О жалобе на постановление территориальной избирательной комиссии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

     15 ноября 2011 года                                                                   село Завьялово

     Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Сентяковой Н.Н., при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А.,

     с участием:

- прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики в лице помощника прокурора Шадрина Ф.В.,

- заявителя Мамонтова В.В., его представителя Чермных А.В., действующего на основании устного ходатайства заявителя,

- заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики в лице председателя комиссии Н.З.Р. (удостоверение от -дата-, сроком действия до -дата-),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мамонтова В.В. о защите избирательных прав,

У С Т А Н О В И Л:

     Мамонтов В.В. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, в котором просит отменить постановление территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики .17 от -дата- об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу и возложении на территориальную избирательную комиссию Завьяловского района Удмуртской Республики обязанности по регистрации Мамонтова В.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу .

Требования мотивированы тем, что указанное Постановление считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом от -дата- № 259-ФЗ п.11 не регламентирована расшифровка подписи избирателя, следовательно, считает, что указание фамилии полностью, а инициалов сокращенно не является нарушением указанного положения Федерального закона. Следовательно, признать подписи недействительными по данному основанию нельзя. Кроме того, избиратели сделали свое волеизъявление, поставив свои подписи в подписных листах, и отказ в регистрации Мамонтова В.В. как кандидата негативным образом скажется на праве избирателей избрать того кандидата, за которого они отдали свои голоса, подписывая подписные листы, что явно скажется на непосредственном выражении воли народа. Защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «б» части 1 статьи 72 Конституции РФ), в связи с чем законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Так, законами субъектов Российской Федерации не должны изменяться или ограничиваться закрепленные в Федеральным законом от -дата- № 67-ФЗ основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, однако эти гарантии могут быть дополнены новыми гарантиями, способствующими реализации указанных прав (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ). Если при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд установит, что норма конституции (Устава), закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта о выборах и (или) референдуме противоречит Федеральному закону от -дата- № 67-ФЗ, то следует применять соответствующую норму этого федерального закона (пункт 6 статьи 1 названного Федерального закона).

     В настоящем судебном заседании заявитель Мамонтов В.В. и его представитель Чермных А.В. заявленные требования поддержали, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в заявлении.

     Мамонтов В.В. суду пояснил, что документы в ТИК были поданы -дата- примерно в 15.00 часов, срок подачи документов заканчивался -дата- в 18.00 часов.

Представитель заявителя Чермных А.В. суду дополнительно пояснил, что в протоколе заседания рабочая группа перечислила массу законов, которые к данному случаю не имеют отношения. Форму подписных листов рекомендовала ТИК на сайте -адрес- избирательной комиссии в качестве образца. Именно такой подписной лист был предоставлен в избирательную комиссию. В указанной форме нет ссылок, где указано наименование и код подразделения. Мамонтов В.В. распечатал подписной лист с сайта и добросовестно заполнял его. В протоколе нет ссылки, что Мамонтов В.В. не полностью заполнял свои данные. Не составляет труда идентифицировать данные человека. Мамонтов В.В. был введен в заблуждение, он все сделал так, как его проконсультировали. Имеющиеся в сведениях об избирателе указание инициалов, нельзя толковать как, неполные сведения об избирателе и не препятствует однозначному восприятию этих сведений.

     Представитель заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики - Н.З.Р. с требованиями не согласна по следующим основаниям. Мамонтов В.В. сдал пакет документов и подписные листы -дата-. Рабочая группа проверила подписные листа и обнаружила нарушения. В подписных листах не указано наименование органа, код подразделения, выдавшего паспорт лицу, осуществляющему сбор подписей, его дата рождения. Рекомендуемый кандидату сайт - это сайт -адрес- избирательной комиссии УР. На сайте размещается не полная информация. При вынесении решения комиссия опиралась на материальные нормы права. Форма документов утверждена Федеральным законом № 67-ФЗ.

     Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся письменные материалы, заключение помощника прокурора Шадрина Ф.В., полагавшего, что жалоба Мамонтова В.В. не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

     Согласно статье 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

     Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от -дата- № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с последующими внесёнными в него изменениями и дополнениями (далее по тексту также - Федеральный закон, ФЗ от -дата- № 67-ФЗ), который имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

     Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом, могут устанавливаться Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. При этом в пункте 6 статьи 1 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ указано, что федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону, а в случае наличия таковых применяются нормы настоящего Федерального закона.

     Порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике регулируется Законом Удмуртской Республики от -дата- -РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» (далее по тексту также - Закон УР от -дата- -РЗ).

     Как установлено в судебном заседании, решением Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики от -дата- на -дата- назначены выборы Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва, текст решения опубликован в газете «П» от -дата- .

     -дата- в территориальную избирательную комиссию Завьяловского района Удмуртской Республики (далее по тексту также - ТИК Завьяловского района) в соответствии со ст. 33-34 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ и ст. 26, 26 Закон УР от -дата- -РЗ поступило уведомительное письмо о самовыдвижении гражданина Российской Федерации Мамонтова В.В. и его заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу .

     -дата- в 15 часов 05 минут Мамонтовым В.В. ТИК Завьяловского района представлены -данные изъяты- подписных листа с -данные изъяты- подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу .

     -дата- состоялось заседание рабочей группы ТИК Завьяловского района по вопросу проверки подписей в подписных листах, представленных Мамонтовым В.В.

В результате проверки было установлено, что

- подписные листы не соответствуют форме подписного листа согласно приложению к ФЗ 67-ФЗ (в бланке под удостоверяющей подписью сборщика подписи в списке нет слов «наименования или кода выдавшего его органа), недействительны все -данные изъяты- подписей на основании п.п.3,4 п.6.4 ст.37 ФЗ №67-ФЗ, ч.9 п.12 ст.29 закона 70-РЗ;

- подписные листы заверены кандидатом без указания полного имени и отчества - п.13 ст.37, п.п.з п.6.4 ст.38 ФЗ, п.8 ч.12 ст.29 УР - недействительны все -данные изъяты- подписей.

- в сведениях о сборщике подписей в подписных листах не полная запись - нет кода подразделения или органа, выдавшего паспорт - п.п.з п.6.4 ст.38 ФЗ, п.8 ч.12 ст.29 УР -РЗ.

     Постановлением территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- .17 Мамонтову В.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, на основании части 17, пункта 7 части 21 статьи 29 Закона УР от -дата- -РЗ.

     Оспаривая указанное постановление, заявитель ссылается на ошибочность выводов ТИК Завьяловского района при осуществлении действий по проверке подписных листов в части недействительности подписей.

     Анализируя доводы заявителя, в судебном заседании были исследованы представленные заинтересованным лицом подписные листы и другие материалы, которые были сданы Мамонтовым В.В. в избирательную комиссию для регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу .

     Согласно ведомости проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты по -адрес- избирательному округу Мамонтова В.В. от -дата- рабочей группой территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики были проверены -данные изъяты- подписных листа, содержащих -данные изъяты- подписи избирателей, и установлено, что:

- в подписных листах - все -данные изъяты- подписей избирателей являются недействительной на основании п.8 ч.12 ст.29 Закона УР;

     Со слов председателя ТИК Завьяловского района Н.З.Р. рабочая группа, руководителем которой она является, при проверке подписных листов руководствовалась как нормами Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ, так и нормами Закона Удмуртской Республики от -дата- -РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике», ссылки на которые имеются в ведомости. На сегодняшний день в этих двух нормативных актах имеются противоречия, однако постановление об отказе в регистрации кандидата в депутаты Мамонтова В.В. вынесено в соответствии с нормами республиканского законодательства, которое в данной части в противоречии с федеральным законодательством не находится.

     Действительно, Федеральными законами от -дата- № 143-ФЗ, от -дата- № 200-ФЗ, от -дата- № 259-ФЗ, от -дата- № 262-ФЗ и от -дата- № 263-ФЗ в Федеральный закон от -дата- № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внесены изменения, которые не нашли своего отражения в Законе Удмуртской Республики от -дата- -РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике».

     По требованию пункта 6 статьи 1 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.

     Таким образом, при проверке законности вынесенного территориальной избирательной комиссией Завьяловского района Удмуртской Республики постановления от -дата- за .17 «Об отказе в регистрации Мамонтову В.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу », суд руководствуется нормами как федерального законодательства, так и республиканского, в части не противоречащей нормам Федерального закона.

     В силу пункта 1 статьи 38 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).

     Процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными должна предусматриваться Законом (пункт 3 статьи 38 Федерального закона).

     Исходя из положений статьи 29 Закона УР от -дата- -РЗ в части, не противоречащей действующему федеральному законодательству, соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлечённых специалистов (экспертов). Заключения специалистов (экспертов) могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах (пункт 6).

     Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного частью 1 статьи 28 (2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей) настоящего Закона необходимого для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). При этом количество подписей, отобранных для проверки, должно быть одинаковым для всех кандидатов по соответствующему избирательному округу, для всех муниципальных списков кандидатов. Процедура проведения случайной выборки (жребия) по одномандатному избирательному округу определяется соответствующей территориальной избирательной комиссией, по муниципальному избирательному округу - избирательной комиссией муниципального образования (пункт 7).

     К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов (пункт 3 статьи 38 Федерального закона).

     По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона).

     Перечень оснований для признания подписи недействительной изложен в пункте 6.4 статьи 38 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ.

     Согласно представленной суду выписке из протокола заседания территориальной избирательной комиссии Завьяловского района от -дата- , все подписи, имеющиеся в подписных листах признаны недействительными по причине не указания полного имени отчества в заверительной подписи кандидата, а также отсутствия указания в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей наименования органа или кода подразделения, выдавшего паспорт и дата рождения указанного лица.

    Согласно п.п.з п.6.4. ст.38 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно;

При изучении подписных листов, представленных Мамонтовым В.В. в ТИК Завьяловского района, усматривается, что подписные листы - заверены кандидатом без указания полного имени отчества, что противоречит требованиям п.п. «з» п.6.4. ст.38 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ.

       Из представленных суду копий листов с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты Мамонтовым В.В. усматривается, что в подписных листах - в сведениях в лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей (К.В.В., Р.Е.П.,) не указаны даты рождения указанных лиц.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объёме или не соответствуют действительности все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными.

     Возрастной ценз для лица, обладающего правом сбора подписей избирателей, - 18 лет, установлен пунктом 7 статьи 37 Федерального закона. По требованию пункта 12 этой же нормы каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно должно указать свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату её внесения.

В соответствии с п.11 ст.28 Закона от -дата- при сборе подписей избирателя в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя отчество, адрес места жительства, дату рождения, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, ставит свою подпись и дату её внесения…

    В соответствии с приложением к ФЗ от -дата- № 67-ФЗ отражение указанных сведений в заверительной надписи лица, осуществляющего сбор подписи избирателей, также является обязательным, Отсутствие в подписных листах, представленных Мамонтовым В.В., сведений о дате рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, предопределяет невозможность установления возраста такого лица и, соответственно, его правомочности в осуществлении сбора подписей, а поэтому противоречит требованиям закона.

     В суде также установлено, что в подписных листах - в сведениях о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей (К.В.В., Р.Е.П.,) не указано наименование или код выдавшего паспорт органа. В соответствии с приложением к ФЗ от -дата- № 67-ФЗ отражение указанных сведений в заверительной подписи является обязательным, что в силу п.п. «з» п.6.4. ст.38 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ также является основанием для признания подписей избирателей недействительными.

     Действующее избирательное законодательство не содержит норм, обязывающих суд выяснять, не препятствует ли однозначному восприятию указанные в подписных листах сведения о кандидате, избирателе или сборщике подписей, исключается ли иное толкование данных, указанных в подписном листе. Выяснение степени восприятия и толкование таких сведений нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом.

На основании изложенного суд считает, что все имеющиеся в подписных листах -данные изъяты- подписи избирателей в силу п.п. «з» п.6.4. ст.38 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ правомерно признаны ТИК Завьяловского района недействительным.

    Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления Мамонтова В.В. о признании незаконным решения от -дата- Завьяловский ТИК об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу и обязании избирательной комиссии зарегистрировать её в качестве кандидата не имеется.

     На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Заявление Мамонтова В.В. о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- .17 «Об отказе в регистрации Мамонтову В.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу » и возложении на территориальную избирательную комиссию Завьяловского района Удмуртской Республики обязанности по регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу оставить без удовлетворения.

     Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

    Мотивированное решение изготовлено -дата-.

Председательствующий судья                                          Сентякова Н.Н.

Копия верна: Судья