Дело № 2-1079/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 сентября 2011 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Христолюбова Ю.Л., при секретаре Чернышевой Т.В., с участием заявителя и ее представителя - адвоката Назаровой Е.Ю., рассмотрев заявление Логиновой К.Н. о признании Постановления Главы муниципального образования «Завьяловское» от 11 июля 2011 года № 187 об отмене Постановления Главы Администрации муниципального образования «Завьяловское» от 13 ноября 2010 года № 95 «О признании Логиновой К.Н. нуждающейся в получении безвозмездной денежной субсидии на приобретение жилого помещения или на участие в долевом строительстве многоквартирного дома» необоснованным и его отмене, У С Т А Н О В И Л: Логинова К.Н. обратилась в суд с заявлением о признании необоснованным Постановления Главы Администрации МО «Завьяловское» от 11 июля 2011 года № 187 об отмене Постановления Главы МО «Завьяловское» от 13 ноября 2010 года № 95 «О признании Логиновой К.Н. нуждающейся в получении безвозмездной денежной субсидии на приобретение жилого помещения или на участие в долевом строительстве многоквартирного дома» и его отмене. В обоснование заявления Логинова К.Н. сослалась на то, что не совершала каких-либо преднамеренных действий на ухудшение своих жилищных условий. На момент подписания договора дарения в -дата- году знать о том, что, что в -дата- году выйдет постановление, в результате которого у нее появятся льготы как у членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны не могла. Правовыми основаниями заявления Логиновой К.Н. указаны пункт 21 Закона РФ «О ветеранах», пункты 10,16 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 октября 2010 года № 320 «О порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения», статью 53 Жилищного Кодекса РФ. В судебном заседании Логинова К.Н. и ее представитель на удовлетворении исковых требований настаивали, сославшись в их обоснование на доводы, изложенные в заявлении. В том числе сослались на то, что обжалуемое постановление принято неуполномоченным на то должностным лицом. Представители органов местного управления поселения и района своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании надлежащим образом уведомлены, поэтому суд рассмотрел дело в их отсутствие. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля А.И.Д. показал в судебном заседании, что дом, в котором проживает заявитель - его бабушка не пригоден для проживания в нем. Подарив дом и земельный участок своей дочери, не совершила преднамеренных действий с целью ухудшить свои жилищные условия. В тот период она серьезно болела и решила при жизни распорядиться своим имуществом. Выслушав объяснения представителя заявителя, свидетеля, огласив объяснения представителя МО «Завьяловское» данные ранее при отложении судебного рассмотрения дела, суд пришел к следующему. В судебном заседании достоверно установлены следующие фактические обстоятельства дела. Л.Г.М., -дата- года рождения, являлся участником боевых действий на Фронтах Великой отечественной войны и проходил военную службу в период Великой Отечественной войны в составе № отдельной стрелковой бригады с -дата- по -дата-, в составе № отдельного инженерного батальона, в составе № автобатальона, в составе № отдельного батальона связи с -дата- по -дата-. -дата- Л.Г.М. и Хлестова К.Н., -дата- года рождения, заключили брак. После регистрации им присвоены фамилии: мужу - Логинов, жене - Логинова К.Н.. -дата- Л.Г.М. в возрасте 50 лет умер в <данные изъяты>. Таким образом, Логинова К.Н. на сегодняшний день является вдовой умершего Л.Г.М. - участника и ветерана Великой Отечественной Войны, о чем имеет соответствующее удостоверение. Логинова К.Н. находилась на лечении в терапевтическом отделении МУЗ «<данные изъяты>»: - с -дата- по -дата-; - -дата- по -дата-; - с -дата- по -дата-, страдает рядом заболеванием, в том числе органов сердечно-сосудистой системы. -дата- между Логиновой К.Н. и С.М.Г. заключен договор дарения №, по условиям которого Логинова К.Н. передала безвозмездно (в качестве дара) С.М.Г., а С.М.Г. приняла в дар по договору следующее имущество: земельный участок с кадастровым номером № и все размещенные на нем объекты недвижимости (жилой дом с пристройками и постройками), адрес (местонахождение): -адрес- Подаренный жилой дом с постройками (назначение: жилое; 1-этажный, общая площадь 27,5 кв.м, инвентарный номер №) принадлежал Логиновой К.Н. на праве собственности на основании свидетельства на право собственности на землю серии №, выданного Государственным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Завьяловского района Удмуртской Республики; Технического паспорта, выданного Завьяловским филиалом Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики «У от -дата-, о чем в едином государственном реестре (условный) номер объекта: №. Право собственности подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права №, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике -дата-. -дата- произведена регистрация договора дарения, перехода права собственности на жилой дом и земельный участок и С.М.Г. выданы свидетельства о государственной регистрации права. -дата- Завьяловским филиалом ГУП «У» выдана справка № от -дата-, из которой следует. что вышеназванный дом с пристройками, постройками и сооружениями на -дата- имел износ 46 процентов, площадь 27,5 кв.м, жилую площадь 27.5 кв.м. Из выписки из домовой (поквартирной) книги для регистрации граждан, проживающих в -адрес-, квартире № по -адрес-, в данном жилом помещении зарегистрирована по месту жительства только Логинова К.Н.. -дата- Членами межведомственной комиссии дано заключение о пригодности для проживания вышеназванного жилого дома, с проведением капитального ремонта для приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с требованиями к жилым помещениям и после его завершения продолжить процедуру оценки. -дата- Логинова К.Н. обратилась с письменным заявлением, адресованным Главе муниципального образования «Завьяловский район», в котором она просила принять ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. -дата- между Логиновой К.Н. и С.М.Г. заключен договор найма жилого помещения, по условиям которого Наймодатель - С.М.Г., предоставляет жилую площадь в принадлежащем ему праве собственности жилом доме Нанимателю для проживания. Указанный жилой дом находится по адресу: -адрес-. Общая площадь 27.5 кв.м. Договор заключен на срок - два года. -дата- исполняющим обязанности Главы муниципального образования «Завьяловское» А.В.К. направлено письмо, адресованное Логиновой К.Н., в котором ей сообщалось, что на основании письма Главы муниципального образования «Завьяловский район» П.А.И. от -дата- № в случае Логиновой К.Н. на одного члена семьи приходится 27,5 квадратных метров, что более учетной нормы принятой Решением Завьяловской районной думой от 15 марта 2006 года № 289, и что, таким образом, для постановки Логиновой К.Н. на учет на улучшение жилищных условий оснований нет. -дата- Логинова К.Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (в улучшении жилищных условий) в Администрации МО «Завьяловское», на основании постановления Администрации МО «Завьяловское» от 13 ноября 2010 года № 68. -дата- Логинова К.Н. обратилась с заявлением, адресованном Главе МО «Завьяловский район» М.З.Ю. в письменной форме, в котором просила предоставить ей как члену семьи погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны или участника Великой Отечественной войны, в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 25 октября 2010 года № 320 «О порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения», единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в -дата- году. К заявлению Логиновой К.Н. были приложены следующие документы: свидетельство о рождении; страховое свидетельство государственного пенсионного образования, удостоверение, выданное в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах»; справка военного комиссариата о подтверждении участия в боевых действиях (для ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, свидетельство о смерти инвалида участника Великой Отечественной войны; выписка из похозяйственной книги; справка из территориального подразделения Бюро технической инвентаризации о наличии или отсутствии жилья в собственности гражданина-получателя выплаты и всех граждан, зарегистрированных по месту жительства в занимаемом гражданином-получателем выплаты жилом помещении, выписка (выписки) из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации кадастра и картографии по Удмуртской Республике, в отношении гражданина-получателя выплаты и всех граждан, зарегистрированных по месту жительства в занимаемом гражданином-получателем выплаты жилом помещении; заключение межведомственной комиссии, справка о дате постановки гражданина-получателя выплаты на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Договор дарения к пакету документов приложен не был. -дата- Глава Администрации муниципального образования М.З.Ю. предложил провести дополнительную проверку обоснованности постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. -дата- Главой муниципального образования «Завьяловский район» вынесено постановление №, которым им отменено постановление Администрации МО «Завьяловское» от 13 ноября 2010 года № 95 «О признании Логиновой К.Н. нуждающейся в получении безвозмездной денежной субсидии на приобретение жилого помещения или на участие в долевом строительстве многоквартирного дома». О снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Логинова К.Н. уведомлена письмом Главы Администрации МО «Завьяловский район». Согласно отчету ООО «И» на основании заключенного договора на проведение оценки № от -дата-, по состоянию на -дата- физический износ жилого дома, назначение: жилое, общая площадь - 27,5 кв.м; этажность:1; инвентарный номер: № адрес объекта: -адрес- составляет 69,1 %. Проанализировав фактические обстоятельства дела, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления Логиновой К.Н.. Данный вывод суда основан на следующей правовой позиции. Согласно части 2 статьи 12 ГПК Российской Федерации, суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданским дел. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела (часть 3 статьи 246, статья 249 ГПК Российской Федерации). Для правильного разрешения спора суду подлежало выяснить полномочным ли органом принято обжалуемое решение, соблюден ли порядок его принятия, являлась ли заявительница нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством. Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, согласно Федеральному Закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (пункт 1). В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального Закона «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Статья 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе членов, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно положению статьи 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобрести права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 258-0-0, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 части 1 Закона Удмуртской Республики от 24 июня 2010 года № 29-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» органам местного самоуправления переданы государственные полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (далее - отдельные государственные полномочия) граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории Удмуртской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий и относящихся к следующим категориям, в том числе: - члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. Согласно статье 2 вышеназванного Закона Удмуртской Республики Отдельными государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления следующих муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления), в том числе: муниципальное образование «Завьяловский район». В соответствии с Положением о порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, являющегося приложением к Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 25 октября 2010 года № 320, оно устанавливает порядок предоставления органами местного самоуправления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - выплата) гражданам, зарегистрированным по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования, нуждающимся в улучшении жилищных условий и относящимся к следующим категориям (далее - граждане), в том числе: - члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. Выплата предоставляется гражданам органом местного самоуправления за счет средств бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставленные из бюджета Удмуртской Республики бюджету муниципального образования на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, указанных в пункте 1 настоящего Положения. В соответствии Положением: Выплата является формой предоставления меры социальной поддержки граждан по обеспечению жильем, установленной Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", и может быть использована на следующие цели: 1) приобретение жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения; 2) приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома; 3) приобретение жилого помещения по договору уступки права требования по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома. При этом приобретение жилого помещения допускается только по договору, по которому участник долевого строительства, осуществляющий уступку прав требований, произвел оплату цены договора в полном объеме. Право гражданина на получение выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, выдаваемым органом местного самоуправления по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению (далее - свидетельство) (пункты 3 и 5). Орган местного самоуправления в течение 30 дней с момента поступления из бюджета Удмуртской Республики в бюджет муниципального образования средств на предоставление выплат и по результатам рассмотрения документов, предусмотренных в пункте 11 настоящего Положения, формирует по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению список получателей выплаты на текущий год (далее - список) (пункт 10). При формировании списка должностное лицо органа местного самоуправления осуществляет проверку документов, включенных в учетное дело гражданина. Указанная проверка осуществляется в случае, если постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий осуществляют органы местного самоуправления поселений (пункт 16). В случае выявления органом местного самоуправления в результате проверки фактов неправомерной постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в том числе отсутствия оснований для постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, необоснованности отнесения гражданина к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, отсутствия у гражданина оснований, дающих ему право на получение выплаты, учетное дело направляется в орган местного самоуправления поселения для проведения в 10-дневный срок дополнительной проверки указанных фактов, при этом включение гражданина в список приостанавливается. В случае если по результатам дополнительной проверки, предусмотренной настоящим пунктом, орган местного самоуправления поселения уведомляет орган местного самоуправления о правомерности постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, гражданин включается в список. В случае непоступления в 10-дневный срок в орган местного самоуправления от органа местного самоуправления поселения информации о результатах дополнительной проверки, предусмотренной настоящим пунктом, гражданин включается в список, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 2 пункта 18 настоящего Положения (пункт 16). О направлении учетного дела гражданина для проведения дополнительной проверки орган местного самоуправления в течение 3 дней со дня направления информирует гражданина или опекуна. Орган местного самоуправления отказывает во включении гражданина в список: 1) в случае поступления в орган местного самоуправления по результатам дополнительной проверки, предусмотренной в пункте 16 настоящего Положения, решения органа местного самоуправления поселения о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (отмене решения о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий); 2) в случае установления органом местного самоуправления в результате проверки, что гражданин не относится к категориям граждан, указанным в пункте 1 настоящего Положения. Об отказе во включении гражданина в список орган местного самоуправления в письменном виде сообщает гражданину или опекуну, а также соответствующему органу местного самоуправления поселения в течение 3 дней со дня принятия решения об отказе с указанием причин отказа. Сформированный список подписывается уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления и утверждается главой администрации муниципального образования (пункт 17-19). Таким образом, суд приходит к выводу, что глава местного самоуправления поселения превысил свои полномочия, принимая решение как о признании Логиновой К.Н. нуждающейся в получении безвозмездной денежной субсидии на приобретение жилого помещения или на участие в долевом строительстве многоквартирного дома, так и при отмене данного постановления. Вопрос о включении Логиновой К.Н. в список граждан-получателей выплаты на текущий год относится к компетенции МО «Завьяловский район». В компетенцию органа местного самоуправления поселения входило лишь решение вопроса о снятии Логиновой К.Н. с учета как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. В ходе судебного рассмотрения дела ни Администрацией МО «Завьяловское», ни Администрацией МО «Завьяловский район» на обозрение суда по его требованию не представлено учетное дело Логиновой К.Н., а представлены лишь не прошитые и не пронумерованные копии документов, которые были представлены заявителем при подаче заявление о производстве ей выплаты. В ходе судебного заседания с достоверностью не установлено, по каким основаниям была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Логинова К.Н.. Как справедливо, отмечает в письменных объяснениях по делу заявитель, с момента постройки дома и до настоящего времени она зарегистрирована по адресу: Удмуртская -адрес-. Фактически она проживает по данному адресу и в настоящее время, зарегистрирована в нем по месту жительства одна, дом подарила дочери, то есть, безусловно, является, членом семьи собственника домовладения. Таким образом, жилищные условия ее не изменились. По данной причине утверждать то, что подарив, принадлежащее ей домовладение, Логинова К.Н. намеренно ухудшила свои жилищные условия, нет правовых оснований. Каким образом, проводилась проверка в этой части Администрацией МО «Завьяловское» не понятно. Каких-либо объяснений от Логиновой К.Н. по этому поводу затребовано не было. Как следует из объяснений Логиновой К.Н. и ее представителя основанием для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она считала то обстоятельство, что она проживает в помещении, в том числе, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Какой-либо оценке со стороны органа местного самоуправления данное обстоятельство не дано. Межведомственная комиссия, в своем заключении пришла к противоречивым выводам: указывая в тексте, что требуется провести текущий ремонт дома (замена кровельного покрытия, замена оконных, дверных блоков, утепление перекрытия), в заключении пришла к выводу о том, что дом можно признать пригодным к проживанию в нем с проведением капитального ремонта с целью восстановления утраченных в период эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с требованиями к жилым помещениям и после его завершения продолжить процедуру оценки. При таких обстоятельствах, когда вопрос о включении и исключения заявителя из списков на получение выплаты, рассмотрены неуполномоченным на то органом, нарушено право заявителя на рассмотрение данного вопроса уполномоченным на то законом лицом, в связи, с чем заявление подлежит удовлетворению. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать постановление от 11 июля 2011 года № 187 об отмене постановления от 13 ноября 2010 года № 95 «О признании Логиновой К.Н. нуждающейся в получении безвозмездной денежной субсидии на приобретение жилого помещения или на участие в долевом строительстве многоквартирного дома» необоснованным и отменить его. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий: судья Ю.Л. Христолюбов