Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 ноября 2011 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Сентяковой Н.Н., при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А., с участием: - прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики в лице помощника прокурора Гареевой Н.Р., - заявителя Баталовой Г.В., ее представителя адвоката Пивоваровой О.Г. (ордер № от -дата-), - заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики в лице председателя комиссии Н.З.Р. (удостоверение № от -дата-), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Баталовой Г.В. о защите избирательных прав, У С Т А Н О В И Л: Баталова Г.В. обратилась в суд с заявлением о защите избирательных прав, в котором просит признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики №.24 от -дата- об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу № и возложении на территориальную избирательную комиссию Завьяловского района Удмуртской Республики обязанности по регистрации Баталовой Г.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу №. Требования мотивированы тем, что -дата- она уведомила территориальную избирательную комиссию Завьяловского района Удмуртской Республики о ее намерении баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу №. 26--дата- она сдала в ТИК пакет документов, необходимых для регистрации в соответствие с действующим законодательством, в т.ч. подписные листы с -данные изъяты- подписями избирателей. Постановлением территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики №.24 от -дата- Баталовой Г.В. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу № в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, предоставленных для регистрации кандидата. Постановленное решение Баталова Г.В. считает незаконным, нарушающим ее избирательные права и подлежащим отмене по следующим основаниям. Основанием для принятия оспариваемого решения является протокол об итогах проверки рабочей группой в составе Н.З.Р., П.Л.К., О.Ю.Н. подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты от -дата- Согласно указанного протокола признаны недействительными все -данные изъяты- подписи на основании п.9 ч.12 ст. 29 Закона УР «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» - «9) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 7 и 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью б статьи 28 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 2 статьи 28 настоящего Закона»; К протоколу рабочей группы приложена ведомость проверки от -дата-, в которой указаны конкретные основания признания подписей недействительными в разрезе по подписным листам. Согласно указанной ведомости всего было представлено -данные изъяты- подписных листов. - в первом подписном листе все -данные изъяты- подписей, во втором подписном листе все -данные изъяты- подписей признаны недействительными на основании пунктов 3,8,9 части 12 ст. 29 Закона Удмуртской Республики №-рз от -дата-; - в третьем подписном листе все -данные изъяты- подписей признаны недействительными на основании части 9 ст. 29 Закона Удмуртской Республики №-рз от -дата-; - в четвертом подписном листе все -данные изъяты- подписей, в пятом подписном листе все -данные изъяты- подписей, в шестом подписном листе все -данные изъяты- подписи признаны недействительными на основании части 8,9 ст. 29 Закона Удмуртской Республики №-рз от -дата- В листе первом и втором признаны недействительными все -данные изъяты- подписей, но уже на основании п. 3,8,9 ч. 12 ст. 29 Закона УР «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» В соответствие с п. 3 ч.12 ст. 29 не учитываются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 6 настоящей статьи. К протоколу и ведомости никакой справки государственного органа не имеется, в работе рабочей группы эксперты не привлекались. Основания, указанные в протоколе рабочей группы не совпадают с основаниями, указанными в ведомости рабочей группы. В соответствие со ст. 29 ч. 14 «При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, муниципальные списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей». О проведении проверки Баталова Г.В. не была уведомлена никаким способом и была лишена возможности принять в ней участие, чем также были ограничены ее избирательные права. В настоящем судебном заседании заявитель Баталова Г.В. и ее представитель Пивоварова О.Г. заявленные требования поддержали, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в заявлении. Представили пояснение в письменном виде. Баталова Г.В. суду пояснила, что -дата- обратилась в ТИК Завьяловского района за разъяснениями, которые были ею получены. -дата- Баталова Г.В. подала все необходимые документы, они были приняты без замечаний. В документах были полные сведения о кандидатах. -дата- приступила к сбору подписей избирателей. Сказали, что нужно -данные изъяты---данные изъяты- подписей. Было -данные изъяты- подписных листов, которые проверяла лично. В подписном листе № была ошибка, попросила зачеркнуть, лист вернулся исправленный. -дата- приняли подписные листы. Сообщили, что -дата- будет организована проверка. -дата- звонили из ТИК, разрешили дописать сведения в подписных листах о Республике и районе. На титульном листе не стала делать надпись «Завьяловский район». Из ТИК не было никаких звонков, уведомлений, когда пришла, прочитала решение о том, что все -данные изъяты- подписи признаны недействительными. В письменных объяснениях Баталова Г.В. И её представитель Пивоварова О.Г. указывают, что основанием для принятия оспариваемого решения является протокол об итогах проверки рабочей группой в составе Н.З.Р., П.Л.К., О.Ю.Н. подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты от -дата-. Согласно указанного протокола признаны недействительными все -данные изъяты- подписи на основании п.9 ч.12 ст. 29 Закона УР «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» К протоколу рабочей группы приложена ведомость проверки от -дата-, в которой указаны конкретные правовые основания признания подписей недействительными в разрезе по подписным листам, а именно п. 3.,8,9 П. 12 СТ. 29 Закона УР. Основания, указанные в протоколе рабочей группы не совпадают с основаниями, указанными в ведомости рабочей группы.Ни в самом тексте постановления, ни в протоколе, ни в ведомости проверки подписных листов не указаны фактические обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения избирательной комиссии. П.12 ст. 29 Закона УР «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» действующий на момент принятия оспариваемого постановления содержит следующий текст: «12) подписи избирателей, внесенные в подписной лист после даты заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей и (или) кандидатом, в поддержку выдвижения которого собирались подписи, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, в поддержку выдвижения которого собирались подписи; Указанный в протоколе и ведомости проверки подписных листов п.12 не имеет подпунктов вообще, в нем нет 3,8,9 подпунктов, указанных в этих документах. Ни на одном представленном в ТИК Баталовой Г.В. подписном листе нет подписей избирателей, внесенных после заверения их сборщиком подписей. П. 5 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных …» определяет понятие « адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». П. 30 ч. постановления Пленума ВС РФ от -дата- № «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав, права на участие в референдуме граждан РФ» указано, что «адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя». « В силу пункта 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от -дата- N 713) такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Содержащееся в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан (пункт 3 статьи 20), должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства). Иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования». Указание адреса места жительства может и должно указываться в соответствие с паспортом. В паспорте Баталовой Г.В., копия которого имелась в распоряжении ТИК в момент принятия решения, адрес места жительства указан - -адрес-. Следовательно, данные о месте жительства Баталовой Г.В. указаны в соответствие с паспортом, что не является нарушением действующего избирательного законодательства. Представитель Баталовой Г.В. адвокат Пивоварова О.Г. дополнительно суду пояснила, что форма подписного листа размещена на сайте избирательной комиссии, подписной лист распечатан оттуда. В этой форме отсутствует указание на дату рождения и код подразделения органа, выдавшего документ. Требования закона не нарушены. Идет дискриминация об одном из важнейших прав - избирать и быть избранным. Форма подписного листа никем не обжалована. Представитель заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики, Н.З.Р. с требованиями не согласна по следующим основаниям. Баталовой Г.В. отказано в регистрации ее кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу № в связи с недостаточным количеством достоверных и действительных подписей избирателей. Согласно п.1 ст. 38 ФЗ и ч.2 ст. 29 РЗ регистрация кандидата осуществляется при наличии документов, указанных в п.п. 2,3 ст. 33 ФЗ, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей в поддержку данного кандидата. Необходимое количество подписей по указанному избирательному округу составляет -данные изъяты-. В соответствии с п. 24 ст. 38 ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество подписей избирателей, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей. Составлен протокол, в котором указано количество заявленных подписей. Количество проверенных подписей, а также количество подписей, признанных недействительными с указанием причин признания их таковыми. Проверка проводится рабочей группой, которая сформирована -дата-, -дата- состав рабочей группы был изменен. Составлен протокол об итогах проверки подписей избирателей. Ведомость и протокол - это технические документы комиссии, они не являются самостоятельным объектом обжалования. Баталовой Г.В. было представлено -данные изъяты- подписи, проверено -данные изъяты- подписи, из них признаны недействительными все -данные изъяты- подписи. Согласно п. 12 ст. 37 ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей. В подписных листах № в сведениях о лицах, осуществлявших сбор подписей, не указана дата рождения О.Т.Г., Р.Д.В., Ш.Л.Л.. В подписных листах № в сведениях о лицах, осуществляющих сбор подписей, не указан код или наименование выдавшего паспорт органа. В подписных листах № имеются исправления в сведениях о лицах, осуществлявших сбор подписей. Которые специально ими не оговорены. В сведениях о кандидате во всех подписных листах не указан «Завьяловский район», а именно наименование района места жительства кандидата в депутаты. Количество недействительных подписей превышает 10% от общего числа проверенных подписей. О проведении проверки подписных листов Баталова Г.В. была предупреждена письменно, что подтверждается актом о приеме документов от -дата-. Рабочая группа издает свой протокол, который носит рекомендательный характер. Дополнения в подписных листах не предусмотрены законом. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся письменные материалы, суд приходит к следующему. Согласно статье 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от -дата- № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с последующими внесёнными в него изменениями и дополнениями (далее по тексту также - Федеральный закон, ФЗ от -дата- № 67-ФЗ), который имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом, могут устанавливаться Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. При этом в пункте 6 статьи 1 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ указано, что федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону, а в случае наличия таковых применяются нормы настоящего Федерального закона. Порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике регулируется Законом Удмуртской Республики от -дата- №-РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» (далее по тексту также - Закон УР от -дата- №-РЗ). Как установлено в судебном заседании, решением Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики от -дата- № на -дата- назначены выборы Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва, текст решения опубликован в газете «П» от -дата- №. -дата- в территориальную избирательную комиссию Завьяловского района Удмуртской Республики (далее по тексту также - ТИК Завьяловского района) в соответствии со ст. 33-34 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ и ст. 26, 26 Закон УР от -дата- №-РЗ поступило уведомительное письмо о самовыдвижении гражданина Российской Федерации Баталовой Г.В. и её заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу №. -дата- Баталовой Г.В. в ТИК Завьяловского района представлены -данные изъяты- подписных листов с 73 подписями избирателей, собранными в поддержку её выдвижения в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу №. -дата- состоялось заседание рабочей группы ТИК Завьяловского района по вопросу проверки подписей в подписных листах, представленных Баталовой Г.В. В результате проверки было установлено, что - в подписном листе № (подпись № - К.Т.В. - не совпадают паспортные данные избирателя со справкой ОУФМС. (п.п. «в» п.6.4 ст.38 ФЗ №67-ФЗ, п.3 п.12 ст.29 Закона УР №-РЗ); - в подписном листе № (подпись № - П.Г.С.) не значится по адресу указанном в подписном листе (п.п. «в» п.6.4 ст.38 ФЗ №67-ФЗ, п.3 п.12 ст.29 Закона УР №-РЗ); - в подписном листе № (подпись № М.Л.К.) - указан адрес по месту пребывания (п.п. «в» п.6.4 ст.38 ФЗ №67-ФЗ, п.3 п.12 ст.29 Закона УР №-РЗ); - в подписных листах № - сведениях о кандидате указаны не в полном объеме (п.п. «з» п.6.4 ст.38 ФЗ №67-ФЗ, п.8 ст.37 ФЗ №67-ФЗ, приложение № к ФЗ №67-ФЗ, п.8,9 п.12 ст.29 Закона УР №-РЗ) - не указан район, все -данные изъяты- подписи признаны недействительными; - в подписных листах № в сведениях о сборщике подписей не полные данные - не указано наименование или код органа, выдавшего паспорт (п.12 ст.37 ФЗ №67-ФЗ, п.п. «з» п.6.4 ст.38 ФЗ №67-ФЗ, п.8 п.12 ст.29 Закона УР №-РЗ); не указана дата рождения (п.п. «з» п.6.4 ст.38 ФЗ №67-ФЗ). - подписные листы № не соответствуют форме подписного листа согласно приложению № к ФЗ 67-ФЗ (в бланке под удостоверяющей надписью сборщика подписи, в списке нет слов «наименование или кода, выдавшего его органа) - недействительны все -данные изъяты- подписи; - в подписных листах № не полный адрес места жительства, отсутствуют «-адрес-». Данная запись оформлена не в графе, другим почерком и другой пастой. Данная запись не подтверждена подписью лицом, производящим данную запись. По итогам проверки комиссией составлен протокол, в котором все -данные изъяты- подписи избирателей, собранных в поддержку выдвижения Баталовой Г.В. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу №, признаны недействительными. Постановлением территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- №.24 Баталовой Г.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу № в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, на основании части 17, пункта 7 части 21 статьи 29 Закона УР от -дата- №-РЗ. Оспаривая указанное постановление, заявитель ссылается на ошибочность выводов ТИК Завьяловского района при осуществлении действий по проверке подписных листов в части недействительности подписей, и несоответствие таких выводов закону. Анализируя доводы заявителя, суд считает необходимым дать оценку правильности заполнения всех подписных листов и тому, имеются ли в них недостатки, являющиеся основанием для признания подписи недействительной, закрепленными нормами как федерального, так и республиканского законодательства, поскольку исходя из положения ч. 3 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Необходимое количество подписей избирателей по -адрес- избирательному округу № по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва составляет - -данные изъяты-. Согласно ведомости проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты по -адрес- избирательному округу № Баталовой Г.В. от -дата- рабочей группой территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики были проверены -данные изъяты- подписных листов, содержащих -данные изъяты- подписи избирателей, и установлено, что: - в подписном листе № подписей являются недействительными на основании ч.3,8,9 п.12 ст.28, ч.12 п.3 ст.29 Закона УР; - в подписном листе № подписей подписи в строках № являются недействительными на основании ч.3,8,9 п.12 ст.29 Закона УР; - в подписном листе № подписей являются недействительными на основании ч.9 ст.29 Закона УР; - в подписном листе № подписей являются недействительными на основании ч.8,9 ст.29 Закона УР; - в подписном листе № подписей являются недействительными на основании ч.8,9 ст.29 Закона УР; - в подписном листе № подписи являются недействительными на основании ч.8,9 ст.29 Закона УР; Комиссией все -данные изъяты- подписи избирателей признаны недействительными. Со слов председателя ТИК Завьяловского района Н.З.Р. рабочая группа, руководителем которой она является, при проверке подписных листов руководствовалась как нормами Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ, так и нормами Закона Удмуртской Республики от -дата- №-РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике», ссылки на которые имеются в ведомости. На сегодняшний день в этих двух нормативных актах имеются противоречия, однако постановление об отказе в регистрации кандидата в депутаты Баталовой Г.В. вынесено в соответствии с нормами республиканского законодательства, которое в данной части в противоречии с федеральным законодательством не находится. Действительно, Федеральными законами от -дата- № 143-ФЗ, от -дата- № 200-ФЗ, от -дата- № 259-ФЗ, от -дата- № 262-ФЗ и от -дата- № 263-ФЗ в Федеральный закон от -дата- № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внесены изменения, которые не нашли своего отражения в Законе Удмуртской Республики от -дата- №-РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике». По требованию пункта 6 статьи 1 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона. Таким образом, при проверке законности вынесенного территориальной избирательной комиссией Завьяловского района Удмуртской Республики постановления от -дата- за №.24 «Об отказе в регистрации Баталовой Г.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу №», суд руководствуется нормами как федерального законодательства, так и республиканского, в части не противоречащей нормам Федерального закона. Основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации определены Федеральным законом от -дата- N 67-ФЗ, который в соответствии с его пунктом 2 статьи 1 имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ от -дата- «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи. Пунктом 3 статьи 38 вышеназванного Закона установлено, законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформление подписных листов достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Исходя из положений статьи 29 Закона УР от -дата- №-РЗ в части, не противоречащей действующему федеральному законодательству, соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлечённых специалистов (экспертов). Заключения специалистов (экспертов) могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах (пункт 6). Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного частью 1 статьи 28 (2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей) настоящего Закона необходимого для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). При этом количество подписей, отобранных для проверки, должно быть одинаковым для всех кандидатов по соответствующему избирательному округу, для всех муниципальных списков кандидатов. Процедура проведения случайной выборки (жребия) по одномандатному избирательному округу определяется соответствующей территориальной избирательной комиссией, по муниципальному избирательному округу - избирательной комиссией муниципального образования (пункт 7). В силу п. 1.1 ст.38 того федерального Закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматривать вопрос о регистрации- кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматривать вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, избирательное объединение - в документы, содержащие сведения выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе о составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидат (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. При проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, праве присутствовать любой кандидат, представившей для регистрации необходимое количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума, (п. 6 ст.38) По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми (п.7 ст.38). Аналогичная норма содержится в ч.15 ст.29 Закона от -дата- №-РЗ. По определению ст. 37 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей (пункт 1). Согласно ст.37 п.8 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность Президента Российской Федерации, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются федеральным законом. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4 и 5 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7 и 8 к настоящему Федеральному закону. Подписные листы для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 9 к настоящему Федеральному закону. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Согласно п.12 ст.37 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату её внесения. В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 37 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Аналогичная норма содержится в в.7 части 21 статьи 29 Закона от -дата- №-РЗ. Таким образом, действующим избирательным законодательством установлены чёткие требования, как к форме подписных листов, так и к содержанию отдельных записей в них. Несоблюдение таких требований означает нарушение закона и влечёт за собой недействительность соответствующих подписей. В судебном заседании судом были исследованы представленные суду ТИК Завьяловского района УР подписные листы с подписями в поддержку выдвижения кандидата Баталовой Г.В. Из представленных ТИК Завьяловского района в суд документов усматривается, что избирательной комиссией признаны недействительными все подписи Баталовой Г.В. в подписных листах №, поскольку не указано наименование района места жительства кандидата в депутаты. По мнению избирательной комиссии данные сведения о кандидате обязательны для заполнения в подписном листе, согласно форме подписного листа (приложение № к ФЗ от -дата- № 67-ФЗ), что в силу п.п. «з» п.6.4. ст.38 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ. Однако суд не может согласиться с указанными доводами ТИК Завьяловского района по следующим основаниям. Пунктом 5 статьи 2 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ определено понятие «адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от -дата- № «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав, права на участие в референдуме граждан РФ» указано, что адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума может не содержать всех указанных выше реквизитов с учётом фактических особенностей места жительства избирателя. Определением Конституционного Суда РФ от -дата- № по жалобе гражданина Б.А.П. на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 статьи 2 и пунктом 1.1 статьи 38 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определена следующая правовая позиция. Согласно подпункту 5 статьи 2 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ адрес места жительства - это тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражён в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства. В силу пункта 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от -дата- №) такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Содержащееся в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан (пункт 3 статьи 20), должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства). Иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования. При установлении анкетных данных заявителя в предварительном судебном заседании было установлено, что в паспорте Баталовой Г.В. в разделе «место жительства» указания на «Завьяловский район» не имеется. Место жительства Баталовой Г.В. в паспорте указано как -адрес-. Следовательно, данные о месте жительства Баталовой Г.В. в подписных листах указаны ею в соответствии с паспортом гражданина РФ. Установленное в суде обстоятельство не может являться нарушением избирательного законодательства и не может служить основанием для признания недействительными -данные изъяты- голосов избирателей. Одним из оснований для отказа Баталовой Г.В. в регистрации кандидатом в депутаты явилось то, что в подписных листах№ имеются исправления в сведениях об избирателях, поскольку кандидатом в депутаты Баталовой Г.В. собственноручно в подписных листах дописаны сведения об избирателях «-адрес-». Суд не может согласиться с указанным ТИК Завьяловского района основанием для признания подписей недействительными, поскольку в соответствии с п.11 ст.37 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. При изучении подписных листов установлено, что неоговоренные исправления в подписи и дате постановки этих сведений избирателей имеются лишь в подписном листе № в строке 8 (избиратель Д.Н.А.). Таким образом, ссылка ТИК Завьяловского района на наличие исправлений в сведениях об избирателях, что явилось одним из оснований для признания недействительными -данные изъяты- голосов избирателей, не нашла своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем не может быть расценена как основание для признания всех подписей избирателей недействительными. Из представленных суду копий листов с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты Баталовой Г.В. усматривается, что в подписных листах № в сведениях в лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей (О.Т.Г., Р.Д.В., Ш.Л.Л.) не указаны даты рождения указанных лиц, В соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объёме или не соответствуют действительности все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными. Возрастной ценз для лица, обладающего правом сбора подписей избирателей, - 18 лет, установлен пунктом 7 статьи 37 Федерального закона. По требованию пункта 12 этой же нормы каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно должно указать свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату её внесения. В соответствии с п.11 ст.28 Закона от -дата-. При сборе подписей избирателя в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя отчество, адрес места жительства, дату рождения, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, ставит свою подпись и дату её внесения… В соответствии с приложением № к ФЗ от -дата- № 67-ФЗ отражение указанных сведений в заверительной надписи лица, осуществляющего сбор подписи избирателей, также является обязательным, Отсутствие в подписных листах, представленных Баталовой Г.В., сведений о дате рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, предопределяет невозможность установления возраста такого лица и, соответственно, его правомочности в осуществлении сбора подписей, а поэтому противоречит требованиям закона. Действующее избирательное законодательство не содержит норм, обязывающих суд выяснять, не препятствует ли однозначному восприятию указанные в подписных листах сведения о кандидате, избирателе или сборщике подписей, исключается ли иное толкование данных, указанных в подписном листе. Выяснение степени восприятия и толкование таких сведений нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом. На основании изложенного суд считает, что все имеющиеся в подписных листах -данные изъяты- подписи избирателей в силу п.п. «з» п.6.4. ст.38 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ правомерно признаны ТИК Завьяловского района недействительным. В суде также установлено, что в подписных листах № в сведениях о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей (О.Т.Г., Р.Д.В.) не указаны наименование или код выдавшего паспорт органа. В соответствии с приложением № к ФЗ от -дата- № 67-ФЗ отражение указанных сведений в заверительной надписи является обязательным, что в силу п.п. «з» п.6.4. ст.38 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ также является основанием для признания -данные изъяты- подписей избирателей недействительными. В подписных листах № сведения о месте жительства лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей (О.Т.Г., Р.Д.В., Ш.Л.Л.), а именно «-адрес-», указаны не лицом, осуществляющим сбор подписей, а самим кандидатом в депутаты. Данный факт установлен в судебном заседании пояснениями заявителя Баталовой Г.В. и подтвержден представителем ТИК Завьяловского района. Действующее законодательство не предусматривает возможности восполнения недостающих сведений о сборщике подписей путем изучения подписных листов и внесение дополнительных сведений об этих лицах самим кандидатом. Указанное обстоятельство в силу п.п. «з» п.6.4. ст.38 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ является основанием для признания -данные изъяты- подписей избирателей недействительными. Ещё одним основанием для признания подписей избирателей в представленных подписных листах недействительными явилось указание в них сведений, не соответствующих действительности, что противоречит подпункту «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона. В таких случаях подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. Исходя из информации, представленной Управлением Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республики (отделение в Завьяловском районе) -дата- за №, не соответствуют действительности сведения, внесённые в подписные листы в отношении следующих избирателей: Суд соглашается с доводами заявителя Баталовой Г.В. и её представителя, о том, что подписи П.Г.С. и М.Л.К. недействительными не являются, поскольку П.Г.С. в подписном листе указал место фактического проживания, хотя это место, не совпадающее с местом его регистрации, однако оно также находиться на территории избирательного округа №, где осуществляла сбор подписей Баталова Г.В. М.Л.К. имеет активное избирательное право по месту своего пребывания при регистрации на 5 лет. Вместе с тем, суд считает, что подпись № К.Т.В. в подписном листе № должна быть признана недействительной на основании п.п. «в» п.6.4 ст.3838 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ. При обозрении в судебном заседании подписных листов, представленных Баталовой Г.В. в ТИК Завьяловского района, установлено наличие в подписных листах исправления, неоговоренных избирателем или лицом, осуществлявшим сбор подписей, а именно: - в подписном листе № подпись № имеется неоговоренное исправление в номере паспорта избирателя Л.И.А.; - в подписном листе № подпись № имеется неоговоренное исправление в дате внесения подписи избирателем Д.Н.А., что в силу п.п. «з» п.6.4. ст.38 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ является основание для признания подписи недействительной. Суд отмечает, что закон предусматривает осуществление исправлений, но при условии, если они будут оговорены избирателем или лицом, осуществлявшим сбор подписей, чего не было сделано в отношении вышеназванного исправления. В судебное заседание заявителем не были представлены доказательства, указывающие на отсутствие неоговоренных исправлений в подписных листах при их сдаче в ТИК Завьяловского района. В связи с чем, данные доводы заявителя и его представителя судом не принимаются. Таким образом, в судебном заседании установлено, что из представленных -данные изъяты- подписей за кандидата Баталову Г.В. недействительными признаются -данные изъяты- подписи по основаниям, предусмотренным п.п. «в» и «з» п.6.4 ст.38 Федерального закона, а именно: - отсутствие в подписных листах даты рождения у лиц, осуществляющих сбор подписей - -данные изъяты- подписи; - отсутствие в подписных листах в сведениях о лицах, осуществляющих сбор подписей, наименования или кода выдавшего паспорт органа - -данные изъяты- подписи; - указание в подписных листах сведений о месте жительства лиц, осуществляющих сбор подписей не самим лицом, а кандидатом - -данные изъяты- подписи; - наличие неоговоренных исправлений - -данные изъяты- подписи; - по справке ОУФМС у одного избирателя не совпадают паспортные данные - -данные изъяты- подпись. Суд считает, что изложенные в решении ТИК Завьяловского района обстоятельства о признании недействительными -данные изъяты- подписей избирателей нашли своё подтверждение в ходе разбирательства по делу и заявителем не оспорены. По смыслу действующего избирательного законодательства обязанность по надлежащему оформлению подписных листов, оформлению и составлению протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата и представлению названных документов в соответствующую избирательную комиссию для регистрации возлагается на кандидата, как на лицо, претендующее на замещение должности в представительном органе местного самоуправления посредством прямых выборов. Судом первой инстанции было установлено, что возложенная на заявителя обязанность в данном случае не была выполнена. При признании подписей недействительными должен соблюдаться принцип равенства всех кандидатов, и исключались факты различного толкования норм избирательного законодательства. Согласно части 17 статьи 29 Закона Удмуртской Республики от -дата- №-РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» соответствующая избирательная комиссия обязана в течение 7 дней проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В силу пункта 7 части 21 этой же статьи недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки являются в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу. Вышеназванные нормы Закона Удмуртской Республики являются действующими и не противоречат федеральному законодательству. Судом не принимается в качестве основания для удовлетворения требований ссылка заявителя и её представителя о том, что указанный в протоколе и ведомости проверки подписных листов п.12 не имеет подпунктов, в нем нет подпунктов с номерами №, указанных в этих документах, поскольку протокол и ведомость проверки подписных листов не содержит какого-либо решения, влекущего для Баталовой Г.В. правовые последствия. В настоящем случае заявителем обжалуется решение N 36.24 от -дата- Завьяловский ТИК об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу №, а не протокол и ведомость. Анализируя доводы Баталовой Г.В. о не сообщении Территориальной избирательной комиссией о реальном времени, когда будет проведена проверка подписей избирателей. Из материалов дела усматривается, что Баталова Г.В. -дата- была уведомлена о том, что проверка подписей в подписных листах состоится -дата- в 14.15 часов. По итогам проверки подписных листов -дата- рабочей группой по проверке подписей был составлен Протокол поверки подписных листов. Доказательств, что заседание рабочей группы по проверке подписных листов кандидата в депутаты Баталовой Г.В. происходило в иное время, отличное от времени уведомления Баталовой Г.В. о дате и времени проверки подписей в подписных листах со стороны заявителя в суд не представлено. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления Баталовой Г.В. о признании незаконным решения N 36.24 от -дата- Завьяловский ТИК об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу № и обязании избирательной комиссии зарегистрировать её в качестве кандидата не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Баталовой Г.В. о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- №.24 «Об отказе в регистрации Баталовой Г.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу №» и возложении на территориальную избирательную комиссию Завьяловского района Удмуртской Республики обязанности по регистрации её кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу № оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение пяти дней со дня принятия судом решения путем подачи кассационной жалобы через Завьяловский районный суд УР. Председательствующий судья Сентякова Н.Н.