дело № 2-47/2011 Именем Российской Федерации 2 марта 2011 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Гулящих А.В., при секретаре судебного заседания Тимофеевой Е.Н., с участием: - помощника прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики Шадрина Ф.В., - представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «РИМ» Кужелева В.В. (доверенность от -дата- сроком на 1 год), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Р" о возложении на него обязанности в срок до -дата- ликвидировать несанкционированную свалку общей площадью 300 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером №, расположенную между лесопосадкой и водонапорной башней приблизительно в 200 м от начала -адрес-, в 150 м от водонапорной башни и в 30-40 м от лесопосадки, путем сбора и вывоза отходов производства и потребления, у с т а н о в и л: Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - Администрации МО «Ягульское») и Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики (далее - Администрация МО «Завьяловский район») о признании незаконным бездействия Администрации МО «Ягульское», выражающегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов, находящихся на земельных участках, расположенных в -адрес- (в конце -адрес- на территории старой фермы между лесопосадкой и водонапорной башней) и на территории -адрес- (в 50 м от конечной остановки автобуса, вдоль лесопосадки), о возложении обязанности на Администрацию МО «Ягульское» в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать данные несанкционированные свалки путем сбора и вывоза отходов производства и потребления, о возложении на Администрацию МО «Завьяловский район» обязанности в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать утилизацию и переработку отходов, вывезенных с указанных несанкционированных свалок. В обоснование данных требований прокурором в исковом заявлении указано, что в ходе прокурорской проверки, проведенной совместно с государственным инспектором Удмуртской Республики по охране природы, не территории МО «Ягульское» выявлены две несанкционированные свалки отходов производства и потребления: - на земельном участке, расположенном в -адрес- (в конце -адрес-, на территории старой фермы, между лесопосадкой и водонапорной башней) установлен факт фрагментарного размещения отходов на площади примерно 300 кв. м; - на земельном участке, расположенном на территории -адрес- (в 50 м от конечной остановки автобуса, вдоль лесопосадки) установлен факт размещения отходов на площади примерно 30 кв. м. Данные несанкционированные свалки отходов расположены в границах МО «Ягульское». По информации Завьяловского отдела Управления Росреестра по Удмуртской Республике земельные участка, на которых расположены места несанкционированного размещения отходов, являются государственной собственностью и находятся в ведении муниципального образования «Ягульское». На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от -дата- №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст. 8 Федерального закона от -дата- № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от -дата- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 2 Федерального закона от -дата- № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Устава МО «Ягульское», утвержденного решением Советом депутатов МО «Ягульское» от -дата- №, полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложены на Администрацию МО «Ягульское» как исполнительно-распорядительный орган данного муниципального образования. Администрацией МО «Ягульское» возложенные на неё законодательством обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов с указанной территории, где расположены несанкционированные свалки, не исполняются. Ликвидация несанкционированной свалки возможна путем утилизации и переработки отходов. Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района. Складирование бытовых отходов на территории МО «Ягульское» создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет опасность возникновения и распространения заболеваний. Бездействие органов местного самоуправления нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права неопределенного круга лиц. Определением от -дата- по ходатайству старшего помощника прокурора Нуркаева З.М. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО "Р". В судебном заседании -дата- помощник прокурора Шадрин Ф.В. отказался от заявленных прокурором исковых требований в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Ягульское» и Администрации МО «Завьяловский район» о признании незаконным бездействия Администрации МО «Ягульское», выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории -адрес- (в 50 метрах от конечной остановки автобуса, вдоль лесопосадки) и возложении на неё обязанности ликвидировать данную свалку, о возложении на Администрацию МО «Завьяловский район» обязанности организовать утилизацию и переработку отходов, вывезенных с территории данной несанкционированной свалки. Определением суда от -дата- производство по делу в части данного требования прекращено. В судебном заседании -дата- помощник прокурора Шадрин Ф.В. изменил заявленные исковые требования, просил возложить на ООО "Р" обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке путем сбора и вывоза отходов производства и потребления с указанной территории; привести земельный участок в пригодное состояние для его использования в соответствии с целевым назначением. Дополнительно в обоснование данных требований прокурором указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, из захламления земель. В судебном заседании -дата- помощник прокурора Нуркаев З.М. отказался от заявленных исковых требований в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Ягульское» и Администрации МО «Завьяловский район» о признании незаконным бездействия Администрации МО «Ягульское», выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельном участке, расположенном в -адрес- на территории старой фермы, между лесопосадкой и водонапорной башней, и возложении на неё обязанности ликвидировать данную свалку, о возложении на Администрацию МО «Завьяловский район» обязанности организовать утилизацию и переработку отходов, вывезенных с территории данной несанкционированной свалки. Определением суда от -дата- производство по делу в части данного требования прекращено. В судебном заседании -дата- помощник прокурора Шадрин Ф.В. изменил заявленные требования, просил обязать ООО "Р" в срок до -дата- ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в конце улицы свободы -адрес- на территории старой фермы, между лесопосадкой и водонапорной башней, путем сбора и вывоза отходов производства и потребления. Также в этом судебном заседании помощник прокурора Шадрин Ф.В. отказался от заявленных прокурором требований в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ООО "Р" обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу привести земельный участок в пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением состояние. Определением суда от -дата- производство по делу в части данного требования прекращено. В судебном заседании -дата- помощник прокурора Шадрин Ф.В. вновь изменил исковые требования, просил обязать ООО "Р" в срок до -дата- ликвидировать несанкционированную свалку общей площадью примерно 300 кв. м на земельном участке с кадастровым номером №, расположенную между лесопосадкой и водонапорной башней приблизительно в 200 м от начала -адрес-, в 150 м от водонапорной башни и в 30-40 метрах от лесопосадки, путем сбора и вывоза отходов производства и потребления. В судебном заседании помощник прокурора Шадрин Ф.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и в заявлениях об уточнении требований. Представитель ответчика ООО "Р" Кужелев В.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что координаты местонахождения несанкционированной свалки, указанные прокурором, не имеют отношения к принадлежащему ООО "Р" земельному участку с кадастровым номером №, так как граница участка от водонапорной башни находится на расстоянии 100 м. указанные прокурором координаты относятся к муниципальным землям. Согласно акту прокурорской проверки от -дата- наличие свалки на земельном участке не установлено, нарушений природоохранного законодательства не установлено. Прокурор неверно ссылается на нормы материального права. Нет доказательств того, что на свалке имеются производственные отходы, что отходы образовались в результате хозяйственной деятельности ответчика, что ответчик сбрасывал отходы производства и потребления, размещал опасные отходы на своей территории. Ответчик не обязан осуществлять ликвидацию несанкционированных свалок, состоящих из бытовых отходов, образованных действиями населения. Третьи лица - Администрация МО «Ягульское» и Администрация МО «Завьяловский район» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц. Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании на основании свидетельства о государственной регистрации права №, выданного -дата- Завьяловским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике, установлено, что собственником земельного участка площадью 115823 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - под существующим объектом - фермой, расположенного по адресу: -адрес- примерно в 60 м по направлению на юго-восток от -адрес-, с кадастровым номером №, принадлежит на праве собственности ответчику ООО "Р". Прокурор в обоснование своих требований указал, что на данном земельном участке размещается свалка отходов производства и потребления. Вместе с тем, суд признает данный факт прокурором в судебном заседании не доказанным. В подтверждение доводов о размещении на вышеуказанном земельном участке свалки отходов прокурором представлены: - Справка № от -дата-, составленная государственным инспектором Удмуртской Республики по охране природы Ш.А.В. совместно со старшим помощником прокурора Ивановой Э.И., согласно которой ими в присутствии и.о. главы МО «Ягульское» проведено обследование территории МО «Ягульское» на предмет размещения несанкционированных свалок. В ходе обследования выявлены факты незаконного размещения отходов, в том числе в конце -адрес- на территории старой фермы, между лесопосадкой и водонапорной башней установлен факт фрагментарного размещения отходов; общая площадь под отходами составляет примерно 300 кв. м, состав отходов: преимущественно отходы бумаги и картона, а также остатки полиэтилена, пищевые отходы, отходы из жироотделителей, содержащие растительные жировые продукты, отходы продуктов из растительных и животных жиров, включая просроченные продукты, отходы костей животных, стеклянная и пластиковая тара, ветки. К справке приложены фотографии свалок. - Ответ начальника Завьяловского отдела Управления Росреестра по Удмуртской Республике Г.Л.Г. от -дата- № на запрос прокурора от -дата- №, согласно которому по имеющимся сведениям государственного фонда данных и представленной информации выявленные свалки размещаются, в том числе: на земельном участке в конце -адрес-, являющемся государственной собственностью и находящемся в ведении МО «Ягульское». К данному ответу приложен схематический чертеж земель МО «Ягульское», на котором обозначено местоположение указанных в ответе свалок. - Фототаблица из 10 фотографий от -дата-, подписанная главным специалистом-экспертом Завьяловского отдела Управления Росреестра по Удмуртской Республике Т.В.В.; - Схематический чертеж земельного участка с несанкционированными свалками мусора, расположенного в -адрес- МО «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики, подписанный главным специалистом-экспертом Завьяловского отдела Управления Росреестра по Удмуртской Республике Т.В.В., на котором обозначены места расположения 10 свалок; - Акт проведения прокурорской проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от -дата-, подписанный помощником прокурора Шадриным Ф.В., государственным инспектором Удмуртской Республики по охране природы Ш.А.В. и Главой МО «Ягульское» Д.И.А., согласно которому при проведении проверки установлено, что несанкционированная свалка, указанная на первой странице под № справки государственного инспектора Удмуртской Республики по охране природы Ш.А.В. № от -дата-, располагалась на земельном участке с кадастровым номером №, в 200 м от насоса на -адрес-, примерно в 150 м. от водонапорной башни, 30-40 м - от лесопосадки. В связи с наличием снега установить наличие свалки не представилось возможным. При этом в графе акта «Выявлены следующие нарушения:» стоит прочерк. К акту приложены схема и фототаблица с фотографией участка местности, на которой снят занесенный снегом участок местности. Совокупность указанных доказательств не позволяет суду сделать вывод о том, что на земельном участке с кадастровым номером № в настоящее время расположена свалка отходов производства и потребления. Ни одно из указанных доказательств не содержит сведений, позволяющих осуществить привязку описанных в них свалок к земельному участку с кадастровым номером №, принадлежащему ответчику, поскольку в них не содержится координат свалок. Кроме того, сведения, содержащиеся в указанных документах, не согласуются друг с другом. Сведения в справке № от -дата-, составленной государственным инспектором Удмуртской Республики по охране природы Ш.А.В., и в ответ начальника Завьяловского отдела Управления Росреестра по Удмуртской Республике Г.Л.Г. от -дата- № не подтверждают доводы прокурора о том, что на земельном участке ответчика с кадастровым номером № имеется свалка. При указанном в справке описании свалка располагается на землях, находящихся в государственной собственности. Описание места расположения свалки в справке № от -дата- не содержит сведений о расстояниях от свалки до указанных в акте объектов, а также в каком направлении от указанных объектов находится свалка. Не восполняет эти пробелы и акт проведения прокурорской проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от -дата-. В данном акте также не отражено, каким образом и при помощи каких приборов определено место расположения свалки. Приложенная к акту схема и тем более фототаблица не позволяют соотнести содержащиеся в них сведения со сведениями о местоположении земельного участка с кадастровым номером № в кадастровом паспорте на него. При этом суд учитывает и то обстоятельство, что актом проверки от -дата- наличие свалки на указанном в акте земельном участке не установлено. В нем указано, что свалка ранее располагалась на этом земельном участке, а в графе акта «Выявлены следующие нарушения:» стоит прочерк, что свидетельствует о том, что при проведении проверки каких-либо нарушений не выявлено. Суд также учитывает и то, что обследование земельного участка в ходе данной проверки проведено в отсутствие его собственника, при обследовании местности специальные приборы для определения местоположения земельного участка и свалки отходов не применялись. Составленные главным специалистом-экспертом Завьяловского отдела Управления Росреестра по Удмуртской Республике Т.В.В. схематический чертеж земельного участка с несанкционированными свалками мусора и фототаблица также не отвечают требованиям относимости доказательств, поскольку не содержат в себе указаний на то, что указанные в них свалки расположены именно на земельном участке с кадастровым номером №, а также не содержат сведения о том, каким образом определено местоположение свалок. Кроме того, из них невозможно установить, когда и на основания чего была проведена проверка. В связи с чем невозможно сделать однозначный вывод о законности проведенной проверки. Кроме того, суд учитывает, что составленные к актам проверок схемы мест расположения свалок невозможно однозначно сопоставить даже с графическим изображением земельного участка с кадастровым номером № в кадастровом паспорте на него. При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для возложений на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов, поскольку прокурором не доказано, что такая свалка имеется на земельном участке ответчика. Кроме того, прокурором в качестве правового основания своих требований указана ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Однако, ссылаясь на указанную правовую норму, прокурор не представил суду доказательств и не ссылался на то, что сброс отходов на земельный участок ответчика был осуществлен самим ответчиком. Часть же 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» не устанавливает лицо ответственное за сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение отходов производства и потребления. Она лишь устанавливает, что их условия и способы должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Таким образом, данной правовой нормой обязанность ответчика по сбору отходов с его земельного участка не установлена. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Р" о возложении на него в срок до -дата- ликвидировать несанкционированную свалку общей площадью 300 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером №, расположенную между лесопосадкой и водонапорной башней приблизительно в 200 м от начала -адрес-, в 150 м от водонапорной башни и в 30-40 м от лесопосадки, путем сбора и вывоза отходов производства и потребления, оставить без удовлетворения в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Завьяловский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2011 года. Председательствующий судья А.В. Гулящих