дело № 2-767/2011 Именем Российской Федерации 6 июня 2011 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Гулящих А.В., при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А., с участием: - истицы Власовой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власовой М.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (далее - Управление Пенсионного фонда) о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда № от -дата-, о возложении на Управление Пенсионного фонда обязанностей: включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды её работы: с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата-; и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на неё как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, у с т а н о в и л: Власова М.М. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Управлению Пенсионного фонда. Также просила взыскать с Управления Пенсионного фонда расходы по оплате государственной пошлины в размере в размере 200 рублей. Свои требования Власова М.М. мотивирует тем, что -дата- она обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, отработавшему в учреждениях для детей более 25 лет, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № от -дата- ей было отказано в назначении пенсии, поскольку Управление Пенсионного фонда посчитало, что её педагогический стаж работы на дату подачи заявления составляет менее 25 лет. Указанные истицей периоды её работы в должности <данные изъяты> она просит включить в специальный стаж, поскольку в эти периоды она выполняла установленную норму педагогической нагрузки. В судебном заседании истица Власова М.М. свои исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Ответчик Управление Пенсионного фонда явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представителем ответчика Ивановой Г.П. (доверенность № от -дата-) представлен письменный отзыв на иск Власовой М.М., в котором она исковые требования не признала. В возражениях на иск представителем ответчика указано, что спорные периоды работы истицы не подлежат учету при определении её права на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку после принятия Правительством РФ Постановления № 191 от 3 апреля 2003 года Постановление Президиума Госсовета и Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 года № 82/528 Постановлением Правительства Удмуртской Республики № 76 от 3 мая 2005 года отменено. Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, пенсионное дело Власовой М.М., суд приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что Власова М.М., -дата- года рождения, с -дата- по настоящее время работает в должности <данные изъяты> (-дата- реорганизован в <данные изъяты>, -дата- реорганизован путем присоединения к <данные изъяты>). -дата- истица Власова М.М. обратилась в Управление Пенсионного фонда с просьбой о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ). Решением Управления Пенсионного фонда № от -дата- Власовой М.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по указанному основанию было отказано, поскольку Комиссией по рассмотрения вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда признан стаж Власовой М.М., дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение, на момент её обращения в Управление Пенсионного фонда - <данные изъяты>, то есть менее требуемых 25 лет (протокол комиссии № от -дата-). В стаж работы истицы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не были включены периоды работы Власовой М.М. в должности <данные изъяты> с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата-, так как, по мнению Комиссии по рассмотрения вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда, в указанные периоды времени Власовой М.М. не выполнена педагогическая нагрузка, установленная за ставку заработной платы (36 часов в неделю). Данные обстоятельства установлены в судебном заседании объяснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются. Проверив обоснованность отказа Управления Пенсионного фонда в назначении истице трудовой пенсии по старости, суд признает его незаконным по следующим основаниям. Власова М.М. обратилась в Управление Пенсионного фонда в период действия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, который определяет основания и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 данного федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости. Пунктом 2 этой же нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список должностей и учреждений 2002 года), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила 2002 года). Данное постановление действовало на момент рассмотрения Управлением Пенсионного фонда заявления Власовой М.М. о назначении ей пенсии и действует на момент рассмотрения дела в суде. Именно оно подлежит применению при определении права Власовой М.М. на досрочное назначение пенсии. В соответствии с Правилами 2002 года в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений 2002 года. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» Списка - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка. Власова М.М. с -дата- по настоящее время работает в должности <данные изъяты> Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истицы, справкой работодателя от -дата- №, имеющимися в пенсионном деле истицы, и ответчиком не оспариваются. Таким образом, должность и учреждение, в котором работала в оспариваемый период истица, предусмотрены вышеуказанным Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. В соответствии с п. 4 Правил, начиная с 1 сентября 2000 года периоды работы в должностях и учреждениях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости, засчитываются в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. В судебном заседании установлено, что в период работы Власовой М.М. в должности <данные изъяты> с -дата- по -дата- её педагогическая нагрузка, установленная за ставку заработной платы, составляла 20 часов в неделю, а с -дата- по -дата- и с -дата- по -дата- - 30 часов в неделю. Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании материалами пенсионного дела Власовой М.М., справкой работодателя от -дата- № и самой истицей в судебном заседании не оспаривается. С этим соглашается и представитель ответчика в своем отзыве на иск. В остальные периоды работы истицы после 1 сентября 2000 года педагогическая нагрузка истицы, установленная за ставку заработной платы, составляла 36 часов в неделю. Статьей 333 Трудового кодекса РФ установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации. Пунктом 1 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 03 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» воспитателям дошкольных образовательных учреждений установлена продолжительность рабочего времени 36 часов и норма часов педагогической работы за ставку заработной платы 36 часов. Вместе с тем, в силу статьи 6 Трудового Кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, устанавливающие более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 4 Постановления Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 года N 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» (с изменениями от 31 января 200 года, 31 марта 2000 года, 8 апреля 2004 года, 13 апреля 2004 года), с 1 января 1996 года до 8 апреля 2004 года было разрешено снижать учебную нагрузку воспитателям дошкольных учреждений до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями. Таким образом, нормативным актом субъекта Российской Федерации воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом Российской Федерации, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (пункт 7 (пункт 8 в редакции от 13 апреля 2004 года) Постановления Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 года N 82/258). То обстоятельство, что указанный нормативный правовой акт в настоящее время утратил силу, не препятствует его применению, поскольку с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 18-П от 15 июня 1998 года и в Определении № 320-О от 5 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные акты, утратившие силу, но действующие в спорный период деятельности. Таким образом, выполнение Власовой М.М. в периоды с -дата- по -дата- и с -дата- по -дата- педагогической нагрузки в 30 часов в неделю предусматривалось действующим законодательством Удмуртской Республики, что не противоречит законодательству Российской Федерации. Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из заработка, в том числе и в Пенсионный фонд, производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы, без ограничения от нормы фактически отработанных часов. Поэтому отказ ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанные периоды работы истицы является неправомерным. Период же работы истицы с -дата- по -дата- ответчиком обоснованно не включен в специальный стаж истицы, поскольку в указанный период ею её не выполнялась педагогическая нагрузка, установленная за ставку заработной платы (30 часов в неделю). В совокупности стаж работы Власовой М.М., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на момент обращения истицы за назначением пенсии (по -дата- включительно) составлял 25 лет 0 месяцев 0 дней (24 года 6 месяцев 13 дней (стаж, признанный ответчиком в справке «Сведения о трудовом стаже») + 1 месяц 1 день + 4 месяца 16 дней). Согласно статье 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления. Таким образом, обязательными условиями досрочного назначения трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами. Судом установлено, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истица обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, -дата-. На день обращения истицы за назначением трудовой пенсии и приема ответчиком её заявления со всеми необходимыми документами и на момент вынесения оспариваемого истицей решения стаж работы истицы, дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, с учетом спорных период работы составлял более 25 лет. При таких обстоятельствах суд находит исковые требования истицы подлежащими частичному удовлетворению. На основании ст. 98 ГПК РФ в связи с удовлетворением судом исковых требований истицы в её пользу с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, - в размере <данные изъяты>. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Власовой М.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики удовлетворить частично. Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики № от -дата- в части невключения в стаж работы Власовой М.М., дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ), периодов её работы в должности <данные изъяты> с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата- и отказа в назначении Власовой М.М. трудовой пенсии по старости. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики включить в стаж работы Власовой М.М., дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды её работы в должности <данные изъяты> с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата- и назначить и выплачивать Власовой М.М. трудовую пенсию по старости со дня возникновения права на неё - с -дата-. Во включении в стаж работы Власовой М.М., дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ), период её работы в должности <данные изъяты> с -дата- по -дата-, Власовой М.М. отказать. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики в пользу Власовой М.М. государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Завьяловский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения. Председательствующий судья А.В. Гулящих