О восстановлении пенсионных прав (в з/с не вступило)



2-1135/10 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2010 года село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Христолюбова Ю.Л., при секретаре судебного заседания Чернышевой Т.В., с участием истца, представителя ответчика по доверенности -Дмитриевой М.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шубиной В.Н. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республике о восстановлении нарушенных пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

Шубина В.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики о признании неправомерным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование иска истица ссылается, что имеет необходимый 25-летний педагогический стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, однако решением ответчика от -дата- ей необоснованно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в педагогический стаж не включен период ее обучения в Удмуртском государственном университете с -дата- по -дата-. С данным решением она не согласна, в связи, с чем просит признать неправомерным отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж, требуемый для назначения пенсии, указанный период и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с


момента обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости (-дата-).

Шубина В.Н. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, сославшись в обоснование иска на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика М.А. Дмитриева исковые требования не признала. В обоснование возражений относительно исковых требований истца сослались на законность и обоснованность принятого УПФ решения об отказе в назначении истцу досрочной пенсии по старости, поскольку на момент отмены Постановления Совета Министров СССР от -дата- истицей не был выработан специальный стаж в размере 2/3 от предусмотренного законом (16 лет 8 месяцев) и поскольку постановление СМ СССР , действовавшее до вступления в силу Закона № 173 - ФЗ применяется в части, предусматривающее зачет в стаж по специальности педагогическим работникам периодов выборной работы, не может применяться, так как он противоречит Федеральному закону № 173. Данный закон регулирует назначение пенсии за выслугу лет, а не досрочной трудовой пенсии по старости. Предусматривает такие понятия как стаж по выслуге лет, а не стаж по специальности. Из этого стажа выделяет 1/3 в любых должностях и 2/3 в должностях и учреждениях по перечню. Для досрочной пенсии в подпункте 10 пункта 1 статьи 28 и пункта 3 статьи 28 дана четкая формулировка о необходимости 25 лет педагогической деятельности в строго определенных должностях и учреждениях по списку.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив другие доказательства настоящего гражданского дела, суд пришел к следующему.

В судебном заседании достоверно установлены следующие фактические обстоятельства дела.

С -дата- по -дата- Шубина В.Н. работала воспитателем интерната -адрес-

-адрес-, что подтверждается записями и в трудовой книжке истца.

С -дата- по -дата- Шубина В.Н. обучалась в -адрес-, что подтверждается копией ее трудовой книжки и копией диплома.

С -дата- по -дата- Шубина В.Н. работала учителем в -адрес-.

С -дата- по -дата- Шубина В.Н. работала в -адрес-.

В период с -дата- по -дата- Шубина В.Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

С -дата- по -дата- Шубина В.Н. работала заместителем директора по научно-методической работе в -адрес-.

-дата- Шубина В.Н. обратилась в УПФ по Завьяловскому району Удмуртской Республики за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от -дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях по старости в Российской Федерации.

-дата- Управлением пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики вынесено решение, об отказе в установлении пенсии.

Стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение Шубиной В.Н. на день обращения, по расчетам УПФ в Завьяловском районе Удмуртской Республики, составил 20 лет 06 месяцев 00 дней, то есть менее требуемых 25 лет.


В стаж, дающий право на досрочное обеспечение, не включен период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с -дата- по -дата-.

Вышеуказанные обстоятельства следуют из материалов дела и лицами, участвующими в деле, по существу не оспариваются.

Вопрос о включении в специальный стаж истца времени обучения ее в Удмуртском государственном университете не рассматривался в ходе заседании комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республике, что следует из текста указанного протокола.

Данное обстоятельство, а также то, что данный период не был включен ей в педагогический стаж, и на этом основании ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, послужило основанием для обращения истца в суд.

Проанализировав фактические обстоятельства дела, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца. Данный вывод суда основан на следующей правовой позиции.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. до внесения изменений Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.


В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 Положения «О Порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от -дата- , утратившего силу в связи с изданием Постановлением Правительства от -дата-, пунктом 3 Приложения Инструкции «О Порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденного приказом Министерства просвещения СССР от -дата- , был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В соответствии с п. 3 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 ст. 28 данного закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от -дата- (далее - Постановление ) утверждены:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости     лицам,     осуществлявшим     педагогическую     деятельность     в


государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Список должностей педагогических работников),

- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Правила исчисления педагогической деятельности).

Согласно постановлению Правительства РФ «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от -дата- , нормативные правовые акты, определяющие порядок и реализацию прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов « О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», применяются в части, не противоречащей указанным Законам.

Толкование закона, как исключающее учет ранее приобретенных гражданином пенсионных прав, в том числе по зачету в льготный стаж педагогической работы по определенной должности до введения нового правового регулирования, недопустимо.

До -дата- пенсия педагогическим работникам назначалась в соответствии со статьями 80 и 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». Согласно ст. 83 указанного Закона списки соответствующих работ, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждаются Правительством РФ.

Согласно постановлению Правительства РФ от -дата- «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в


связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до -дата- засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от -дата- .

В соответствии с п. 3 названного постановления Совмина РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В период обучения истца в УдГУ действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от -дата- , в соответствии с п. 2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Постановление Совета Министров СССР от -дата- действовало до -дата-, то есть период учебы истца в Удмуртском государственном университете имел место именно в период действия указанного постановления.

По сути, период обучения в высшем учебном заведении относятся к периодам деятельности до -дата-, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.


До учебы в -адрес- истец работала воспитателем в -адрес-.

С учетом изложенного имеются предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж истца времени ее обучения в -адрес-.

Довод ответчика о том, что постановление Совета Министров СССР от -дата- не может быть применено при разрешении данного спора как утратившее силу, нельзя признать обоснованным.

В постановлении Конституционного Суда РФ от -дата- , указано на необходимость сохранения за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенных прав на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Иное применение пенсионного законодательства к возникшим между сторонами правоотношениям повлекло бы к нарушению принципа правовой определенности в сфере пенсионного обеспечения и поставило истца в неравное положение с лицами, имеющими право на включение периодов учебы в высших учебных заведениях в специальный трудовой стаж и обратившихся за пенсией до изменения правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Согласно требованиям пункта 4 Положения названный период работы засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Из материалов дела усматривается, что указанное условие включения спорного периода в стаж работы по специальности соблюдено.

Таким образом, истец имеет право на зачет периода обучения в -адрес- в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную


пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию ранее, не должно нарушать ее законно возникшее право.

Иное толкование пенсионного законодательство свидетельствует о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, что не совместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст. 2,7,17,18,19,54 и 55 Конституции РФ.

При таких обстоятельствах, исковые требования истца подлежат безусловному удовлетворению.

Согласно статьям 88, 94 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителей отнесены к издержкам, связанным с рассмотрением дела.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Если же иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Статья 98 ГПК РФ устанавливает общий порядок распределения расходов между сторонами. При этом суд распределяет расходы без какого-либо специального заявления сторон.

При вынесении решения с ответчика в пользу истца также подлежит взысканию 200 рублей 00 коп в возврат государственной пошлины, уплаченной истцом при подаче искового заявления в суд.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Шубиной В.Н. удовлетворить.

1) Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики от -дата-;


2) Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской
Республике включить в специальный стаж Шубиной В.Н. период обучения в -адрес- с -дата- по -дата-.

3) Назначить досрочно трудовую пенсию по старости Шубиной В.Н. как лицу, проработавшему в учреждениях
для детей не менее 25 лет, с момента возникновения права на такую
пенсию, то есть, с -дата-;

4) Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской
Республики в пользу Шубиной В.Н. судебные
расходы:

- 200 рублей 00 коп в возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления в суд;

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательном виде.

Решение в окончательном виде изготовлено 23 ноября 2010 года.

Председательствующий: судья Ю.Л. Христолюбов