дело № 2-885/2011 Именем Российской Федерации 4 июля 2011 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Гущина С.Д., при секретаре судебного заседания Гуковой С.А., с участием: - заявителя Рассамахиной Л.А., ее представителя Миронова С.Р. (по доверенности от 17 июня 2011 года), - представителя заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Сычугова А.А. (по доверенности 16 июня 2011 года), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рассамахиной Л.А. к Администрации муниципального образования «Завьяловский район» УР (далее - Администрация МО «Завьяловский район») о признании незаконным отказа в переводе нежилого помещения в жилое, обязании Администрации МО «Завьяловский район» перевести нежилое помещение - кабинет технологии, расположенный по адресу: УР, <адрес>, в жилое помещение в течение 7 дней по вступлению решения в законную силу, у с т а н о в и л: Рассамахина Л.А. обратилась в суд с заявлением к Администрации МО «Завьяловский район» о признании незаконным отказа в переводе нежилого помещения в жилое, обязании Администрации МО «Завьяловский район» перевести нежилое помещение - кабинет технологии, расположенный по адресу: УР, <адрес>, в жилое помещение в течение 7 дней по вступлению решения в законную силу. Свои требования заявительница мотивировала тем, что является собственником нежилого помещения - кабинета технологии, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. В соответствии со ст.23 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) - дата - Рассамахина Л.А. обратилась в Администрацию муниципального образования «Завьяловский район» с заявлением о переводе указанного выше нежилого помещения в жилое помещение, приложив к нему необходимые документы. - дата - в письме Администрации МО «Завьяловский район» от - дата - № она получила отказ в переводе, при этом в качестве обоснования отказа было указано на необходимость получения заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР о том, что данное помещение отвечает установленным требованиям. Данное требование аргументировалось со ссылкой на письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР от 19.13.2010 № 1133. Кроме того, истребовался проект переустройства и (или) перепланировки. Заявительница считает данный отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение незаконным, поскольку законодатель в ст.23 ЖК РФ предусмотрел необходимость предоставления строго ограниченного перечня документов. Истребование от заявителя иных, не предусмотренных действующим законодательством документов, незаконно. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР от 19.13.2010 № 1133 официально не опубликовано, в связи с чем, нормы, содержащиеся в нем, не могут являться препятствием для осуществления прав заявительницы, т.к. не должны применяться. Требование Администрации МО «Завьяловский район» в части представления подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения заявительница также считает незаконным, так как на сегодняшний день у нее нет необходимости в производстве переустройства или перепланировки. Считает, что с учетом характера отношений, полноты представленных материалов, а также отсутствия необходимости проведения перепланировки, необходимо возложить на Администрацию МО «Завьяловский район» обязанность перевести нежилое помещение - кабинет технологии, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в жилое помещение в течение 7 дней по вступлении решения в законную силу. Определением суда от - дата - к участию в деле в качестве заинтересованного лица по ходатайству представителя заявителя было привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР. В судебном заседании заявительница свои требования поддержала полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в заявлении. Представитель заинтересованного лица администрации МО «Завьяловский район» Сычугов А.А. требования заявительницы не признал, считает требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В обоснование своих возражений он представил письменный отзыв, согласно которому указывает, что в главе 3 ЖК РФ определен порядок перевода нежилого помещения в жилое. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение должен соответствовать ст. 24 ЖК РФ, а также быть оформлен в виде уведомления, установленного Постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 N 502 "Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение" и содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 24 ЖК. Считает, что указанное письмо не может быть предметом обжалования, так как оно не содержит основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 ст. 24 ЖК РФ и выполнено не в форме утвержденной Постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 N 502. В связи с этим, просил в удовлетворении требований Рассамахиной Л.А. отказать. Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, просило рассмотреть дело в его отсутствие. По существу заявленных требований представило отзыв. В котором указал, что из выписки из технического паспорта нежилых помещений (по состоянию на - дата -) усматривается, что помещение по <адрес> не является жилым помещением. Для его перевода в статус жилого помещения необходимо выполнение ряда условий, которые установлены СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». К таким относятся нормирование таких показателей как коэффициент естественной освещенности в жилых комнатах и кухнях, продолжительность непрерывной инсоляции для помещений жилых зданий и др. Значения данных нормируемых показателей могут быть определены только специалистами, имеющими специальные познания в области проектирования жилых и общественных зданий. Делается это проведением специальных расчетов, при разработке и оформления в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого нежилого помещения в жилое. Данный проект подлежит прохождению экспертизы в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» или филиалах с целью определения соответствия проекта приведенным выше нормируемым гигиеническим параметрам, в целях обеспечения использования помещений в качестве жилого. Кроме этого, для принятия решения о соответствии переводимого нежилого помещения в жилое, требуется оценка обеспечения будущего жилого помещения соответствующим инженерным оборудованием (водоснабжение, канализация, удаление бытовых отходов), а также выполнение требований по отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений. На основании экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» или его филиала специалистами Управление Роспотребнадзора по УР или его территориального отдела, принимается решение о возможности перевода нежилого помещения в жилое. Данное решение направляется юридическому или физическому лицу в соответствии с их запросом. Принятие решения о переводе нежилого помещения в жилое без учёта выполнения требований СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» может привести к нарушению ст.23 Федерального Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Таким образом, в виду отсутствия оснований, при которых возможно перевести нежилое помещение в жилое, Управление Роспотребнадзора по УР возражало в удовлетворении заявления о признании незаконном отказа в переводе нежилого помещения в жилое. Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что Рассамахина Л.А. является собственником недвижимого имущества - кабинета технологии, назначение учебно-научное, площадью 124,3 кв.м., расположенного на 1 этаже по адресу: УР, <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности 18-АБ №, выданным на основании договора купли-продажи муниципального недвижимого имущества по результатам аукциона от - дата - №. Данное помещение является нежилым. - дата - Рассамахина Л.А. обратилась в Администрацию МО «Завьяловский район» с заявлением о переводе нежилого помещения - кабинета технологии в разряд жилых помещений. В качестве приложений к данному заявлению заявительница указала и представила: нотариально заверенную копию договора купли-продажи спорного объекта с приложением, нотариально заверенную копию свидетельства государственной регистрации права на спорное помещение, технический паспорт на здание амбулатории и КБО УР, расположенное в <адрес> УР, где расположен спорный объект, выписку из технического паспорта нежилых помещений. - дата - Глава Администрации МО «Завьяловский район» направил в адрес заявительницы ответ, в котором сообщает, что в соответствии с п.4 ст.22 ЖК РФ и письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР № 1133 от 19 марта 2010 года для перевода нежилого помещения в жилое необходимо предоставить заключение о том, что данное помещение отвечает установленным требованиям, также заявительнице было указано о предоставлении дополнительно подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения. Кроме того, в случае изменения конструктивных и других характеристик надежности и безопасности этого объекта необходимо получить разрешение на строительство. В связи с чем, согласно п.7 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ застройщик должен направить в Управление АСМХ Завьяловского района заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением соответствующих документов. Рассмотрение данного вопроса возможно только в случае предоставления всех необходимых документов. Данные обстоятельства установлены в судебном заседании объяснениями участников процесса, представленными письменными доказательствами, сторонами не оспариваются. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные или единоличные решение или действия (бездействия), в результате которых созданы препятствия к осуществлению гражданином своих прав и свобод. В соответствии с.п.6 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения. Главой 3 ЖК РФ (ст.ст.22-24 ЖК РФ) урегулирован порядок и определены условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, основания к отказу в таком переводе. Так, согласно ч.1, 4 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности, а также перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям, либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц. В силу частей 1,2,4 ст.23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч.2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений не позднее чем за сорок пять дней. Судом установлено, что Рассамахина Л.А. обратилась в установленном порядке с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое и с пакетом документов, указанных в ч.2 ст. 23 ЖК РФ, что не оспаривается представителем Администрации МО «Завьяловский район». Согласно ч. 3 ст. 23 ЖК РФ орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представления других документов, т.к. данный перечень является исчерпывающим. В соответствии со ст. 24 ч. 1 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Согласно п.5 ч.2 ст.23 ЖК РФ проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения необходим в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения. Решением Администрации МО «Завьяловский район» Рассамахиной Л.А. отказано в переводе в связи с не предоставлением необходимых для этого документов, а именно, проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Как установлено в судебном заседании, Рассамахина Л.А. не намерена проводить переустройство и перепланировку спорного помещения, использовать спорное помещение в качестве жилого помещения намерена в том виде, в котором помещение находится в настоящее время, поэтому ею не был приложен проект переустройства и (или) перепланировки указанного помещения к заявлению. Суд считает, что если Администрация при решении вопроса о переводе нежилого помещения в жилое установит, что в данном помещении требуется «проведение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ», то документ (уведомление) должен содержать перечень таких работ. В этом случае документ (уведомление) является промежуточным и, получив его, заявитель должен выполнить все указанные в нем предписания. Таким образом, суд считает, что заявительница Рассамахина Л.А. требования к документам о переводе нежилого помещения в жилое помещение, определенные в ст.ст. 22,23 ЖК РФ, выполнила. Передача документов, подтверждающих возможность перевода помещения в жилое помещение, доказана в суде перечнем документов, представленных 8 февраля 2011 года на перевод спорного помещения в жилой фонд. Претензий к их недействительности представителем Администрации МО «Завьяловский район» не высказывалось. В связи с этим, суд признает отказ Администрации МО «Завьяловский район» в переводе нежилого помещения - кабинет технологии, расположенный по адресу: УР, <адрес>, незаконным. Доводы представителя Администрации МО «Завьяловский район» о том, что обжалуемое письмо не может быть предметом обжалования, поскольку в нем не указано основание для отказа с обязательной ссылкой на нарушение, предусмотренное ст.24 ЖК РФ, а также выполнено в форме не соответствующей установленной Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 года № 502 «Об утверждении формы уведомления о переводе (отказа в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение», суд признает необоснованными. Согласно ст.24 ч.2 ЖК РФ решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 ст.24 ЖК РФ. Решение об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение, оформленное в виде письма, подписанное главой Администрации муниципального образования содержит основания отказа с указанием на нарушение заявительницей п.4 ст.24 ЖК РФ. Составление отказа по форме, не соответствующей установленной Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 года № 502 «Об утверждении формы уведомления о переводе (отказа в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение», не препятствует его обжалованию заявителем. Анализируя требования Рассамахиной Л.А. об обязании Администрации МО «Завьяловский район» перевести нежилое помещение - кабинет технологии, расположенный по адресу: УР <адрес> в жилое помещение в течение 7 дней по вступлению решения в законную силу суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином своих прав и свобод. В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:. .. на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности, в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод. Согласно ч. 2 - 3 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с ЖК РФ и другими федеральными законами. Следует отметить, что не каждому помещению можно присвоить статус жилого. Жилищный Кодекс предъявляет ряд требования, условий для перевода в состав жилого фонда. В жилое можно перевести помещение: (ст. 22 ЖК РФ), если: - на него отсутствует обременение права собственности; - к нему есть отдельный доступ, т.е. не нужно использовать проход, по которому обеспечивается доступ к иным жилым помещениями; - в результате ремонта, перепланировки в соответствии со всеми нормами и стандартами жилых помещений; - помещение признано пригодным для проживания по основаниям и в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 15 ЖК РФ). При использовании помещения после его перевода в качестве жилого должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования. Если хотя бы одно из условий, предусмотренных законом, не выполняется, то это является основание для отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение. Согласно п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494) признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Как установлено в судебном заседании и не оспаривается представителем Администрации МО «Завьяловский район» комиссия для оценки помещения, указанного в заявлении Рассамахиной Л.А., не создавалась, осмотр квартиры не производился, какие-либо акты не составлялись. Отказано Рассамахиной Л.А. было ввиду непредставления документов. Оценивая требования Рассамахиной на основании приведенных положений, суд приходит к выводу о том, что вопрос о признании нежилого помещения жилым помещением может быть решен только создаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации межведомственной комиссией. Суд не может обязать Администрацию МО «Завьяловский район» перевести нежилое помещение в жилое помещение лишь по представленным Рассамахиной Л.А. документам. Исходя из того, что Рассамахиной Л.А. было отказано по формальным основаниям в переводе нежилого помещения в жилое помещение через 35 дней после поступления заявления, суд считает необходимым обязать Администрацию муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики принять документы Рассамахиной Л.А., поскольку все необходимые документы заявителем представлены и препятствий к рассмотрению заявления не имеется, и решить вопрос о переводе нежилого помещения - кабинета технологии, расположенный по адресу: УР, <адрес> - в жилое помещение в течение 20 дней с момента вступления решения в законную силу, считая данный срок разумным и достаточным для устранения допущенного нарушения прав и свобод заявителя. На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 ЖК РФ, ст.ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд р е ш и л: Заявление Рассамахиной Л.А. к Администрации МО «Завьяловский район» о признании незаконным отказа в переводе нежилого помещения в жилое, обязании Администрации МО «Завьяловский район» перевести нежилое помещение - кабинет технологии, расположенный по адресу: УР, <адрес>, в жилое в течение 7 дней по вступлению решения в законную силу удовлетворить частично. Признать отказ Администрации МО «Завьяловский район» в переводе нежилого помещения в жилое помещение - незаконным. Обязать Администрацию МО «Завьяловский район» решить вопрос о переводе нежилого помещения - кабинет технологии, расположенный по адресу: УР, <адрес>, в жилое в течение 20 дней с момента вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение. Мотивированное решение изготовлено судьей - дата -. Председательствующий судья С.Д.Гущина