О возложении обязанности зарегистрировать сделки по передаче квартир в собственность (в з/с не вступило)



Дело № 2-597/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2010 года                                                    село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Христолюбова Ю.Л.,

при секретаре Чернышевой Т.В.,

с участием представителя ответчика по доверенности - Казакова Р.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бочкаревой Н.В. и Капустиной М.В. к автономному учреждению Удмуртской Республики "УЛ" о регистрации сделки,

У С Т А Н О В И Л:

Соистцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просят суд:

- вынести решение о государственной регистрации по передаче им в собственность квартир, в которых они проживают: (Капустиной М.В.) и (Бочкаревой Н.В.) в доме по -адрес-.

В обоснование иска соистцы ссылаются на заключение ими с ответчиком договоров приватизации спорных жилых помещений и создание ответчиком безосновательно препятствий в регистрации сделки.

Соистцы, не просившие рассмотреть дело в их отсутствие, не явились в суд по вторичному вызову.

Представитель ответчика в судебном заседании потребовал рассмотрение по существу, в связи, с чем у суда отсутствуют основания для оставления без рассмотрения и дело судом рассмотрено по существу в отсутствие соистцов.

Р.А. Казаков в судебном заседании исковые требования соистцов не признал. В обоснование возражений относительно исковых требований соистцов сослался на то, что договора приватизации, на которые соистцы ссылаются в обоснование своих исковых требований АУ УР "УЛ", являются ничтожными, поскольку не соответствуют требованиям закона: судебным решением признано, что соистцы в установленном законом порядке не приобрели право пользования жилыми помещениями. В связи, с чем, основания для регистрации перехода права собственности к соистцам на спорные жилые помещения отсутствуют.

Выслушав объяснения Р.А. Казакова, изучив другие доказательства настоящего гражданского дела, суд пришел к следующему.

В судебном заседании достоверно установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Истец АУ Удмуртской Республики "УЛ" является правопреемником ГУ УР "УЛ", ГУ "У", ГУ УР "И" и ФГУ "И".

Квартиры и дома по -адрес- в настоящее время принадлежат на праве собственности Удмуртской Республике, находятся в оперативном управлении истца АУ "УЛ".

-дата- -адрес- Администрацией МО «Ягульское» была зарегистрирована по месту жительства Капустина М.В..

Кроме личного заявления при регистрации Капустина М.В. предъявила письмо лесничего -адрес- от -дата- без номера о том, что -адрес- разрешает прописку Капустиной М.В. по данному адресу, заверенное угловым штампом -адрес-.

Сведения о лице, давшем согласие на регистрацию Бочкаревой Н.В. от имени -адрес-, в данном заявлении отсутствуют.

Письменные договоры найма жилых помещений с ответчицами не заключались.

Соистцы в спорные жилые помещения не вселялись, и в настоящее время в данных жилых помещениях не проживают.

На -дата- спорные квартиры находились в федеральной собственности и были закреплены на праве оперативного управления ФГУ "И".

На -дата- квартиры находились в собственности Удмуртской Республики и были закреплены на праве оперативного управления ГУ УР "И"

-дата- между Автономным учреждением Удмуртской Республики "УЛ" и Капустиной М.В. заключен договор передачи жилого помещения в собственность , по условиям которого ответчик передает бесплатно в собственность Капустиной М.В. квартиру, состоящую из двух комнат, общей площадью 38,9 кв.м, в том числе жилой 24,8 кв.м. по адресу: -адрес-.

В тот же день Автономным учреждением Удмуртской Республики "УЛ" и Бочкаревой Н.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего сына, заключен договор передачи жилого помещения в собственность, по условиям которого ответчик бесплатно передает в равнодолевую собственность Бочкаревой Н.В. и ее несовершеннолетнего сына квартиру, состоящую из двух комнат, общей площадью 38,0 кв.м, в том числе жилой 23,8 кв.м. по адресу: -адрес-.

-дата- Бочкарева Н.В. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Завьяловский отдел с заявлением о регистрации перехода к ней права собственности на квартиру. Она приложила к заявлению от -дата- номера и , договор передачи жилого помещения в собственность, поквартирную карточку, свидетельство о рождении сына.

-дата- Капустина М.В. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Завьяловский отдел с заявлением о регистрации перехода к ней права собственности на квартиру. Приложила к заявлению чек от -дата- , договор передачи жилого помещения в собственность, поквартирную карточку от -дата-.

-дата- государственная регистрация перехода к соистцам права собственности на спорные жилые помещения приостановлена до -дата-, о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии направлены соответствующие уведомления.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения соистцов в суд.

Вышеуказанные обстоятельства следуют из материалов дела и лицами, участвующими в деле по существу, не оспариваются.

Решением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от -дата- удовлетворены исковых требования автономного учреждения Удмуртской Республики "УЛ" к Капустиной М.В. и Бочкаревой Н.В.: Капустина М.В. признана неприобретшей право пользования жилым помещением по адресу: -адрес-, и снята с регистрационного учета по данному адресу; Бочкарева Н.В. признана неприобретшей право пользования жилым помещением по адресу: -адрес- снята с регистрационного учета по данному адресу.

Решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики сторонами по делу не обжаловано и вступило в законную силу -дата-

Копия решения суда приобщена к материалам дела и исследована в судебном заседании.

Проанализировав фактические обстоятельства дела, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу об отказе соистцам в удовлетворении их исковых требований. Данный вывод суда основан на следующей правовой позиции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ право собственности право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно статье 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Статьей 551 ГК РФ предусмотрено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.. Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами. В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.

Решением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от -дата- установлено, что отсутствуют предусмотренные законом основания для приобретения соистцами права пользования спорными жилыми помещения, и, следовательно, для передачи им данных жилых помещений в собственность.

Указанное решение в силу ст. 61 ГПК РФ, имеет для настоящего спора преюдициальное значение.

В соответствии со статьей 1 Федерального Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Поскольку договор социального найма с собственником жилых помещений соистцы не заключали, в спорные жилые помещения не вселялись, право пользования данными жилыми помещения у них не возникло, право на заключение договора приватизации данных жилых помещений у соистцов также отсутствовало.

В силу статьи 168 ГПК РФ суд признает договора приватизации жилых помещений, заключенные между сторонами, ничтожными, поскольку они не соответствуют требованиям закона.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований соистцов к ответчику суд отказывает.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ в связи с отказом истцам в иске в полном объеме отсутствуют правовые основания для возмещения им по делу судебных издержек.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бочкаревой Н.В. и Капустиной М.В. к АУ УР "УЛ" о государственной регистрации перехода к ним права собственности собственность квартир, в которых они проживают: (Капустиной М.В.) и (Бочкаревой Н.В.) в доме по -адрес-, оставить без удовлетворения.

Копию решения направить соистцам.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий:                               судья Ю.Л. Христолюбов