решение о признании деятельности по эксплуатации помещений свинарника незаконной и наложении запрета на дальнейшую эксплуатацию указанных помещений



Р Е Ш Е Н И Е                              дело № 2-435/11

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2011 г.                                                                               село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики:

в составе председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Чернышевой Т.В.,

с участием

- истца - Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в лице старшего помощника прокурора Поликарпова П.П.,

- ответчика - Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 7» Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Удмуртской Республике, в лице представителя Лекомцевой И.А., действующей на основании доверенности от 29.03.2011 № 19/57-1814,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - прокурор) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 7» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Удмуртской Республике (далее ФКУ ИК-7) о признании деятельности Администрации ФКУ ИК-7 УФСИН России по Удмуртской Республике по эксплуатации помещений свинарника незаконной и наложении запрета на дальнейшую эксплуатацию указанных помещений,

У С Т А Н О В И Л:

     Прокурор обратился в суд с иском о принуждении к выполнению законных требований, мотивируя тем, что прокуратурой была проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-7 требований санитарно-гигиенических норм. По результатам проверки установлено, что в нарушение требований ч.3 ст.101 УИК РФ, п.4.3 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 на сельскохозяйственном объекте (подсобном хозяйстве), расположенном на территории ФКУ ИК-7 находится свинарник с численностью свыше 100 голов. Указанный свинарник действует с 1996 года. Расстояние от данного объекта до жилых помещений (общежитий) осужденных составляет 36 метров, а в соответствии с требованием законодательства для свиноферм мощностью до 4000 голов необходима санитарно-защитная зона от жилых застроек до свинофермы 300 метров. Санитарно-защитная зона администрацией исправительного учреждения не соблюдается. По результатам контрольной проверки, указано о необходимости приведения в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил: убойной площадки, о прекращении приема пищи осужденными в помещении свинарника, об устранении с территории подсобного хозяйства кошек. По внесенному предписанию администрацией ФКУ ИК-7 составлялся план устранения недостатков. Однако несмотря на предоставленный длительный период времени, указанные нарушения ответчиком не устранены в полном объеме, соответствующие документы для переноса подсобного хозяйства на другой участок в производственной зоне учреждения должным образом не подготовлены. Подобные нарушения требований санитарно-ветеринарного законодательства Российской Федерации могут привести к негативным последствиям - возникновению и распространению инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, включая животных. В том числе влекут за собой существенные нарушения конституционных прав и законных интересов осужденных. Таким образом, опасность причинения вреда в будущем является основанием для обращения с иском о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Администрацией ФКУ ИК-7 не выполняется возложенная законом обязанность соблюдать требования санитарно-гигиенических норм, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования Главного государственного санитарного врача, чем нарушено право неопределенного круга лиц на обеспечение санитарно-гигиенической безопасности - состояние защищенности личности от заболеваний, гарантированное ФЗ «О санитарно-гигиеническом благополучии населения». Прокурор просит:

- признать незаконной деятельность администрации ФКУ ИК-7 по эксплуатации помещений свинарника для содержания свиней и других сельскохозяйственных животных и дальнейшую эксплуатацию указанных помещений, расположенных на подсобном хозяйстве территории исправительного учреждения, запретить.

    В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования в порядке ст.39 ГПК РФ, окончательно прокурор просит:

- признать незаконной деятельность администрации ФКУ ИК-7 УФСИН России по Удмуртской Республике по разведению, содержанию свиней и других сельскохозяйственных животных в помещениях, используемых в качестве свинарника, расположенных на территории исправительного учреждения (согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного <дата>),

- запретить дальнейшую деятельность по разведению, содержанию свиней и других сельскохозяйственных животных в помещениях, используемых в качестве свинарника, расположенных на территории исправительного учреждения (согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного <дата>).

    В судебном заседании старший помощник прокурора Поликарпов П.П., исковые требования поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что сегодня ведутся работы по строительству нового здания свинарника. Старого здания свинарника сегодня нет. Старый свинарник существовал с 1996 года, в 2008 году от осужденных стали поступать жалобы. Было вынесено представление, что нарушаются права осужденных. Расстояние от свинарника до общежития осужденных составляло 36 метров, что противоречит нормам. Принято решение подать исковое заявление к ИК-7. На сегодняшний день произошли существенные изменения, Администрация колонии перемещает помещение свинарника на необходимое расстояние, из старого помещения все животные выведены, производится разбор старого свинарника. У истца есть опасения в том, что через полгода администрация вновь возведет здание на старом месте и поместит в него животных.

    В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Лекомцева И.А. указывает, что животные переведены в помещение, расположенное на расстоянии более 300 метров; производится разборка старого свинарника; продолжается строительство помещения для размещения животных; построена кормокухня и помещения для забоя скота.

Представитель ответчика Лекомцева И.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что на сегодняшний день предмет спора снесен. ИК-7 устранила все нарушения, исполнила все требования, которые предъявлялись прокуратурой. Просит производство по делу прекратить. На сегодняшний день здание старого свинарника находится на балансе ИК-7 и по документам является действующим. Свинарник действительно существовал, расстояние было менее 300 метров до места жительства осужденных. Строительство нового помещения началось в прошлом году, уже построена кормокухня, помещения для забоя животных, душевые для обслуживающего персонала, сделано основание для возведения нового сруба, сегодня этот сруб уже начали собирать. Сейчас животные перемещены в свободные цеха, которые переоборудованы для размещения животных, они находятся на необходимом расстоянии от жилища осужденных. Помещение старого свинарника полностью разобрано. Росимуществом будут вносится изменения в документы, будет изменена площадь здания, инвентарный номер. Для этого здание нового свинарника необходимо принять в эксплуатацию.

    Выслушав объяснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

    Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» является учреждением уголовно исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации. Видами приносящей доход деятельности Учреждения является производство и реализация мяса и мясопродуктов, в том числе мяса кроликов, крупного рогатого скота, свиней.

Указанные обстоятельства следуют из Устава ФКУ ИК-7, приобщенного к материалам дела.

     Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата>, в оперативном управлении ФКУ ИК-7 находится свинарник, общая площадь которого составляет <данные изъяты> кв.м. Данный свинарник был построен в 1996 году.

      Расстояние между данным объектом и жилыми помещениями (общежитиями) осужденных составляет 36 метров.

    В адрес Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поступали жалобы от осужденных о нарушении санитарных норм расположения свинарника.

За период 2008-2010 годы администрации ФКУ ИК-7 неоднократно указывалось на необходимость приведения в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил: убойной площадки на подсобном хозяйстве, которая находится в одном помещении с кормокухней и душевой для осужденных; о прекращении приема пищи осужденными в помещении свинарника; об устранении с территории подсобного хозяйства кошек; условия хранения и помещения навозохранилища.

      Из справки помощника Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Герасимова Д.В. от 09 июня 2011 года усматривается, что здание свинарника находится в процессе разборки, свиньи и иные сельскохозяйственные животные в данном помещении не содержатся, двери помещения опечатаны сотрудниками ФССП, здание обесточено.

      Вышеназванные обстоятельства нашли свое подтверждение объяснениями участников процесса, фактическими данными, содержащимися в материалах дела.

    Согласно статье 8 Федерального Закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей

среды» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст.44 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

     Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха. Данные требования утверждены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Они включают в себя отнесение различных сельскохозяйственных производств и объектов к классам опасности для окружающей среды, и в зависимости от класса опасности устанавливается ширина санитарно-защитной зоны.

     Согласно разделу 7.1.11 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, для свиноферм мощностью до 4000 голов необходима санитарно-защитная зона от жилых застроек до свинофермы - 300 метров.

     До 10 апреля 2003 года действовали Санитарно эпидемиологические правила и нормативы САНПИН 2.2.1/2.1.1.1031-01, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 мая 2001 года, из которых усматривается, что санитарно защитная зона - расстояние от свиноферм до жилых домов должно составлять 500 метров.

    Таким образом, суд считает, что нахождение свинофермы на расстоянии 36 метров от общежитий осужденных является нарушением действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, а деятельность по разведению, содержанию свиней и других сельскохозяйственных животных в помещении, расположенном в 36 метрах от общежитий осужденных, является незаконной.

    В соответствии со ст.50 ч.2 Федерального Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарно-гигиенических требований, а также выполнение предписаний, постановлений и законных требований должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор является обязанностью администрации исправительного учреждения.

Как указано выше, руководству ФКУ ИК-7 неоднократно указывалось на нарушение федерального законодательства.

    В суде установлено, что к моменту рассмотрения настоящего дела здание свинарника разобрано, животные перемещены в иное помещение. Деятельность по разведению, содержанию свиней и других сельскохозяйственных животных в спорном помещении свинарника не осуществляется.

Оценив представленные суду доказательства и учитывая, что ответчиком в настоящее время не осуществляется деятельность по эксплуатации посещений свинарника, находящегося в оперативном управлении ФКУ ИК-7 (здание разобрано, животные переведены в другое помещение), то исковые требования о признании деятельности Администрации ФКУ ИК-7 по разведению, содержанию свиней и других сельскохозяйственных животных в помещениях, используемых в качестве свинарника, расположенных на территории исправительного учреждения (согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного <дата>) удовлетворению не подлежат.

В силу п. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ (п. 2 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В п. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

      Как указано выше, здание свинарника, расположенного на территории ФКУ ИК-7, являющегося объектом недвижимого имущества, находится в оперативном управлении у ответчика (свидетельство о государственной регистрации права от <дата>), данное здание свинарника располагалось в 36 метрах от общежитий осужденных. Судом установлено, что осуществление ответчиком деятельности по эксплуатации указанного помещения свинарника с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем продолжение ее в таких условиях может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства.

    Поскольку здание свинарника, как объект недвижимого имущества, не исключено из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, то существует вероятность возведения нового здания свинарника на данном месте. Поэтому исковые требования о запрете дальнейшей деятельности по разведению, содержанию свиней и других сельскохозяйственных животных в помещениях, используемых в качестве свинарника, расположенных на территории исправительного учреждения (согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного <дата>) подлежат удовлетворению.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 7» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Удмуртской Республике о признании незаконной деятельности Администрации ФКУ ИК-7 УФСИН России по Удмуртской республике по разведению, содержанию свиней и других сельскохозяйственных животных в помещениях, используемых в качестве свинарника, расположенных на территории исправительного учреждения (согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного <дата>) оставить без удовлетворения.

Исковые требования Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 7» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Удмуртской Республике о запрете дальнейшую деятельность по разведению, содержанию свиней и других сельскохозяйственных животных в помещениях, используемых в качестве свинарника, расположенных на территории исправительного учреждения (согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного <дата>) удовлетворить.

    Запретить дальнейшую деятельность по разведению, содержанию свиней и других сельскохозяйственных животных в помещениях, используемых в качестве свинарника, расположенных на территории Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 7» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Удмуртской Республике (согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного <дата>).

    Решение может быть обжаловано в Верховый суд УР в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено судьей <дата>.

Судья                                                     Н.Н. Сентякова

---