дело № 2-114/2011 Именем Российской Федерации 15 апреля 2011 г. село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Сентяковой Н.Н., при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А., с участием: - помощника прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики Лебедева Д.М., - представителей ответчиков: - Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики (далее - Администрация МО «Завьяловский район») Сычугова А.А. (доверенность от 11 января 2011 года сроком на 1 год); - Главы Муниципального образования «Октябрьское» Зиятдинова Б.Х.; - Главы Муниципального образования «Первомайское» Дмитриевой Л.Л.; - представителей третьих лиц: - Министерства транспорта и дорожного хозяйства УР Кунаевой Н.В. (доверенность №2 от 11 января 2011 года сроком по 31 декабря 2011 года); - Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по УР Соколова Н.Н. (доверенность № 17/8-271 от 31 января 2011 года сроком до 31 января 2011 года); - Государственного научного учреждения научно исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук Красноперовой О.В. (доверенность №2 от 11 января 2011 года сроком по 31 декабря 2011 года), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации МО «Завьяловский район», Администрации МО «Октябрьское», Администрации МО «Первомайское», выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги, расположенной в границах муниципального образования «Завьяловский район» и соединяющей между собой автомобильную дорогу Ижевск-Аэропорт и населенные пункты д. Чемошур и с. Первомайский, о возложении на Администрацию МО «Завьяловский район», Администрацию МО «Октябрьское», Администрацию МО «Первомайское» в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия по приведению данной дороги в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», У С Т А Н О В И Л: Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением. Свои требования мотивирует тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что автомобильная дорога, соединяющая автомобильную дорогу Ижевск-Аэропорт и населенные пункты д. Чемошур и с. Первомайский, не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, недостатки дороги имеют параметры, превышающие предельно допустимые значения ГОСТ Р50597-93. Согласно акту контрольной проверки вышеуказанной автомобильной дороги, проведенной 18 июня 2010 года сотрудниками ОГИБДД ОВД по Завьяловскому району, установлены следующие недостатки (отчет километража от автомобильной дороги Ижевск-Аэропорт): - на 0 км обнаружен несанкционированный съезд, разрушение обочин, сколы края проезжей части, наличие древесно-кустарниковой растительности; - на 0,4 км наличие выбоин, превышающих предельно допустимые размеры; - с 0,6 км по 1,1 км отсутствует обочина, имеются сколы края дорожного покрытия, наличествуют опасные повороты, необозначенные дорожными знаками, отсутствует видимость по причине наличия древесно-кустарниковой растительности; - с 1,3 км по 1,7 км - наличие выбоин, превышающих предельно допустимые размеры, сколы края проезжей части, разрушение обочин, наличие древесно-кустарниковой растительности; - 1,8 км (плотина) - отсутствуют дорожные ограждения, разрушение дорожного покрытия на 70%, отсутствует обочина, промоина шириной 0,8 м; - с 1,8 км по 3,5 км - дефекты дорожного покрытия, разрушение обочин, сколы края покрытия; - с 0 км по 3,5 км - на всем протяжении дороги отсутствуют пешеходная дорожка, технические средства организации дорожного движения (в том числе предупреждающие о наличии опасных условий движения), отсутствует освещение. Проведенной проверкой установлено, что обозначенная автомобильная дорога расположена в границах муниципального образования «Завьяловский район», вне границ населенных пунктов, не является дорогой федерального, регионального или межмуниципального значения либо частной автомобильной дорогой, относится к категории автомобильных дорог местного значения. Несоответствие состояния дороги требованиям ГОСТ Р50597-93 затрудняет движение транспорта, способствует созданию аварийных ситуаций на данной дороге. В 2009-2010 г.г. на имя Главы Администрации МО «Завьяловский район» направлены обращения по вопросу ненадлежащего состояния вышеуказанной автомобильной дороги, 28 мая 2010 года Управлением ГИБДД МВД УР Главе Администрации МО «Завьяловский район» вручено предписание об устранении нарушений. Недостатки, выявленные на данной автомобильной дороге, до настоящего времени не устранены, дорога не приведена в состояние, отвечающее требованиям безопасности дорожного движения. В результате бездействия Администрации МО «Завьяловский район» нарушаются гарантированные государством права и законные интересы граждан на безопасные условия движения по дорогам. В процессе рассмотрения настоящего дела по ходатайству Прокурора Завьяловского района в качестве соответчиков привлечены: Администрация МО «Октябрьское», Администрация МО «Первомайское», а также в порядке ст.39 ГПК РФ были уточнены исковые требования в вышеуказанным ответчикам.. Прокурором Завьяловского района в окончательном виде исковые требования к Администрации МО «Завьяловский район», Администрации МО «Октябрьское», Администрация МО «Первомайское» заявлены в следующем виде: Прокурор Завьяловского района просит: - Пункт 3 акта км 0+960 до км 1.1 оборудовать обочины, устранить сколы краев дорожного покрытия, обозначить дородными знаками опасные повороты ( не обозначенные дородными знаками), вырубить древесно-кустарниковую растительность по обочинам автомобильной дороги. - Пункт 4 Акта км 1,3 до км 1,7 провести ремонт выбоин, превышающих предельно допустимые размеры, произвести ремонт разрушенных обочин, сколов края проезжей части, вырубить древесно-кустарниковую растительность: - Пункт 6 Акта км 1,8 км (плотина пруда) установить дорожные ограждения, произвести ремонт разрушенного на 70% дорожного покрытия, отремонтировать обочины, устранить промоины шириной 0,8 метров. - Пункт 7 Акта км 0 до км 0+960 обозначить пешеходные дорожки, установить технические средства организации дорожного движения ( в том числе предупреждающие о наличии опасных условий движения), установить наружные осветительные установки. 3. Признать незаконным бездействие Администрации МО «Октябрьское», МО «Первомайское», выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги, соединяющей между собой автомобильную дорогу Ижевск-Аэропорт и населенные пункты д. Чемошур и с. Первомайский Завьяловского района Удмуртской Республики, расположенной в границах муниципального образования МО «Октябрьское», МО «Первомайское».. 4. Обязать Администрацию МО «Октябрьское», МО «Первомайское» в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия по приведению данной дороги в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: МО «Октябрьское» - Пункт 1 Акта на 0 км устранить место несанкционированного съезда, произвести ремонт разрушенных обочин, сколов края проезжей части, вырубить древесно-кустарниковую растительность по обочинам автомобильной дороги; - Пункт 2 Акта км 0,4 произвести ремонт выбоин, превышающих предельно допустимые размеры; - Пункт 3 Акта км 0,6 - км. 0,96 оборудовать обочины, устранить сколы краев дорожного покрытия, обозначить дорожными знаками опасные повороты (не обозначенные дорожными знаками), вырубить древесно-кустарниковую растительность по обочинам автомобильной дороги, установить наружные осветительные установки; - Пункт 7 Акта км 0 до км 0,960 км обозначить пешеходные дорожки, установить технические средства организации дорожного движения (в том числе предупреждающие о наличии опасных условий движения), установить наружные осветительные установки; В границах деревни Чемошур МО «Октябрьское»: - Пункт 6, 7 Акта км 1,930 до км 2,290 оборудовать обочины, устранить сколы краев дорожного покрытия, обозначить пешеходные дорожки, установить технические средства организации дорожного движения (в том числе предупреждающие о наличии опасных условий движения), установить наружные осветительные установки. МО «Первомайское» Пункт 6,7 Акта км 3,5 оборудовать обочины дороги, устранить сколы краев дорожного покрытия, обозначить пешеходные дорожки, установить технические средства организации дорожного движения (в том числе предупреждающие о наличии опасных условий движения), установить наружные осветительные установки. В судебном заседании помощник прокурора Лебедев Д.М. требования прокурора поддержал, сославшись на доводы, изложенные в заявлении прокурора. Представитель Администрации МО «Завьяловский район» Сычугов А.А. возражал против удовлетворения заявления прокурора, суду пояснил, что в соответствии с ФЗ №257 «Об автомобильных дорогах…» автомобильные дороги классифицируются от их значения. Указанная в заявлении Прокурора Завьяловского района автомобильная дорога, согласно Постановлению Правительства РФ №676 «О классификации автомобильных дорог» подпадает под критерии автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения, т.к. соединяет столицу УР и центры поселений с.Первомайский и с.Октябрьский. В соответствии со ст.12 ФЗ «Об автомобильных дорогах…» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ относится утверждение перечня автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Требования не подлежат удовлетворению. Глава Администрации МО «Первомайское» Дмитриева Л.Л., исковые требования Прокурора Завьяловского района не признала, суду пояснила, что в черте населенного пункта находится небольшой участок дороги, делить данную дорогу на участки ремонта бессмысленно. Поддерживает, что данная дорога относится по критериям к автодороге межмуниципального и регионального значения. Глава Администрации МО «Октябрьское» Зиятдинов Б.Х. исковые требования прокурора Завьяловского района не признал, поддержал объяснения представителя Администрации МО «Завьяловский район» и Главы МО «Первомайское». Представитель третьего лица - Министерства транспорта и дорожного хозяйства УР Кунаева Н.В. представила письменный отзыв на исковое заявление Прокурора Завьяловского района, в котором отмечено, что перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. На сегодняшний момент акт высшего исполнительного органа государственной власти УР, который утверждает перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не принят. Постановлением Правительства УР от 31.08.2009 года №245 утверждены критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в УР. Учитывая положение вышеуказанного постановления, если автомобильная дорога подпадает под данные критерии, то она может быть отнесена в соответствии с классификацией автомобильных дорог, к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения УР. В судебном заседании Кунаева Н.В. поясняла, что требования Прокурора Завьяловского района законны и обоснованны. Поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях, дополнительно суду пояснила, что на данный момент имеется постановление СМ УР от 1992 года. Перечня автомобильных дорог после принятия ФЗ№257 не имеется, есть только проект. Порядка отнесения автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения нет. Для того, чтобы отнести дорогу к той или иной категории необходима совокупность условий: соответствие критериям, закреплении дороги в собственности (УР, РФ), включение данной дороги в перечень автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Если спорная автодорога подпадает под критерии автомобильной дороги регионального или межмуниципального, то это не значит, что она таковой является, т.к. в собственности Удмуртской Республики она не находится. В настоящее время существует порядок передачи имущества из одной собственности в другую (из муниципальной в республиканскую), минуя этот порядок, спорную дорогу признать автодорогой регионального или межмуниципального значения нельзя. Без принятия данной дороги в муниципальную собственность, передать её в собственность УР невозможно. В качестве бесхозяйной на учет данную дорогу должен поставить орган местного самоуправления. Представитель третьего лица - Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по УР Соколов Н.Н. в суде указал, что требования Прокурора Завьяловского района являются законными и обоснованными. ФЗ №131 определяет полномочия муниципального района и поселений по решению вопросов местного значения. Выявленные недостатки должны быть устранены. В перечне автомобильных дорог межмуниципального и регионального значения данной дороги нет. Основные недостатки дороги находятся на межселенной территории, которые должна устранить Администрация МО «Завьяловский район». Представитель третьего лица - Государственного научного учреждения научно исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук Красноперова О.В. суду пояснила, что под дорогой земельных участков, находящихся в собственности УГНИИСХ, не имеется. Представитель Администрации г.Ижевска направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя третьего лица. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд определил: рассмотреть дело без участия представителя третьего лица - Администрации г.Ижевска УР. Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Право граждан на соблюдение их интересов при обеспечении безопасности дорожного движения закреплено статьей 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». В судебном заседании установлено, что автомобильная дорога, соединяющая автомобильную дорогу Ижевск-Аэропорт и населенные пункты д. Чемошур и с. Первомайский, находится в границах муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики, собственника не имеет. Данная дорога имеет следующие недостатки (отчет расстояния от автомобильной дороги Ижевск-Аэропорт): - на 0 км имеется несанкционированный съезд, разрушение обочин, сколы края проезжей части, наличие древесно-кустарниковой растительности; - на 0,4 км наличие выбоин, превышающих предельно допустимые размеры; - с 0,6 км по 1,1 км отсутствует обочина, имеются сколы края дорожного покрытия, наличествуют опасные повороты, необозначенные дорожными знаками, отсутствует видимость по причине наличия древесно-кустарниковой растительности; - с 1,3 км по 1,7 км - наличие выбоин, превышающих предельно допустимые размеры, сколы края проезжей части, разрушение обочин, наличие древесно-кустарниковой растительности; - 1,8 км (плотина) - отсутствуют дорожные ограждения, разрушение дорожного покрытия на 70%, отсутствует обочина, промоина шириной 0,8 м; - с 1,8 км по 3,5 км - дефекты дорожного покрытия, разрушение обочин, сколы края покрытия; - с 0 км по 3,5 км - на всем протяжении дороги отсутствуют пешеходная дорожка, технические средства организации дорожного движения (в том числе предупреждающие о наличии опасных условий движения), отсутствует освещение. 10 декабря 2009 г. главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Удмуртской Республике Галимовым А.А Главе Администрации МО «Завьяловский район» Юнусову М.З. направлено письмо № 17/5-4767, в котором предложено провести заседание районной комиссии (рабочего совещания) по обеспечению безопасности дорожного движения для рассмотрения вопроса организации устранения недостатков автомобильной дороги, соединяющей автомобильную дорогу Ижевск-Аэропорт и населенные пункты д. Чемошур и с. Первомайский. 28 мая 2010 г. главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Удмуртской Республике Галимовым А.А Главе Администрации МО «Завьяловский район» Юнусову М.З. вручено предписание с требованием в срок до 18.00 часов 31 мая 2010 г. организовать закрытие дороги до момента устранения нарушений требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Однако до настоящего времени указанные УГИБДД МВД по УР и прокурором недостатки дороги не устранены, дорога не приведена в состояние, отвечающее требованиям безопасности дорожного движения, о чем свидетельствует акт контрольной проверки дороги, проведенной 30 декабря 2010 года сотрудниками ОГИБДД ОВД по Завьяловскому району. Данные обстоятельства установлены на основании объяснений представителей участвующих в деле лиц, письма из Управления имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» от 3 сентября 2010 года, письма Государственного учреждения «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» от 17 июня 2010 года № 512/01-06, акта контрольной проверки автомобильной дороги, составленным ОГИБДД ОВД по Завьяловскому району 18 июня 2010 г., акта проверки участка автомобильной дороги, составленного межведомственной комиссией 28 мая 2010 г., письма заместителя государственного инспектора безопасности дорожного движения по Удмуртской Республике прокурору Завьяловского района от 3 июня 2010 г. № 17/5-2018, предписания Управления ГИБДД МВД по УР Главе Администрации МО «Завьяловский район» № 17/5-1919 от 28 мая 2010 г., писем начальника ОВД по Завьяловскому району Главе Администрации МО «Завьяловский район» от 25 ноября 2009 г. № 132/13494, от 10 марта 2010 г. № 132/2308, письма государственного инспектора безопасности дорожного движения по Удмуртской Республике Главе Администрации МО «Завьяловский район» от 10 декабря 2009 г. № 17/5-4767, уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № 07/012/2010-473 от 18 июня 2010 г. (об отсутствии государственной регистрации прав на спорную дорогу), акта контрольной проверки дорожных условий на автодороге Ижевск - Аэропорт 30 декабря 2010 года, письмом УГИБДД МВД по УР от 28 февраля 2011 года. В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»: - Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью (п. 3.1.1); - Предельные нормы отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (п. 3.1.2); - Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см. Возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается (п. 3.2.1); - Состояние укрепительных полос по степени деформации и ровности их покрытия должно соответствовать значениям, установленным для покрытий проезжей части (п. п. 3.1.1 и 3.1.2). Устранение дефектов укрепительной полосы следует осуществлять в течение не более 14 суток с момента обнаружения (3.2.2). - Повреждения грунтовых обочин (разделительных полос) не должны превышать значений, приведенных в таблице 6 (п. 3.2.3); - На пересечениях автомобильных дорог в одном уровне при отсутствии застройки должно быть обеспечено расстояние видимости в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил (3.3.1). - Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией (п. 4.1.1). - Замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток (п. 4.1.5). - Опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03 (п. 4.4.1). - Ограждения должны быть окрашены в соответствии с ГОСТ 13508. Не требуют окраски оцинкованные поверхности ограждений (п. 4.4.2). - Поврежденные элементы ограждений подлежат восстановлению или замене в течение 5 суток после обнаружения дефектов (п. 4.4.3). - Включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк (п. 4.6.1). Допускается частичное ( до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч (п. 4.6.4). Согласно п. 1 ГОСТ Р 50597-93 настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. В соответствии с «Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» при выполнении работ по содержанию работ должны осуществляться: поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов); противопаводковые мероприятия; восстановление земляного полотна и дорожной одежды на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 50 кв.м.; ликвидация колей глубиной до 30 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия. При выполнении работ по ремонту автомобильных дорог должны осуществляться: ремонт размытых и разрушенных участков автомобильных дорог; восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, отдельных звеньев прикромочных и телескопических лотков, быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, ливневой канализации; ликвидация колей глубиной до 45 мм и других неровностей методами поверхностного фрезерования, укладки нового слоя покрытия или поверхностной обработки; восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 500 кв.м. на один километр дороги. С учетом установленных судом обстоятельств суд признает обоснованными доводы прокурора о том, что автомобильная дорога, соединяющая автомобильную дорогу Ижевск-Аэропорт и населенные пункты д. Чемошур и с. Первомайский, не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, недостатки дороги имеют параметры, превышающие предельно допустимые значения ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Установленные в судебном заседания недостатки дороги затрудняют движение транспорта, способствуют созданию аварийных ситуаций на данной дороге. На основании приведенных требований нормативных актов суд находит требования прокурора о необходимости устранения указанных им недостатков дороги законными и обоснованными. Оценивая доводы прокурора Завьяловского района о возложении обязанности на Администрацию МО «Завьяловский район», МО «Октябрьское», МО «Первомайское» по ремонту автомобильной дороги, соединяющей между собой автомобильную дорогу Ижевск-Аэропорт и населенные пункты д.Чемошур и с.Первомайский Завьяловского района, а также анализируя доводы представителя Администрации МО «Завьяловский район» о том, что данная дорога по критериям относится к дороге регионального или межмуниципального значения, поэтому ответственность за надлежащее состояние дороги не может быть возложена на Администрацию МО «Завьяловский район», суд приходит к следующему. Согласно Постановлению Правительства УР от 31 августа 2009 года №245 «Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в УР» Автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения в Удмуртской Республике являются автомобильные дороги (за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального значения и их участков): соединяющие столицу Удмуртской Республики с административными центрами (столицами) других субъектов Российской Федерации; соединяющие столицу Удмуртской Республики с административными центрами муниципальных районов, городами, административными центрами поселений и иными населенными пунктами Удмуртской Республики (до границ соответствующего административного центра, населенного пункта); соединяющие между собой административные центры муниципальных районов, города, административные центры поселений (до границ соответствующего административного центра, населенного пункта); являющиеся подъездами от автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Удмуртской Республике к железнодорожным станциям, речным портам, аэропортам и автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и их участкам. В соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» №257-ФЗ от 08.11.2007 года - критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки (ч.8 ст.5 ФЗ №257-ФЗ); к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.5 ст.6 ФЗ №257-ФЗ). В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования в Удмуртской Республике республиканского и местного значения от 16 марта 1992 года, утвержденного постановлением Советом Министров УР № 104 от 16 марта 1992 года, а также Актом приема-передачи недвижимого имущества по состоянию на 18 января 2010 года, автомобильная дорога г.Ижевск - д.Чемошур - с.Первомайский - д.Нижний Вожой не включена в вышеуказанный Перечень и не находится в собственности Удмуртской Республики. В соответствии с Положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, утвержденном постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 декабря 2009 г. N 360 - Основными задачами Министерства являются: реализация государственной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства в Удмуртской Республике направленной на содержание и развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и обеспечивающей свободное перемещение населения, товаров, работ и услуг, единство экономического пространства, транспортную и экологическую безопасность; обеспечение надлежащей организации и финансирования выполнения полного комплекса работ и мероприятий по проектированию, содержанию, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Удмуртской Республике, формирования дорожной инфраструктуры указанных дорог. Министерство взаимодействует с Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики при осуществлении следующих функций: управление имуществом, находящимся в собственности Удмуртской Республики. В соответствии с п.5 ст.214 Гражданского кодекса РФ отнесение государственного имущества к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. Пунктом 1 ст. 26.10 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации имущество, средства бюджета субъекта Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, а также имущественные права субъекта Российской Федерации. В собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий субъекта Российской Федерации, указанных данным Законом; имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации; имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами (п. 1 ст. 26.11 названного Федерального закона). В свою очередь, находящееся в муниципальной собственности имущество составляет экономическую основу местного самоуправления, в связи с чем ст. 50 Закона N 131-ФЗ установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения. Также в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (в ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам, относящимся к муниципальной собственности, относятся объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), внешнего благоустройства. Суд отмечает, что Удмуртской Республике в лице уполномоченного исполнительного органа государственной власти, законом не предоставлено право принимать бесхозяйное имущество в собственность субъекта РФ в целях решения вопросов республиканского значения, и распоряжаться этим имуществом в своих интересах. Для распоряжения имуществом необходимо наличие государственной регистрации права собственности на этот объект, что следует из положений п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации. В то же время в соответствии со ст.225 Гражданского кодекса РФ орган местного самоуправления обладает полномочиями по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, на территории которого они находятся. Поскольку автомобильная дорога г.Ижевск - д.Чемошур - с.Первомайский - д.Нижний Вожой не поставлена на государственный учет, как объект недвижимого имущества, решить вопрос об отнесении данной дороги к дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения не представляется возможным. В суде установлено, что указанная дорога расположена в границах муниципального образования «Завьяловский район», а также проходит через населенные пункты муниципального образования «Октябрьское» и муниципального образования «Первомайское». Администрация муниципального образования «Завьяловский район», как орган местного самоуправления» имеет возможность поставить данное имущество на учет как бесхозяйную недвижимую вещь, а затем обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Суд также обращает внимание на имеющееся в материалах дела Постановление Главы Администрации муниципального образования «Завьяловский район от 06 мая 2009 года № 1333 «О постановке на учет бесхозяйного участка автодороги: г.Ижевск - д.Чемошур - с.Первомайский - д.Нижний Вожой. Из пункта 1 постановления усматривается, что указанная автомобильная дорога поставлена на временный учет как бесхозяйный объект. Управлению имущественных отношений Администрации муниципального образования «Завьяловский район» предписано в установленном порядке обратиться в Завьяловский отдел Управления федеральной регистрационной службы по УР с заявлением о постановке на учет имущества, указанного в п.1 постановления (пункт 2). Правовому управлению постановлено по истечении года, с момента постановки имущества на учет, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности. До настоящего времени данная автомобильная дорога не поставлена на учет в Управлении Росреестра УР как бесхозяйный объект. Таким образом, суд считает, что доводы представителя администрации МО «Завьяловский район» о том, что спорная дорога по критериям относится к дороге регионального или межмуниципального значения, поэтому ответственность за надлежащее состояние дороги не может быть возложена на Администрацию МО «Завьяловский район», не может быть принят судом во внимание. Согласно п. 10. ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Указанная прокурором дорога является дорогой общего пользования местного значения муниципального района Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно п.5 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местной деятельности муниципального района относится: - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст. 7 Устава муниципального образования «Завьяловский район», принятый Решением Завьяловской районной Думы от 16 июня 2005 года № 232, к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения. В соответствии с п. 7 ст. 33 Устава осуществление дорожной деятельности относится к полномочиям Администрации муниципального образования «Завьяловский район». В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уставами МО «Октябрьское» и МО «Первомайское» предусмотрено, что к полномочиям муниципального образования - сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Понятие дорожной деятельности определено в ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ. Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно ст. 15 названного Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления в области дорожной деятельности конкретизированы в ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; 3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения и о прекращении такого использования; 4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения; 5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; 6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; 7) определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; 8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; 9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; 11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; 12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. Статьей 14 названного Федерального закона установлено, что планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. Согласно ст. 16 названного Федерального закона проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом. С учетом приведенных положений законодательства лицами, ответственными за содержание дороги, являются: - в границах населенных пунктов МО «Октябрьское» - администрация муниципального образования «Октябрьское»; - в границах населенного пункта МО «Первомайское» - администрация муниципального образования «Первомайское»; - в границах муниципального образования «Завьяловский район» и вне границ населенных пунктов - Администрация Муниципального образования» Завьяловский район». Согласно сведеням Завьяловского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по УР от 26 января 2011 года, автомобильная дорога, расположенная в границах муниципального образования «Завьяловский район», соединяющая между собой автомобильную дорогу Ижевск-Аэропорт и населенные пункты д.Чемошур и с.Первомайский проходит по двум территориям муниципальных образований «Октябрьское» и «Первомайское» Завьяловского района. Автодорога частично проходит через населенные пункты с.Октябрьский и д.Чемошур муниципального образования «Октябрьское» и с.Первомайский муниципального образования «Первомайское». Протяженность автодороги, подлежащей ремонту, примерно составляет 3,6 км. Протяженность по территории населенного пункта с.Октябрьский составляет 0,96 км, по д.Чемошур составляет 0,3 км. Протяженность по с.Первомайский составляет 0,26 км. Остальная часть дороги 2,08 км проходит по межселенной территории муниципального образования «Завьяловский район». Таким образом, с нулевого км до 0,96 км и 1,93 км до 2,29 км обязанность по выполнению мероприятий по приведению данной дороги в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Октябрьское». На отметке 3,5 км данная обязанность должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Первомайское». С 0,96 км до 1,93 км и с 2,29 км до 3,5 км обязанность по выполнению мероприятий по приведению данной дороги в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» должна быть возложена на Администрацию муниципального образования «Завьяловский район». В результате бездействия администрации МО «Завьяловский район», администрации МО «Первомайское», Администрации МО «Октябрьское» нарушаются права и законные интересы граждан на безопасные условия движения по дорогам, гарантированные государством. Оценивая доводы прокурора, в течение которого указанные прокурором недостатки дороги подлежат устранению, суд исходит из следующего Частью 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Как указано выше, выявленные нарушения не только создают неудобства движению автотранспорта, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан. Данная автомобильная дорога нуждается в проведении работ, представляющих собой комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги, организации и обеспечения безопасности движения. Определяя срок, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения закона, прав и законных интересов граждан, суд считает необходимым определить его - в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, находя этот срок разумным. При этом суд исходит из характера имеющихся разрушений автомобильной дороги, а также времени, необходимого для устранения выявленных разрушений дороги (в том числе судом учитываются погодные условия и объем проводимых работ). В силу ст.ст. 254-255 ГПК РФ граждане, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы, созданы препятствия к осуществлению ими их прав и свобод, на них незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как разъяснил в своём постановлении от 10 февраля 2009 года № 2 Пленум Верховного суда РФ, к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления, его должностным лицом или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными акта и, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке. На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На момент обращения прокурора в суд круг лиц, в интересах которых обращается прокурор, является неопределенным, поскольку индивидуализировать лиц, которые пользуются данной дорогой невозможно. Таким образом, с учетом изложенного суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, р е ш и л: Исковое заявление Прокурора Завьяловского района УР удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Администрации МО «Завьяловский район», выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги, расположенной в границах муниципального образования «Завьяловский район» и соединяющей между собой автомобильную дорогу Ижевск-Аэропорт и населенные пункты д. Чемошур и с. Первомайский Завьяловского района Удмуртской Республики вне границ населенных пунктов МО «Октябрьское» и МО «Первомайское». Обязать Администрацию МО «Завьяловский район» в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия по приведению данной дороги в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: - на участке с 0,96 км до 1,1 км оборудовать обочины, устранить сколы краев дорожного покрытия, обозначить дорожными знаками опасные повороты (не обозначенные дорожными знаками), вырубить древесно-кустарниковую растительность по обочинам автомобильной дороги; - на участке с 1,3 км по 1,7 км провести ремонт выбоин, превышающих предельно допустимые размеры, произвести ремонт разрушенных обочин, сколов края проезжей части, вырубить древесно-кустарниковую растительность: - на 1,8 км (плотина пруда) установить дорожные ограждения, произвести ремонт разрушенного на 70% дорожного покрытия, отремонтировать обочины, устранить промоины шириной 0,8 метров. Признать незаконным бездействие Администрации МО «Октябрьское», выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги, расположенной в границах муниципального образования «Октябрьское» и соединяющей между собой автомобильную дорогу Ижевск-Аэропорт и населенные пункты д. Чемошур и с. Первомайский Завьяловского района Удмуртской Республики. Обязать Администрацию МО «Октябрьское» в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия по приведению данной дороги в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: - на нулевом км устранить место несанкционированного съезда, произвести произвести ремонт разрушенных обочин, сколов края проезжей части, вырубить древесно-кустарниковую растительность; - на 0,4 км произвести ремонт выбоин, превышающих предельно допустимые размеры; - на участке с 0,6 км до 0,96 км оборудовать обочины, устранить сколы краев дорожного покрытия, обозначить дорожными знаками опасные повороты, вырубить древесно-кустарниковую растительность по обочинам автомобильной дороги, установить наружные осветительные установки; - на участке от 0 км до 0,96 км обозначить пешеходные дорожки, установить технические средства организации дорожного движения (в том числе предупреждающие о наличии опасных условий движения), установить наружные осветительные установки - на участке от 1,93 км до 2,29 км оборудовать обочины, устранить сколы краев дорожного покрытия, обозначить пешеходные дорожки, установить технические средства организации дорожного движения (в том числе предупреждающие о наличии опасных условий движения), установить наружные осветительные установки. Признать незаконным бездействие Администрации МО «Первомайское», выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги, расположенной в границах муниципального образования «Первомайское» и соединяющей между собой автомобильную дорогу Ижевск-Аэропорт и населенные пункты д. Чемошур и с. Первомайский Завьяловского района Удмуртской Республики. Обязать Администрацию МО «Первомайское» в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия по приведению данной дороги в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: - на 3,5 км устранить оборудовать обочины дороги, устранить сколы краев дорожного покрытия, обозначить пешеходные дорожки, установить технические средства организации дорожного движения (в том числе предупреждающие о наличии опасных условий движения), установить наружные осветительные установки. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение. Мотивированное решение изготовлено судьей 10 мая 2011 года. Председательствующий судья Н.Н. Сентякова ---я