя -данные изъяты-; с -дата- по -дата- - в должности -данные изъяты- -данные изъяты-; с -дата- по -дата- - в должности -данные изъяты-; с -дата- по -дата- - в должности преподавателя -данные изъяты-; с -дата- по -дата- - в должности -данные изъяты-. В стаж работы истицы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не были включены периоды: с -дата- по -дата- - работы в должности -данные изъяты-; с -дата- по -дата- - обучения -данные изъяты-; с -дата- по -дата- - работы в должности -данные изъяты- -данные изъяты-; с -дата- по -дата- - в должности -данные изъяты-. Данные обстоятельства установлены в судебном заседании объяснениями представителей сторон, представленными в материалы дела доказательствами, и сторонами не оспариваются. Проверив законность отказа УПФР в Завьяловском районе в назначении истице трудовой пенсии по старости, суд признает его незаконным по следующим основаниям. Поскольку в спорные периоды истица работала на территории -данные изъяты-, суд руководствуется: - Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, участниками которого являются Российская Федерации и Республика Узбекистан, согласно которому пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1); настоящее соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения (ст. 5); назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства; для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (ст. 6); необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. - Хартией социальных прав и гарантий граждан Независимых государств, одобренной на пятом заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ 29 октября 1994 года, которой установлено, что государства гарантируют лицам, проживающим на их территории, право на полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных национальным законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение (ст. 40); - Указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 года № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР». Тухватуллина В.А. обратилась в УПФР в Завьяловском районе в период действия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ), который определяет основания и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 данного федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости. Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список должностей и учреждений 2002 года), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила 2002 года), утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 мая 2009 года № 445). В соответствии с Правилами 2002 года в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений 2002 года. При этом работа в должностях, указанных в п.1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п.1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» Списка - в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка. Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлениях от 29 января 2004 года № 2-П, от 15 июня 1998 года № 18-П, определениях от 6 декабря 2001 года № 310-О, от 5 ноября 2002 года № 320-О, от 6 марта 2003 года № 107-О, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям действовавшие в спорный период нормативные акты, регулирующие назначение пенсии педагогическим работникам. Как указал Конституционный Суд РФ права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истца на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Период работы в должности -данные изъяты- с -дата- по -дата- (9 месяцев 25 дней) подлежит включению в стаж работы истицы, дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи со следующим. В указанный период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное, утвержденного данным постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа по специальности в училищах. Работа в должности -данные изъяты- является работой по специальности (педагогической работой). Это следует из анализа квалификационных характеристик должности -данные изъяты-, а также квалификационных требований к данной должности - высшее или среднее специальное образование (утвержденных Инструктивным письмом Министерства культуры СССР от 3 мая 1982 года № 29-62, В соответствии с подп. «ж» п.5 Приложения № 6 «Порядок зачёта в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооружённых силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях» к Инструкции, утверждённой Приказом Минпросвещения СССР от 5 января 1977 года № 2, в стаж работы засчитывалось время работы в качестве -данные изъяты-. Приложением № 2 (абз. 1 п. 2) к Постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 года № 620, было предусмотрено выплачивать ставки, установленные п. 1 настоящего Приложения концертмейстерам за преподавательскую работу. Приложением № 1 к Постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 года № 1057 «О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в непроизводственных отраслях народного хозяйства» установлены ставки заработной платы отдельных категорий педагогических работников, среди которых перечислены концертмейстеры. Аналогичное положение содержится и в Приложением № 1 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения в новой редакции и перечня работников, которым устанавливаются доплаты за совмещение профессий», утверждённой Приказом Министерства Просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94 во исполнение Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 апреля 1984 года № 318. Также в Приложении № 5 к указанной Инструкции указан «Перечень учебных заведений, учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников просвещения». Среди наименований должностей в данном Перечне были перечислены концертмейстеры, а среди наименований учреждений были перечислены учебные заведения по подготовке кадров независимо от наименований. Таким образом, Министерством просвещения СССР признавалось, что работа в должности концертмейстера в училище включается в педагогический стаж, заработная плата концертмейстерам определялась как педагогическим работникам. В период её работы -данные изъяты- с -дата- по -дата- в соответствии с действовавшим пенсионным законодательством выработка педагогической нагрузки не требовалась. В силу п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, время работы, указанной в пункте 2 настоящего Положения, засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Период работы в должности -данные изъяты- составляет менее 1/3 стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. В совокупности признанное ответчиком время работы истицы в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, составляет более 16 лет 08 месяцев. Доводы представителя ответчика о том, что истица должна была выработать 2/3 требуемого стажа на -дата-, то есть на дату отмены постановления от 17 декабря 1959 года № 1397, суд находит необоснованными, поскольку при таком толковании Постановления Минтруда РФ от 17 октября 2003 года № 70 и разъяснения Минтруда РФ от 17 октября 2003 года № 4, требуемый педагогический стаж истицей должен быть выработан до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что лишает смысл и содержание судебных актов Конституционного суда РФ, направленных на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав. Таким образом, Тухватуллина В.А. , работая в должности -данные изъяты-, имела право на зачет указанного периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Период обучения в -данные изъяты- с -дата- по -дата- подлежит включению в стаж работы истицы, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании абз. 4 п. 2 Положения 1959 года, согласно которому в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Факт учебы истицы в данном учебном заведении подтверждается записями в трудовой книжке истицы, дипломом № об окончании -данные изъяты-. В -данные изъяты- Тухватуллина В.А. обучалась на дневном отделении по специальности -данные изъяты- ей по окончании обучения присвоена квалификация -данные изъяты-». Таким образом, в соответствии п. 3.3 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И следует признать, что истица обучалась в педагогическом учебном заведении, поскольку вышеуказанное учебное заведение давало истице педагогическое образование. Как установлено в судебном заседании, до поступления на учебу (по -дата-) истица работала -данные изъяты-. В период обучения с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата-, -дата- по -дата-, с -дата- по -дата- - в должности -данные изъяты-. После окончания обучения (с -дата-) истица работала в должности -данные изъяты-. Вся указанная работа в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 относилась к педагогической деятельности. Названные периоды работы истицы ответчиком учтены при определении её стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Таким образом, дополнительно в специальный стаж истцы подлежат учету периоды: с -дата- по -дата- (1 месяц 29 дней), с -дата- по -дата- (1 месяц 29 дней), с -дата- по -дата- (1 месяц 29 дней), с -дата- по -дата- (1 месяц 29 дней), всего 7 месяцев 26 дней. Данные периоды учебы истицы в совокупности с периодом работы истицы в должности -данные изъяты- не превышают 1/3 стажа, дающего право на досрочное трудовой пенсии по старости. В судебном заседании также установлено, что в период с -дата- по -дата- (2 года) истица в период её работы в должности -данные изъяты- также осуществляла преподавательскую деятельность без занятия штатной должности. Данный период ответчиком необоснованно исключен из подсчета стажа работы истицы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, со ссылкой на то, что работа в качестве -данные изъяты- без занятия штатной должности не может быть зачтена в данный стаж, так как не выполнена норма педагогической нагрузки. Работа в должности -данные изъяты- в период с -дата- по -дата- ответчиком не оспаривается и подтверждена архивными справками -данные изъяты- от -дата- №, от -дата- № №, от -дата- №, -данные изъяты- от -дата- №, от -дата- №. Указанный период работы истицы подлежит включению в стаж работы истицы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании действовавшего в данный период Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет». Согласно п. 2 названного постановления в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком (утвержденным настоящим постановлением), независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Работа в должности преподавателя музыкального училища засчитывается в стаж педагогической деятельности, поскольку указанное учреждение и должность предусмотрены утвержденным данным постановлением списком профессий и должностей работников образования. Постановление же Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, на которое указано в оспариваемом решении ответчика, и на которое ссылается его представитель в судебном заседании, не может быть применено к спорному периоду. Пунктом 3 данного Постановления установлено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления. Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления, могут применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года только по желанию гражданина. При этом суд также учитывает и то обстоятельство, что п. 1 Правил, установившей условие включения работы в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком, в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) введен в действие лишь с 1 сентября 2000 года. В связи с чем применение к спорному периоду данного постановления ухудшает положение истицы, а потому не подлежит применению. Суд также учитывает и то обстоятельство, что работа в должности -данные изъяты- подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, поскольку указанные должность и учреждение предусмотрены Списком, утвержденным данным постановлением. Пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами. Исключение из стажа истицы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, периода с -дата- по -дата- (3 месяца 11 дней) - работы истицы в должности -данные изъяты- суд также признает незаконным. Данная должность и учреждение предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Факт уплаты страховых взносов в -данные изъяты- подтверждается справкой -данные изъяты- от -дата- №. Также суд находит обоснованными доводы представителя истицы о том, что ответчиком неверно определен период работы истицы в должности -данные изъяты- - с -дата-. Как следует из копии трудовой книжки Тухватуллиной В.А., она принята на работу с -дата-. То обстоятельство, что работодателем истицы приказа о приеме её на работу был издан только -дата-, то есть после фактического допуска к работе, не должно нарушать её право на включение периода работы с -дата- по -дата- на включение этого периода в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. В связи с чем дополнительно к указанному периоду работы истицы учету подлежит 4 дня. С учетом спорных периодов работы (3 года 9 месяцев 2 дня), а также признанных ответчиком периодов работы, подлежащих включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (22 года 10 месяцев 8 дней), общий стаж работы Тухватуллиной В.А., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда составлял более 25 лет (26 лет 7 месяцев 10 дней). При таких обстоятельствах у УПФР в Завьяловском районе не было оснований для отказа в назначении и выплате Тухватуллиной В.А. досрочной трудовой пенсии по старости. Нарушенное право истицы на досрочное пенсионное обеспечение подлежит восстановлению. В связи с чем суд считает необходимым на основании ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обязать ответчика назначить и выплатить Тухватуллиной В.А. трудовую пенсию по старости со дня его обращения за данной пенсией - с -дата-. На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Поскольку судом исковые требования истицы признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд также считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы все понесенные ею расходы: уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 200 рублей (чек-ордер Сбербанка России № от -дата-) расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей и расходы по оплате услуг нотариуса за составление доверенности представителя в размере 500 рублей. Расходы на оплату услуг подтверждаются договором поручения № от -дата- на оказание истице юридических услуг, заключенным между истицей Тухватуллина В.А. и ООО "ПЗ" доверенностью ООО "ПЗ" Камаловой Л.А. № от -дата-, квитанцией к приходному кассовому ордеру № от -дата- (согласно которому от истицы ООО "ПЗ" получено 5000 рублей за оказание услуг по договору № от -дата-), доверенностью, выданной истицей Камаловой Л.А. -дата- (в которой указано на взыскание 500 рублей за оформление доверенности). Учитывая характер спора, количество и характер судебных заседаний, суд считает заявленный истицей размер расходов на оплату услуг представителя разумным и обоснованным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Тухватуллиной В.А. к УПФР в Завьяловском районе удовлетворить. Признать содержащийся в решении № от -дата- и протоколе заседания комиссии по рассмотрению реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в Завьяловском районе № от -дата- отказ УПФР в Завьяловском районе в досрочном назначении Тухватуллиной В.А. трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ), незаконным. Обязать УПФР в Завьяловском районе назначить и выплачивать Тухватуллиной В.А. трудовую пенсию по старости со дня обращения за назначением данной пенсии - с -дата-. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики в пользу Тухватуллиной В.А. расходы: по оплате государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей, на оплату услуг представителя в размере 5000 (пяти тысяч) рублей, на оформление доверенности представителю в размере 500 (пятисот) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Завьяловский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2011 года. Председательствующий судья А.В. Гулящих