О признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда (в з/с не вступило)



дело № 2-768/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 июня 2011 года                                                                              село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Гулящих А.В.,

при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А.,

с участием:

- истца Малых Н.Ю.,

- представителя ответчика - Ивановой Г.П. (доверенность от -дата- сроком на 1 год),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малых Н.Ю. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (далее - Управление Пенсионного фонда) о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда от -дата-, о возложении на Управление Пенсионного фонда обязанностей включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода его службы в Советской армии с -дата- по -дата- и назначить и выплачивать ему досрочную трудовую пенсию со дня обращения за её назначением - с -дата-,

у с т а н о в и л:

Малых Н.Ю. обратился в суд с вышеуказанным иском к Управлению Пенсионного фонда. Также просил взыскать с Управления Пенсионного фонда расходы по оплате государственной пошлины в размере в размере <данные изъяты>.

В обоснование своих требований в исковом заявлении указал, что считает отказ Управления Пенсионного фонда в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, поскольку в стаж, дающий право на досрочное назначение такой пенсии, необоснованно не включен период его службы по призыву в Советской армии с -дата- по -дата-. Полагает, что период службы в армии должен быть включен в его педагогический стаж на основании подп. «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

В судебном заседании истица Малых Н.Ю. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Иванова Г.П. исковые требования не признала, суду пояснила, что считает отказ истцу в назначении досрочной трудовой пенсии законным и обоснованным, поскольку действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, службы в армии.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что истец Малых Н.Ю., -дата- года рождения, -дата- обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ), предоставив необходимые для этого документы.

Решением Управления Пенсионного фонда от -дата- Малых Н.Ю. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по указанному основанию было отказано, поскольку, по мнению Управления Пенсионного фонда, на момент обращения Малых Н.Ю. в Управление Пенсионного фонда его стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, составлял <данные изъяты>, то есть менее требуемых 25 лет.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании объяснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются.

Проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства, суд считает необходимым признать решение Управления Пенсионного фонда об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

Управлением Пенсионного фонда при рассмотрении заявления истца о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости не рассматривался и не был включен в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, период службы истца по призыву в Советской армии с -дата- по -дата-.

Служба истца в Советской армии в указанный период подтверждается записями в военном билете истца, справкой Отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по Завьяловскому району от -дата- и ответчиком не оспаривается.

Суд считает необходимым включить этот период в стаж, дающий право истцу на досрочное назначение пенсии по старости по следующим основаниям.

Малых Н.Ю. обратился в Управление Пенсионного фонда в период действия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ), который определяет основания и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 данного федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости. Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список должностей и учреждений 2002 года), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила 2002 года), утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 мая 2009 года № 445).

Данное постановление действовало на момент рассмотрения Управлением Пенсионного фонда заявления Малых Н.Ю. о назначении ему пенсии и действует на момент рассмотрения дела в суде.

В соответствии со Списком должностей и учреждений 2002 года служба в армии не дает права на досрочное назначение пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Однако, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлениях от 29 января 2004 года № 2-П, от 15 июня 1998 года № 18-П, определениях от 6 декабря 2001 года № 310-О, от 5 ноября 2002 года № 320-О, от 6 марта 2003 года № 107-О, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям действовавшее в спорный период Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (далее - Положение 1959 года).

Как указал Конституционный Суд РФ права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.

То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истца на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Положением 1959 года установлено, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, засчитывается служба в рядах советской армии (подпункт «г» пункта 1).

Период службы в армии составляет менее 1/3 стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.

Таким образом, Малых Н.Ю. имел право на зачет указанного периода в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

То обстоятельство, что на момент решения вопроса об его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства прав будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды работы Малых Н.Ю. в вышеуказанной должности подлежали включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени её обращения за назначением пенсии и времени возникновения у неё права на досрочное назначение пенсии по старости.

Период службы истца в Советской армии с -дата- по -дата- составляет <данные изъяты>.

С учетом спорного периода работы, а также признанных ответчиком периодов работы, подлежащих включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (<данные изъяты>), общий стаж работы Малых Н.Ю., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда составлял более 25 лет (<данные изъяты>).

При таких обстоятельствах у Управления Пенсионного фонда не было оснований для отказа в назначении и выплате Малых Н.Ю. досрочной трудовой пенсии по старости.

Нарушенное право истца на досрочное пенсионное обеспечение подлежит восстановлению. В связи с чем суд считает необходимым на основании ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обязать ответчика назначить и выплатить Малых Н.Ю. трудовую пенсию по старости со дня его обращения за данной пенсией - с -дата-.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в сумме <данные изъяты>, что подтверждается чеком-ордером от -дата-. Поскольку судом исковые требования истицы признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд также считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца все понесенные им судебные расходы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Малых Н.Ю. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики от -дата- об отказе в досрочном назначении Малых Н.Ю. трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ).

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики включить в стаж работы Малых Н.Ю., дающей ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ), период его службы в Советской армии с -дата- по -дата-.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики назначить и выплачивать Малых Н.Ю. трудовую пенсию по старости со дня обращения за назначением данной пенсии - с -дата-.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики в пользу Малых Н.Ю. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Завьяловский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Председательствующий судья                                            А.В. Гулящих