дело № 2-760/2011 Именем Российской Федерации 8 июня 2011 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Гулящих А.В., при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А., с участием: - представителя истицы Сусловой Т.С. (доверенность от -дата- сроком на 3 года), - представителя ответчика Ивановой Г.П. (доверенность № от -дата- сроком на 1 год), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильясовой Л.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (далее - Управление Пенсионного фонда) о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда № от -дата- и протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов граждан Управления Пенсионного фонда № от -дата-, о возложении на Управление Пенсионного фонда обязанности назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на неё как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, у с т а н о в и л: Ильясова Л.Н. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Управлению Пенсионного фонда. В обоснование своих требований в исковом заявлении указала, что считает отказ Управления Пенсионного фонда в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, поскольку в стаж, дающий право на досрочное назначение такой пенсии, необоснованно не включены периоды её нахождения в отпуске по уходу за ребенком, нахождения в частично-оплачиваемом отпуске и периоды работы, когда, по мнению Управления Пенсионного фонда, ею не выполнена норма педагогической нагрузки. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж, поскольку действовавшее на тот период законодательство предусматривало такую возможность. Период нахождения в отпуске по уходе за ребенком подлежит включению в специальный стаж в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ. Поскольку её отпуск по уходу за ребенком начался в период действия ст. 167 КЗоТ, он подлежит включению в её специальный трудовой стаж. Исключение периода нахождения в частично-оплачиваемом отпуске со ссылкой на Правила № от -дата- неправомерно в связи с тем, что указанный период протекал до принятия данных Правил. Данные Правила обратной силы не имеют. Периоды, когда, по мнению ответчика, она не вырабатывала норму педагогической нагрузки, подлежат включению в специальный стаж, поскольку она вырабатывала норму педагогической нагрузки, установленной в соответствии с Постановлением Президиума Госсовета и Правительства Удмуртской Республики от -дата- №, согласно которому нагрузка воспитателей дошкольных учреждений была снижена до 30 часов. В спорные периоды она работала воспитателем в детском саду и выполняла установленную норму педагогической нагрузки в 30 часов в неделю. Истица Ильясова Л.Н. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. На основании ст.ст. 48 и 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в её отсутствие с участием её представителя Сусловой Т.С. В судебном заседании представитель истицы Суслова Т.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Иванова Г.П. исковые требования не признала, суду пояснила, что считает отказ истице в назначении досрочной трудовой пенсии законным и обоснованным, поскольку действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода частично-оплачиваемого отпуска и отпуска по уходу за ребенком после -дата-. В периоды с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата- истицей не выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы (36 часов в неделю). Правом устанавливать продолжительность рабочего времени педагогических работников за ставку заработной платы наделено Правительство РФ, а не субъекты РФ. Такая норма установлена Постановлением Правительством РФ № 191 от 3 апреля 2003 года в 36 часов в неделю. С момента принятия данного постановления Постановление Президиума Госсовета и Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 г. № 82/528 должно было быть пересмотрено. Постановлением Правительства Удмуртской Республики № 76 от 3 мая 2005 года оно было отменено. Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что истица Ильясова Л.Н., -дата- рождения, -дата- обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ), предоставив необходимые для этого документы. Решением Управления Пенсионного фонда от -дата- № Ильясовой Л.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по указанному основанию было отказано, поскольку, по мнению Управления Пенсионного фонда, на момент обращения Ильясовой Л.Н. в Управление Пенсионного фонда стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, составлял 24 года 0 месяцев 20 дней, то есть менее требуемых 25 лет. В стаж работы истицы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не были включены периоды: с -дата- по -дата- - нахождения в отпуске по уходу за ребенком в период работы в должности воспитателя в яслях-саду №; с -дата- по -дата- - нахождения в частично оплачиваемом отпуске в период работы в должности воспитателя в яслях-саду №; с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата- - её работы в должности воспитателя в ГДОУ "Ц", так как, по мнению Комиссии по рассмотрения вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда, в указанные периоды времени С.М.В. не выполнена педагогическая нагрузка, установленная за ставку заработной платы (36 часов в неделю). Данные обстоятельства установлены в судебном заседании объяснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются. Проверив законность отказа Управления Пенсионного фонда в назначении истице трудовой пенсии по старости, суд признает его незаконным по следующим основаниям. Ильясова Л.Н. обратилась в Управление Пенсионного фонда в период действия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, который определяет основания и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 данного федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости. Пунктом 2 этой же нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список должностей и учреждений 2002 г.), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила 2002 г.). Данное постановление действовало на момент рассмотрения Управлением Пенсионного фонда заявления Ильясовой Л.Н. о назначении ей пенсии и действует на момент рассмотрения дела в суде. Именно оно подлежит применению при определении права Ильясовой Л.Н. на досрочное назначение пенсии. В соответствии с Правилами 2002 г. в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений 2002 г.. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» Списка - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка. Ильясова Л.Н. в спорные периоды работала в должности воспитателя детского сада. Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истицы, справками работодателя, имеющимися в пенсионном деле истицы, и ответчиком не оспариваются. Таким образом, должность и учреждение, в котором работала в оспариваемый период истица, предусмотрены вышеуказанным Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. Кроме того, работа в должности воспитателя детского сада давала право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пенсии по выслуге лет) и действовавшими в спорные периоды нормативными правовыми актами, в том числе постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463. В соответствии с п. 4 Правил, начиная с 1 сентября 2000 г. периоды работы в должностях и учреждениях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости, засчитываются в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. В судебном заседании установлено, что в период работы Ильясовой Л.Н. в должности воспитателя детского сада с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата- её педагогическая нагрузка, установленная за ставку заработной платы, составляла 30 часов в неделю. Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании материалами пенсионного дела Ильясовой Л.Н., справкой работодателя от -дата-, и представителем ответчика в судебном заседании не оспаривается. Статьей 333 Трудового кодекса РФ установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации. Пунктом 1 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 03 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» воспитателям дошкольных образовательных учреждений установлена продолжительность рабочего времени 36 часов и норма часов педагогической работы за ставку заработной платы 36 часов. Вместе с тем в силу статьи 6 Трудового Кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, устанавливающие более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 4 Постановления Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 г. N 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» (с изменениями от 31 января 200 г., 31 марта 2000 г., 8 апреля 2004 г., 13 апреля 2004 г.), с 1 января 1996 г. до 8 апреля 2004 г. было разрешено снижать учебную нагрузку воспитателям дошкольных учреждений до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями. Таким образом, нормативным актом субъекта Российской Федерации воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом Российской Федерации, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (пункт 7 (пункт 8 в редакции от 13 апреля 2004 г.) Постановления Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 г. N 82/258). То обстоятельство, что указанный нормативный правовой акт в настоящее время утратил силу, не препятствует его применению, поскольку с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 18-П от 15 июня 1998 г. и в Определении № 320-О от 5 ноября 2002 г., суд вправе применять нормативные акты, утратившие силу, но действующие в спорный период деятельности. Таким образом, выполнение Ильясовой Л.Н. в периоды с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата- педагогической нагрузки в 30 часов в неделю предусматривалось действующим законодательством Удмуртской Республики, что не противоречит законодательству Российской Федерации. Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из заработка, в том числе и в Пенсионный фонд, производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы, без ограничения от нормы фактически отработанных часов. Поэтому отказ ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанные периоды работы истицы является неправомерным. Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет: с -дата- по -дата- - во время работы в должности воспитателя в яслях-саду также подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до -дата- ответчиком включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. До 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», действовала статья 167 КЗоТ РФ, которая предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Необходимость учета указанных периодов при определении стажа, дающего право на назначение пенсии, предусматривалось Разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 7/10-30 от 6 июля 1982 года «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 году № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющих малолетних детей». Включение отпуска по уходу за ребенком в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, являлся социальной гарантией работника, предусмотренной законом. Поэтому данный период подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, независимо от каких-либо условий. Поскольку указанный отпуск по уходу за ребенком до достижения им трех лет начался в период действия указанных нормативных правовых актов, суд с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст.ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения и возможность реализации гражданином приобретенных на основе действующего законодательства прав, приходит к выводу о наличии оснований для зачета в педагогический стаж истицы указанного периода. Таким образом, указанный период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежали включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости, независимо от времени её обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости. Период с -дата- по -дата- - нахождения в частично оплачиваемом отпуске в период работы в должности воспитателя в яслях-саду № также необоснованно не исключен ответчиком из специального стажа истицы, поскольку действовавшее в этот период пенсионное законодательство не устанавливало требования о необходимости выполнения работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) постоянно в течение полного рабочего дня. Как правильно указано представителем истицы, ссылка ответчика на «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», является несостоятельной, поскольку данные Правила утверждены постановлением Правительства РФ № 516 11 июля 2002 года, то есть после истечения спорного периода. В совокупности стаж работы Ильясовой Л.Н., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», составляет 26 лет 5 месяцев 29 дней (24 года 0 месяцев 20 дней + 1 год 9 месяцев 8 дней + 1 месяц + 1 месяц 20 дней + 5 месяцев 11 дней). Согласно статье 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Судом установлено, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истица обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, -дата-. На день обращения истицы за назначением трудовой пенсии и приема ответчиком её заявления со всеми необходимыми документами, а также на момент вынесения оспариваемого истицей решения стаж работы истицы, дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, с учетом спорных период работы составлял более 25 лет. При таких обстоятельствах суд находит исковые требования истицы подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно ст. 102 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истицей при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, что подтверждается чеком-ордером № от -дата-. В соответствии с квитанцией к приходному кассовому ордеру ООО "А" № от -дата- истица понесла расходы по оплате юридических услуг по составлению искового заявления и представлению её интересов в суде в размере 3000 рублей. Также истцом понесены расходы по оформлению доверенности представителя в размере 500 рублей. Поскольку судом исковые требования истицы признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд также считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы все понесенные ею расходы. Расходы по оплате юридических услуг суд считает необходимым взыскать в заявленном истицей размере, находя их с учетом характера спора, количества судебных заседаний, необходимости поиска и получения доказательств разумными. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Ильясовой Л.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики удовлетворить. Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики № от -дата- и протокол заседания Комиссии по реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики № от -дата- в части невключения в стаж работы Ильясовой Л.Н., дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ), периодов: с -дата- по -дата- - нахождения в отпуске по уходу за ребенком в период работы в должности воспитателя в яслях-саду №; с -дата- по -дата- - нахождения в частично оплачиваемом отпуске в период работы в должности воспитателя в яслях-саду №; с -дата- по -дата-, с -дата- по -дата- - её работы в должности воспитателя в ГДОУ "Ц" и отказа в назначении Ильясовой Л.Н. трудовой пенсии по старости. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики назначить и выплачивать Ильясовой Л.Н. трудовую пенсию по старости со дня обращения за назначением данной пенсии - с -дата-. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики в пользу Ильясовой Л.Н. государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 3000 (трех тысяч) рублей, расходы по оформлению доверенности представителя в размере 500 (пятисот) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Завьяловский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2011 года. Председательствующий судья А.В. Гулящих