решение о признании незаконным постановления Главы Администрации муниципального образования `Завьяловский район` № 1532 от 22.05.2009 г. (на момент публикации решение в законную силу не вступило)



дело № 2-73/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 мая 2011 г.                                                                                    село Завьялово

    Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - прокурор) в интересах Российской Федерации о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики (далее - Администрация МО «Завьяловский район») №1532 от 22 мая 2009 г.,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что оспариваемыми постановлениями изменено разрешенное использование земельных участков с категории земель «для сельскохозяйственного использования» на «дачное строительство». Данное постановление принято с нарушением требований законодательства. Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту. В силу статьи 7 того же Кодекса одной из категорий, на которые подразделяются земли по целевому назначению, являются земли сельскохозяйственного назначения, которые должны использоваться в соответствии с указанным назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Статьей 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в частности, сельскохозяйственные угодья. В силу пункта 1 статьи 79 названного кодекса сельскохозяйственные угодья - в составе земель сельскохозяйственного значения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается Главой местной администрации. В период 2009 года Администрация МО «Завьяловский район» на основании соглашения, выполняла указанные функции на территории муниципального образования - сельского поселения «Подшиваловское». Согласно положений Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования предусматриваются градостроительным регламентом. Для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначение градостроительные регламенты не устанавливаются. Использование таких участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Спорные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения и не входят в состав границ какого-либо населенного пункта. Законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» не предусмотрена возможность использования сельскохозяйственных угодий для ведения дачного хозяйства, а также строительства, в том числе жилого дома. Таким образом, изменение разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, без изменения категории земель, в составе которых данные участки находятся, противоречит приведенным нормам. Действиями Администрации МО «Завьяловский район» нарушаются права РФ, поскольку оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается в т.ч. на принципе сохранения целевого использования земельных участков. В результате изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков поставлена под угрозу сохранность земель сельскохозяйственного назначения, их свойств и качеств, охраняемых федеральным и региональным законодательством.

     Определениями суда от 22 октября 2010 г., от 01 ноября 2010 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники земельных участков, в отношении которых вынесено оспариваемое прокурором постановление, Горбунова И.В., Горбунов В.В..

    Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР (Завьяловский отдел), земельные участки с кадастровыми номерами 18:08:010010:140 и 18:08:011015:67 ликвидированы в связи с делением и образованием новых земельных участков.

    Определением суда от 20 января 2011 года к участию в деле привлечены заинтересованные лица, которые являются собственниками земельных участков, образованных в результате деления земельных участков с кадастровыми номерами 18:08:010010:140 и 18:08:011015:67:

    В судебном заседании помощник прокурора Шадрин Ф.В. на удовлетворении требований прокурора настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно суду пояснил, что поскольку земельные участки, в отношении которых вынесено оспариваемое прокурором постановление, являются сельскохозяйственными угодьями, изменение вида их разрешенного использования на «дачное строительство» недопустимо на основании требований закона. Эти земли относятся к сельскохозяйственным угольям в составе земель сельскохозяйственного назначения.

    Представитель Администрации МО «Завьяловский район» Сычугов А.А. в судебном заседании просил в удовлетворении требований прокурора отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое прокурором постановление законно, принято на основании норм ЗК, и ФЗ «О землях сельскохозяйственного назначения. Ст.77 ЗК РФ содержит понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения: сельскохозяйственные угодья и другие земли. При этом в ст.78 ЗК РФ указано как могут использоваться земли сельскохозяйственного назначения, т.е. сельхозугодья могут использоваться гражданами или иными организациями. Видом разрешенного использования сельскохозяйственных угодий может быть дачное строительство. Прокурор делает вывод, что дачное строительство невозможно на землях сельскохозяйственного назначения. Прокурором узко трактуется понятие сельскохозяйственных угодий. Данные земли не являются особо ценными, и могут быть использованы в ином порядке.

    Представитель заинтересованных лиц Горбунова В.В., Горбуновой И.В., ООО «Альпийские луга» Кожевников Ю.А. в судебном заседании просил в удовлетворении требований прокурора отказать, ссылаясь на то, что в суде не доказано, что изменение вида разрешенного использования земель создает угрозу нарушения прав г РФ. ООО «Альпийские луга» разрабатывается план организации застройки дачных домов. ООО «Альпийские луга» и Горбунова И.В. намерены продать земельные участки.

    В письменных объяснениях Кожевников Ю.А. указывает, что согласно пп. 8 п.1 ст.1 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Состав категорий земель установлен ст.7 ЗК РФ. Согласно пункту 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Статья 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон» (пункт 1). «В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для
ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.» (пункт 9). Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации также определено, что под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.     Пункт 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Одновременно пунктом 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты не устанавливаются, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон. Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации: «1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. 2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.» Пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации дано легальное определение сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения: сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Одновременно данной нормой установлен приоритетный характер их использования для ведения сельского хозяйства, а также режим их особой охраны. Системный анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод: виды разрешенного использования устанавливаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, не отнесенным к сельскохозяйственным угодьям. Изменение вида разрешенного использования такого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, не отнесенного к сельскохозяйственным угодьям, может быть осуществлено без изменения его целевого назначения (т.е. без перевода в земли иных категорий). Оспариваемым постановлением Администрации МО «Завьяловский район» от 22 мая 2009 года № 1532 изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером 18:08:010010:142, 18:08:010010:140, 18:08:011015:67 с «для сельскохозяйственного использования» на «дачное строительство». Указанные земельные участки на момент изменения вида разрешенного использования не относились к сельскохозяйственным угодьям (по определению статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации). Доказательств этого суду не представлено. Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющей оборотоспособность земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, предусмотрено в пунктах 6 и 7:«Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»» (пункт 6). «Пункт 6 настоящей статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями» (пункт 7). Таким образом, оборот земельных участков, предоставленных для ведения дачного хозяйства, в рамках категории «земли сельскохозяйственного назначения» осуществляется свободно, если это не нарушает прав и законных интересов третьих лиц и не наносит вред окружающей среде (статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и других некоммерческих объединениях граждан» дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Таким образом, использование земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения для ведения дачного хозяйства не противоречит целевому назначению соответствующей категории (с правом строительства домов - дач как жилых строений и хозяйственных строений и сооружений). По смыслу статьи 15 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и других некоммерческих объединениях граждан» использование земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения для ведения дачного хозяйства в соответствии с законодательством может быть ограничено (в порядке статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации) на территории муниципального образования путем выделения зон, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участка или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природным! процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности и; имущества).В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 18:08:010010:142 18:08:010010:140, 18:08:011015:67 на момент изменения их вида разрешенного использования какие-либо ограничения отсутствовали. Возможность изменения разрешенного использования сельскохозяйственных угодий также подтверждается Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации о 08 апреля 2010 года № Д23-1219.В настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные акты, наделяющие компетенцией по изменению вида использования земельных участков сельскохозяйственного назначения определенный федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта Федерации. Тем самым соответствующее полномочие по изменению вида разрешенного использования земельного участка, в силу указанной нормы закона, находится в компетенции органов местного самоуправления. Прокурором надлежащим образом не обосновано нарушение оспариваемым Постановлением прав и законных интересов Российской Федерации, Удмуртской Республики, МО «Завьяловский район», МО «Подшиваловское» либо неопределенного круга лиц. Земельные участки с кадастровыми номерами 18:08:010010:142, 18:08:010010:140, 18:08:011015:67 находились на момент принятия оспариваемого Постановления в частной собственности. Изменение вида их разрешенного использования не нарушает чьих-либо имущественных интересов, а также публичных интересов Российской Федерации, Удмуртской Республики, МО «Завьяловский район», МО «Подшиваловское», неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, требования Прокурора заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению.

    Заинтересованное лицо Быков С.С. считает заявление прокурора необоснованным. Суду пояснил, что на приобретенном земельном участке им предполагается посадка сельскохозяйственных культур. Приобретал земельный участок через посредника Горбунова В.В. - Т.Е.М., узнал о реализации земельных участков из сети «Интернет» и печатных изданий. Видел план, где указаны дороги, определены линии сервитутов, границы земельных участков.

    Заинтересованное лицо Николаев В.К. считает заявление прокурора необоснованным. Суду пояснил, что с 1999 года часто бывал в <адрес>. С того времени данные земли были покрыты бурьяном, не использовались по назначению. На данном земельном участке хочет жить постоянно, иметь прописку. На участке имеются строения: дом, гараж, баня. Строительство начал после получения свидетельства о праве собственности на землю. О продаже участков узнал из печатных изданий. Ему пояснил, что после того, как земли будут переведены, то люди могут строиться. Считает, что его права ущемляются.

    Заинтересованное лицо Четверикова Н.Е. считает заявление прокурора необоснованным. Суду пояснила, что на земельном участке имеется недостроенный объект. Её желание - достроить дом, будучи на пенсии - проживать постоянно и выращивать овощи. Людям сказали, что они могут строиться. В кадастровом паспорте написано «под дачное строительство».

Заинтересованное лицо Благодатских А.Г. полагает заявление прокурора необоснованным. Суду пояснила, что постановление было принято в 2009 году, прошло около двух лет. У людей сомнений в законности приобретаемой земли не возникало. Считает, что при удовлетворении заявления прокурора будут нарушены права десятков людей.

    Заинтересованные лица Горбунов В.В., Горбунова И.В., ООО "Альпийские луга", Аухадиев А.А., Борисов А.С., Бухарин Е.В., Вахрушев В.В., Гейда В.Л., Гоголева Ю.А., Ермилов В.А., Жуйкова Г.М., Зайко И.Е., Комиссаров С.Г., Коробкин А.А., Ласкова Н.Н., Матвеев С.В., Мельникова С.Е., Михайлов А.Л., Мясников М.М., Налимов А.Д., Перевозчикова З.С., Ратников А.В., Рудницкая Г.К., Русских С.Л., Рязанцев А.О., Салихова М.Л., Семёнов О.П. Сизова Е.Н., Тринеев Д.Н., Тринеева В.В., Хлобыстов М.В., Шуткин Ю.Н., Яковлев В.Г., Яковлев Г.П. извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явились. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело без участия заинтересованных лиц.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно Соглашения «О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения на 2009 год» от 29 апреля 2009 года, одобренного решением Совета депутатов муниципального образования «Подшиваловское» №38 24 апреля 2009 года, и решением Совета депутатов муниципального образовании «Завьяловский район» №339 от 29 апреля 2009 года, полномочия по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения, документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями (п.1,2 Соглашения). На основании данного соглашения Администрация МО «Завьяловский район» в течение 2009 финансового года выполняла вышеуказанные функции.

    В судебном заседании установлено, что Постановлением Главы Администрации МО «Завьяловский район» от 22 мая 2009 г. № 1532 изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 18:08:010010:142, 18:08:010010:140, 18:08:011015:67, расположенных вблизи населенного пункта <адрес> Завьяловского района Удмуртской Республики, категории земель сельскохозяйственного назначения с «для сельскохозяйственного использования» на «дачное строительство».

    Данное Постановление принято с учетом результатов публичных слушаний, прошедших 27 апреля 2009 г. Факт проведения публичных слушаний подтверждается постановлением Администрации МО «Подшиваловское» от 14 апреля 2009 г. № 7 «О назначении публичных слушаний»; протоколом от 27 апреля 2009 г. заседания комиссии по проведению публичных слушаний на территории муниципального образования «Подшиваловское» Завьяловского района Удмуртской Республики по проектам документов в области градостроительной деятельности № 488 от 11 февраля 2009г. и № 8132 от 02 марта 2009 г.; заключением названной комиссии от 04 мая 2009 г.. Сам факт проведения публичных слушаний и порядок их проведения прокурором не оспаривается.

Согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР (Завьяловский отдел), земельные участки с кадастровыми номерами 18:08:010010:140 и 18:08:011015:67 ликвидированы в связи с делением и образованием новых земельных участков.

На момент принятия Главой Администрации МО «Завьяловский район» оспариваемого постановления, земельные участки, принадлежащие в настоящее время заинтересованным лицам, не были выделены в самостоятельные участки из земельных участков с кадастровыми номерами 18:08:010010:142, 18:08:010010:140, 18:08:011015:67 и образовывали единые земельные участки. Собственниками указанных земельных участков являлись Горбунова И.В. и Горбунов В.В.

Земельные участки, которые образовались в результате деления земельных участков с кадастровыми номерами 18:08:010010:142, 18:08:010010:140, 18:08:011015:67, в настоящее время принадлежат на праве собственности лицам, привлеченным к участию в деле. Право собственности заинтересованных лиц подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые приобщены к материалам настоящего гражданского дела.

    Согласно письму начальника Завьяловского отдела Управления Росреестра по Удмуртской Республике № 07-62/4632 от 11 ноября 2010 г. данные земельные участки с кадастровыми номерами 18:08:010010:142, 18:08:010010:140, 18:08:011015:67 относятся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид угодья - пашня. Земельные угодья, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции, являются сельскохозяйственными угодьями, в состав сельскохозяйственных угодий входят: пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы и пастбища.

    На основании установленных обстоятельств суд приходит к следующим выводам.

    Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.

    В силу пункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

    Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено п. 1 ст. 7 названного Кодекса, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.

    Как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, спорные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения и не входят в состав границ какого-либо населенного пункта.

    Поскольку объектом земельных отношений согласно пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

    Часть 3 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29декабря 2004 г. № 191-ФЗ обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.

    Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что данные правила должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

    В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

    В абзаце втором пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ указано, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Однако нормы данной статьи свидетельствуют о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.

    Доказательств проведения зонирования территории, в границах которой расположены земельные участки, принадлежащие заинтересованным лицам, с установленным разрешенным использованием земельных участков, в материалы дела не представлено.

Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 ЗК РФ и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.

    Использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается в порядке, предусмотренном статьей 81 Земельного кодекса РФ, путем предоставления земель этой категории гражданам и их объединениям - для ведения дачного строительства.

    Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (пункт 2 названной нормы).

    Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан» регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов (статья 2 Закона).

    Вышеуказанный Закон предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.

    Следующим этапом является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков в собственность или на ином вещном праве (статьи 12, 14 Закона).

    Таким образом, нормы Земельного кодекса РФ, Федерального закона «О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан» допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

    По смыслу положений пункта 1 статьи 16 во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление земельных участков «для размещения дачного некоммерческого объединения граждан» осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения.

    По смыслу названного закона граждане вправе вести дачное хозяйство (дачное строительство) в индивидуальном порядке на территории образованных дачных некоммерческих объединений граждан. Использование земельных участков для дачного строительства вне территорий образованных дачных некоммерческих объединений граждан законом не предусмотрено.

    Статьей 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в частности, сельскохозяйственные угодья.

    В силу пункта 1 статьи 79 названного Кодекса сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

    В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 г. решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 этого же Закона, с учетом результатов публичных слушаний.

    Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.

    Вместе с тем, в силу пункта 6 статьи 36 названного Кодекса для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно пункту 7 указанной статьи использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

    В настоящее время отсутствует федеральный закон, который бы определял уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, полномочный определять использование таких земельных участков, а также порядок принятия решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

    Пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», по мнению суда, таким законом не является.

    В связи с чем Глава администрации не вправе был принимать решение об изменении вида разрешенного использования принадлежащих в настоящее время заинтересованным лицам, земельных участков.

Кроме того, изменение разрешенного использования земельных участков противоречит понятию дачного земельного участка, установленного статьей 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». По дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Земельные участки, в отношении которых вынесены оспариваемее прокурором постановления, имеют большую площадь, значительно превышающую необходимую для ведения дачного хозяйства конкретным гражданином. Как следует из объяснений Горбунова В.В. изменение разрешенного использования земельных участков необходимо для дальнейшего разделения этих земельных участков с целью их перепродажи, строительства на них жилых домов. Для чего в настоящее время проводятся работы по проектированию газоснабжения, водоснабжения и электроснабжения земельных участков.

     В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что у Администрации МО «Завьяловский район» не было предусмотренных законодательством оснований для принятия оспариваемых постановлений об изменении вида разрешенного использования.

    Изменение оспариваемым Прокурором постановлением в нарушение закона целевого использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, подлежащих в соответствии с земельным законодательством особой охране, безусловно нарушает интересы Российской Федерации, поскольку ставит под угрозу сохранность указанных земель.

    На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 4, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) оспариваемые прокурором постановления в целях защиты публичных интересов подлежат признанию незаконными.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

    Заявление Прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики удовлетворить.

    Признать незаконным Постановление Администрации Муниципального образования «Завьяловский район» от 22 мая 2009 г. № 1532 «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Завьяловский районный суд.

    Мотивированное решение изготовлено судьей 19 мая 2011 года.

Председательствующий судья                                      Н.Н. Сентякова.